Политика как сфера деятельности общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.

Содержание

1. Введение
2. Сущность политики.
3. Структура и функции политики.
4. Политика как система регуляции общественных отношений.
5. Вывод
6. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 40.24 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Политика как сфера деятельности общества.

Содержание:

 

  1. Введение 
  2. Сущность политики.
  3. Структура и функции политики.
  4. Политика как система регуляции общественных отношений.
  5. Вывод
  6. Список используемой литературы

 

Введение

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно  должен взаимодействовать с другими  людьми и государством. Без обладания  такими знаниями личность рискует стать  разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования  и порабощения со стороны более  активных в политическом отношении  сил.

Массовая политическая грамотность  граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной  и общественной организации. Поэтому  сознательное формирование политической культуры как искусства совместного  цивилизованного проживания людей в государстве - забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, «там, где политическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное внимание. Ненужным же оно не будет никогда».

Демократическое политическое образование  базируется на признании основных гуманистических  ценностей и прежде всего свободы  и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно  помогает гражданину правильно оценить  соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы. Оно направлено также на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государственным и общественным институтам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной личности не может быть реальной.

Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются, прежде всего с сознания людей.'

Переход от командной экономики  к рыночному хозяйствованию и  от авторитарной политической системы  к правовому государству требует  коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового  менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование  способно в значительной мере ускорить этот процесс.

В нашем обществе оно призвано выполнять  ряд конструктивных функций и, прежде всего, помогать людям вырабатывать рационалистический и демократический  менталитет, усваивать ценности и  нормы демократической политической культуры, формировать такие качества, как политическая толерантность (терпимость), готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно  и институциализированно (в рамках закона и с помощью демократических  институтов) выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же относительно безболезненно разрешать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность, патриотизм и государственность, развитие демократического политического  сознания способствует также упрочению  у населения чувства гражданского долга, ответственности перед обществом  и государством, ограничивает влияние  политического радикализма и  экстремизма.

Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

 

 

 

Сущность политики

В современной  литературе существует несколько подходов к объяснению сущности и предназначения политики. Выделим основные.

Директивный подход. Сущность политики усматривается во властных отношениях, которые трактуются как отношения господства - подчинения между управляющими и управляемыми (управляющие навязывают свою волю управляемым). Политика понимается как отношения по поводу государственной власти, ее организации, распределения, как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. М. Вебер, сторонник такого понимания, считал: кто занимается политикой, тот так или иначе стремится к власти.

Данный подход, сводящий политику только к отношениям по поводу государственной власти, - узок. Властью обладает не только государство, а и партии, средства массовой информации и т. д. Кроме того, здесь исчезает социальный смысл, социальное предназначение политики.

Функциональный подход. Сущность политики сводится к технологии политических взаимодействий. Акцент делается на том, кто и как принимает политические решения, как осуществляется деятельность по управлению обществом. Еще Платон высказал мысль, что править должны мудрые. Сегодня творцами политики являются политические элиты и политические лидеры, которые обладают специальными знаниями для принятия политических решений, выполнения регулятивной и интегративной функций. Когда элита некомпетентна, политика утрачивает свои функции по сплочению и управлению обществом. Данный подход, несомненно, содержит рациональный момент в выявлении сущности в политике, но он также неполон.

Коммуникативный подход. Включает в себя два направления. В рамках первого политика понимается как социальная этика, цель которой - благо не отдельного человека, а общее благо (народа, государства). Главное предназначение политики усматривается в обеспечении целостности общества через согласование, гармонизацию интересов. Основы такого понимания политики как сферы интеграции общества заложил еще Аристотель. Современная политика свидетельствует, что это скорее относится к сфере должного, желаемого в политике, чем к реальной политической действительности. В рамках второго, называемого конфликтологическим, направления политика понимается как сфера борьбы, сфера господства и подчинения одних групп другими. Традиция такого толкования идет от Н. Макиавелли, а наиболее ярко оно представлено в марксистском учении, где политика рассматривается как сфера борьбы классов. Сегодня конфликтологическое направление в истолковании политики развивают американский социолог Н. Смелзер, немецкий политолог Р. Дарендорф и др.

Таким образом, сущность политики может быть раскрыта через  три взаимосвязанных и дополняющих  друг друга определения.

Политика - это деятельность, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Политика - это искусство управления государством, деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития с помощью институтов государственной власти.

Политика - это способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, не исключающий конфликты, а предполагающий их умелое разрешение. 
 

Политология есть наука  о политике в особой сфере жизненной  деятельности людей связанных: - распределение  властных полномочий, - политические организации  общества, - правовыми нормами, обеспечивающими  его нормальное функционирование. Политика - это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

любой тип политики связан с решением проблем существования  и функционирования государства - такого социального института, который  как раз и служит для решения  проблем, интересующих все общество;

- связь с действиями и интересами больших масс людей;

целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий  и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь  имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается  в реальной политике);

властный характер, способность  принуждения, волевого воздействия  для придания целенаправленности действиям  многих людей.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ: 1) Возникла из взаимотребований, проявляемых людьми в связи с распределением власти и собственности. Политика носит универсальный характер, т.е. политический аспект имеет вмешательство государства.

 

Структура и функции политики.

 

Политика существует в различных ипостасях (формах) - в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных препарирований (делений) политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается  в государстве, партиях и группах  интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в  ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах  и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный  характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных  социальных групп, организаций и  индивидов.

В широком значении понятие «полиси» относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других политических акторов: партий, профсоюзов и т.д.

Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В  качестве ее относительно самостоятельных  элементов можно выделить

1) политическое сознание, включающее  внутренний мир, менталитет, ценностные  ориентации и установки индивидов,  а также политические взгляды  и теории;

2) нормативные идеи: программы и  избирательные платформы политических  партий, целевые установки групп  интересов, политико-правовые нормы;

3) институты власти и борьбы  за нее;

4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Помимо составных частей и элементов  в политике иногда выделяют три уровня ее существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует  государство как целое, публичную  принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и  на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы  и т.п. Здесь, как и в государстве  в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует  суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют  важнейшие направления воздействия  политики на общество. К ним относятся:

· поддержание и укрепление целостности  общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного  порядка и организованности;

· разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация  ресурсов на их осуществление;

· авторитарное, обязательное для  всех распределение дефицитных ценностей  и благ;

· предотвращение и регулирование  групповых конфликтов;

· конституирование сложных социальных субъектов 

Суть этой функции достаточно полно  описывает английский политолог  Р.Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования  общности; определение общих интересов  всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей  между субъектами или выработку  правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции.

Кроме этих, присущих в большей  или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд  специфических для определенных типов социальных систем функций. Это поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Политика как система регуляции  общественных отношений.

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они выступают, являются объектом регулирования различных  норм. Так, права и обязанности  члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к т.н. корпоративным нормам. Взаимоотношения  между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Отправление  религиозных культов осуществляется в соответствии с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся  под «юрисдикцией» правовых норм.

Вся совокупность норм, посредством  которых осуществляется регулирование  поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования  общественных отношений. Право - уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно - лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.

Информация о работе Политика как сфера деятельности общества