Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:17, статья
В России в последние два десятилетия оформился новый тип социальности, по существу не имеющий аналогов в отечественной истории. В то же время у него, безусловно, есть исторические корни. В целом это сложный сплав “современности” с “архаикой”: знакомые, хорошо узнаваемые элементы прошлого сложились сегодня в какую-то новую мозаику.
В начале ХХ в. присущий России со времен Петра I конфликт двух цивилизаций, стянутых в одну, казалось бы, был преодолен. Коммунистический порядок устранил фундаментальное противоречие между традиционалистской старомосковской культурой основной массы населения и европеизированной cубкультурой верхов (путем уничтожения — как физического, так и ментального — обеих). В России ХХ в. утвердились единая (“одна на всех”) культура и единый тип политического.
Первый и главный уклад постсоветской жизни сегодня принято обозначать термином “Рублевка”. Данное понятие из географического превратилось в социокультурное. Конгломерат “рублевок” (во всех “городах и весях” современной России) образует “архипелаг” новой русской жизни, оторванный от “почвы”, но определяющий ее настоящее и будущее. Это тот своеобразный “питомник”, где выращивается “новая порода” людей, чистый продукт “нефтегазовой” культуры. С ними, с их воспроизводством связано подлинное торжество этой “высокой” культуры раскола. И перспективы развития страны тоже.
* * *
Нынешний социокультурный раскол не есть нечто случайное, несущественное, неожиданная специфическая реакция на современность. Наша политическая культура вообще подвержена расколам. Эти повторяющиеся, типологически, структурно, содержательно схожие явления во многом определяют русскую жизнь. У расколов имеется особый ритм, как-то связанный с национальной социодинамикой. Они накладываются на чередующиеся эпохи “открытия” и “закрытия” русской системы, ее опосредованного мир-системой — и (в основном) замкнутого, ориентированного на себя существования. Синхронизированы они и со своеобразным русским циклом смены “смут” и “порядка”: чередованием периодов социальной нестабильности, кризисов, катаклизмов — и упорядочивания, “подмораживания” хаоса (когда порядок привносится “сверху”, а не произрастает — постепенно, естественно — изнутри, из клеточек социального организма).
В ситуации нынешнего раскола,
при непримиримом, антагонистическом
характере взаимоотношений
Противостояние субкультур актуализирует и иные “компенсаторные механизмы”, обеспечивающие сплоченность на “почвенном” уровне, символическое единение социального организма, т.е. все то, что находит выражение в идее “особого русского пути”. Ее “возрождение” приходится на середину 1990-х годов, когда определились основные черты новой российской социальности. Идея “особого пути” не просто “спускается сверху”, чтобы усилить почвеннический изоляционизм, герметично закрыть “резервацию”. Этой идеей обременена сама “почва”. Посредством ее легитимируется власть: обеспечивая России “особый путь”, она как бы встает над двумя “складами” русской жизни, непосредственно не связывая себя ни с одним из них, но выполняя функции посредника, модератора. