Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:04, контрольная работа
Массовая политическая грамотность граждан необходима современному обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.
Основанное на общечеловеческих ценностях политическое образование способствует превращению человека из подданного властей в сознательного и полноправного гражданина своего государства, а затем и (по выражению древнегреческих стоиков) Гражданина мира, что является одним из важнейших показателей цивилизованной личности.
Введение.
Массовая политическая грамотность граждан необходима современному обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.
Основанное на общечеловеческих ценностях политическое образование способствует превращению человека из подданного властей в сознательного и полноправного гражданина своего государства, а затем и (по выражению древнегреческих стоиков) Гражданина мира, что является одним из важнейших показателей цивилизованной личности.
В работе рассмотрена политика как общественное явление, политология как наука, представлены категории и функции политологии, а также методы политической науки.
1.Политика как
общественное явление и
1.1.Происхождение политики.
На первоначальных этапах развития человечества, когда общество еще не знало резкого противопоставления интересов, механизмы самоорганизации в производстве и распределении продуктов, догматы религии, обычаи и нравы естественным образом регулировали как процесс удовлетворения потребностей, так и поддержание целостности социума. Однако эти механизмы оказались неспособными эффективно выполнять данные функции, когда вследствие прогресса материального производства, социальной и демографической мобильности резко усилилась социальная, этническая и религиозная дифференциация общества. В многообразных человеческих контактах выявился своеобразный блок конфликтных и непримиримых интересов, грозящих разрушить человеческое сообщество. И тогда сохранение целостности общества при условии удовлетворения групповых интересов стало представлять из себя серьезную общественную проблему.
Такая потребность была реализована в процессе становления специфических общественных институтов, оказавшихся способными за счет использования средств принуждения обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения. Появление механизмов публичной власти, свидетельствующее о возникновении государства (независимо от того, явилось ли оно на свет в интересах экономически господствующего класса, как утверждает марксизм, или же в форме надгруппового объединения, выполняющего функции арбитра, «ночного сторожа», на чем настаивают сторонники «договорных» теорий), выводило социальную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений [7].
Доступность власти или же удаленность от нее граждан и групп радикально меняла их социальные возможности для удовлетворения своих нужд и запросов, создавая, таким образом, совершенно иное измерение их роли и статуса. В свою очередь необходимость вступать в опосредованные государством отношения с другими слоями, классами, группами или же с самими центрами власти предполагала определенную селекцию, отбор властно значимых интересов и оформленность групповых притязаний. А это вело как к возникновению нового вида социальных ассоциаций, так и к увеличению числа людей, специально занимающихся управлением.
Итак, необходимость урегулирования
человеческих взаимоотношений, повлекшая
образование публичных органов
государственной власти, возникновение
социальных ассоциаций, где люди группировались
в целях защиты тех или иных
интересов, а также рост аппарата
управления и породили политический
уровень общественных отношений. С
появлением же политики общество стало
отходить от такой социальной организации,
где его целостность и
Для понимания сущности политической жизни принципиально важно, что интересы, заставляющие человека переступить грань, разделяющую политическое и неполитическое бытие, носят не индивидуальный, а надперсональный характер, имеющий определенное значение для той или иной части населения. Независимо от своего конкретного содержания (будь это потребности в изменении материальных условий, участие в управлении, распределении ценностей и т.д.), эти интересы должны неминуемо затрагивать положение иных общественных групп, что, собственно, и предполагает вовлечение в межгрупповые отношения людей «третьей силы» — государства. Поэтому там, где классы, нации, конфессиональные общности или другие общественные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальных возможностях других слоев населения, там и вовлекается государственная власть в регулирование общественных отношений, там и коренятся импульсы политических отношений.
Таким образом, политика представляет собой одну из разновидностей межгрупповых отношений[3]. Но при этом важно помнить, что «социальный заказ» на государственное посредничество поступает, как правило, тогда, когда группы исчерпывают ресурсы внегосударственного регулирования (например, экономического самоуправления, человеческой кооперации, воздействия моральных норм и т.д.). В силу этого политическая деятельность является для общественных групп не всегда обязательной и, порой, даже экстравагантной формой социального поведения, что, кстати, свидетельствует и о том, что политический уровень межгрупповых отношений отнюдь не обязателен для любой социальной системы .
1.2.Сущность и структура политики.
Итак, резюмируя сказанное, можно отметить, что политическая сфера жизни общества возникает по преимуществу в связи с реализацией таких интересов групп, которые затрагивают общественное положение других социальных и национальных общностей и потому требуют вмешательства государственных и иных институтов публичной власти, способных применить в целях урегулирования соответствующих противоречий и сохранения при этом целостности общества средства принуждения и социального насилия.
