Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном, волюнтаристском подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

 

Механизм осуществления  политической власти.

Как показывает современная политическая практика демократических стран, механизм власти имеет довольно сложную иерархическую  структуру.

Первичным субъектом власти, ее источником является народ, который, реализуя часть  властных функций непосредственно, другую часть из них передает (делегирует) своему официальному представителю – государству. Так, в Конституции Российской Федерации (ст.3) говорится: «1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы самоуправления» (схема №2).

Государство в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется разделением властей.

Идея властей, появившаяся в  Новое время в европейской  политической мысли (Дж.Локк, Ш.Монтескье), впервые нашла свое юридическое  оформление в Конституции США, конституционных  актах Великой французской революции, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей.

 

 

Схема №2. Структура народовластия в Российской Федерации.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во-первых, это позволяет  четко определить функции, компетенцию  и ответственность каждой ветви  власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать  систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамическое равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий.

В-третьих, реализация принципа разделения властей дает возможность  гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.

Разделение властей  реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.

Разделение  властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом создаются центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах, например, в Великобритании, региональный уровень отсутствует.

На практике совершенно очевидно разделение государств на централизованные, где местные органы власти являются как бы «продолжением» центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); полуцентрализованные – местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном – зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).

Разделение  властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда их нестрого называют «ветвями» власти) – законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.

В подавляющем большинстве  стран носителем законодательной  власти выступает представительный орган – парламент, который бывает двух- или однопалатным. К примеру, однопалатный парламент действует в 8 и 18 западноевропейских стран (в Исландии, Люксембурге, Португалии, Греции, скандинавских государствах). В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая – на основе территориальной пропорциональности. Причем, в некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты – равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства  в законотворческом процессе.

В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации (ст.94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная  власть в различных странах еще более разнообразна. В некоторых странах (США) главной исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других – эти функции разделены. К примеру, в Великобритании глава государства – монарх, глава исполнительной власти – премьер-министр. В государствах с республиканским устройством (Германия, Франция, Италия и др.) главой исполнительной власти является премьер-министр, а главой государства – президент.

Особенностью исполнительной власти является то, что она не только организует выполнение решений законодателей, но и сама может издавать нормативные акты или выступать с законодательной инициативой.

Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство  Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. В ее систему включены организация и учреждения, независимые от других органов власти: это конституционные суды  или другие судебные органы. Назначение этих органов состоит в том, чтобы быть гарантом защиты демократической системы от чрезмерных притязаний на власть со стороны законодательной, исполнительной и в какой-то мере общественной власти. Помимо конституционных судов практически во всех странах существуют особые административные суды, которые разрешают конфликты, возникающие между гражданами и органами правительства. За соблюдение законов следят прокуратуры, другие контрольные органы (государственный контроль, налоговая инспекция и т.д.).

По Конституции Российской Федерации (ст.118) судебная власть в  стране «осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ, а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражным судом, - Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме органов государственной  власти, властные полномочия имеют  и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Федерации. Они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

 

Эффективность и легитимность власти.

Одним из наиболее важных интегральных характеристик власти является ее эффективность, т.е. степень выполнения властью своих задач и функций. Практически это означает гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности (лат.legitimus – согласный с законом, законный, правомерный).

История понятия «легитимность» восходит к средним векам, когда  складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Легитимность преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже с середины XIVв. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти.

В научный обиход термин «легитимность» ввел М.Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Понятие «легитимность» часто переводится как «законность», что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.

М.Вебер выделил три  основных типа легитимного господства (власти): традиционное господство, харизматическое и легальное господство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов.

В реальной политической практике типы легитимности переплетаются и взаимно  дополняют, усиливают друг друга. Подобное было, к примеру, во Франции, когда принятие ее конституции, основавшей V Республику в 1958 г., личный престиж Ш.де Голля и два референдума 1961 и 1962 гг. позволил главе государства решительно положить конец алжирскому конфликту.

Доминирование того или иного типа легитимности связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем, тогда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона.

Системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию легитимности, которая дает возможность измерить легитимность эмпирическим путем.

Д. Истон и его последователи  утверждают, что условием легитимности политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Легитимность в их представлении это «степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки». Данный ценностно-нормативный подход позволил Д.Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специальную легитимность.

Диффузная легитимность, согласно Д.Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идеям и принципам политической власти, независимо от результатов ее деятельности.

 Специальная легитимность ситуация, кратковременная, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует

В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и  специальной легитимностью были выделены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфическая, с помощью которых можно точнее измерить легитимность власти, политического режима или его отдельно института.

В современной политической литературе существуют иные подходы  к типологии легитимности. Французский политолог Ж.Л.Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных актора (участника) –управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется прежде всего относительно них. Таким образом, она должна соответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая легитимность) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая легитимность).

Демократическая легитимность – это перенос на все общество механизма принятия решения индивидов: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная коллективная свободная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм –мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применяют в демократических режимах универсально – как для выбора представителей народа, так и для голосования законов или принятия решений в рамках коллегиальных исполнительных структур. Однако, в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали утверждению авторитаризма и тоталитаризма. Так было в Германии в 1933г., когда Гитлер пришел к власти вполне законным путем; так было во Франции, где вишистский режим вышел из легального парламента, палата депутатов которого была выбрана весомым большинством голосов французов.

Технократическая  легитимность связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип легитимности может иметь свои «извращения». Когда к власти приходит «компетентная элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство».

Кроме того, согласно Ж.Л.Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая легитимность) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая легитимность).

Информация о работе Политическая власть