Поэтому политику можно определить как область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей [7].
Политика имеет определенную структуру. Ее компонентами являются:
1) политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти[7]. В содержательном смысле они характеризуют многообразные взаимодействия элиты и электората, элиты и контрэлиты, лидеров и групп поддержки, социальных и национальных общностей, разнообразных групп интересов и политических институтов. Важнейшим показателем политической жизни является характер политических отношений, показывающий, что доминирует в сфере государственной власти: непримиримая борьба за политическое господство или осознанная кооперация усилий всех слоев с целью оптимального использования государственного авторитета и принуждения, гражданский мир или война, стабильность или кризисность;
2) политическое сознание,
выражающее зависимость
3) политическая организация,
характеризующая роль
Наличие и взаимодействие этих структурных элементов придают политике внутреннюю целостность, позволяют ей выполнять определенные функции в обществе.
1.3.Функции политики.
В политической науке выделяются многообразные функции политики. Различные теоретики относят к важнейшим из них, то определение коллективных целей общественного развития, сохранение стабильности социума и распределение ресурсов (Парсонс), то авторитарное распределение ценностей (Алмонд), то управление и регулирование общественными процессами (Дюкло) и т.д. Обобщая наиболее характерные позиции по данному вопросу, сложившиеся в современной политологии, можно выделить следующие функции политики:
- выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества[3]. В этом смысле политика выступает средством предоставления людям дополнительных возможностей для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса;
- активизируя интересы граждан и обнажая тем самым конфликты, сопровождающие процесс достижения целей, политика призвана рационализировать возникающие противоречия, направлять их в русло цивилизованного диалога граждан и государства. Недаром Платон определял политику как «искусство жить вместе»[3];
- специфической стороной рационализации конфликтов является функция управления и руководства политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом, предполагая при этом и возможность использования средств социального принуждения;
- регулирование и управление политическими и социальными процессами в конечном счете предполагают интеграцию различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при изменении режимов правления;
- политика представляет собой специфическую среду социализации личности, включения ее в сложный мир социальных отношений. В политической сфере доминирующим мотивом социальной активности личности становится не приспособление к среде, а потребность в ее изменении и совершенствовании.
Таким образом, через политику человек способен обрести социальные качества, необходимые ему для удовлетворения жизненных потребностей, реалистического восприятия современного мира. По этим причинам политика выполняет своеобразную человекотворческую функцию, позволяя личности конституировать себя как самостоятельное социально активное существо;
Способствуя реализации групповых интересов и индивидуальных целей граждан, политика должна обеспечивать инновационность социального развития общества и человека[3].
Иначе говоря, используя методы политического регулирования, общество может создавать новые формы социальной организации жизни, формировать предпосылки для расширения отношений между народами, человеком и природой.
Понятно, что речь в данном случае идет только о важнейших функциях политики. Причем, политика может обладать не только явными, отчетливо выраженными функциями, но, также и функциями латентными (скрытыми), о чем предупреждал еще американский ученый Р. Мертон. Как и в живом организме, в том или ином конкретном обществе определенные функции политики могут носить неразвитый характер. Например, неумение предвидеть результаты государственного вмешательства в те или иные сферы общества может превратить политику лишь в форму постоянно запаздывающей реакции на происходящие события, целиком и полностью лишенную возможности управлять социальными процессами. Все это говорит о том, что по характеру осуществления (или — неосуществления) основных функций можно судить о зрелости и развитости политической жизни в конкретных обществах и государствах .
2.Политология
как интегративная
Одна из точек зрения на политическую науку рассматривает политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, теорию государства и права, политическую географию и все другие политические дисциплины.
Как отмечает Дж.Сартори, необходимо отказаться от «скверной привычки превращать политическую науку в единственном числе во множественные политические науки»[7]. В этой связи уместно провести аналогию с философией, которая, будучи единой наукой, в то же время включает экономическую философию, политическую философию, философию морали, истории и т.п.
Свидетельством широкого мирового признания такой позиции является употребление термина политическая наука в единственном числе в названии всемирной организации политологов — «Международная ассоциация политической науки». Международный коллоквиум политологов, состоявшийся в Париже в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО, также принял решение использовать термин «Политическая наука» в единственном числе[7]. И все же до сих пор полного согласия в вопросе о трактовке политологии не достигнуто. Во многом это объясняется различными национальными традициями в использовании политических терминов, непропорциональностью развития отдельных политических дисциплин в Европе и Америке, плюрализмом научных школ и направлений политической мысли.
Несмотря на отмеченные выше
расхождения в трактовке
Информация о работе Политика как общественное явление и область исследования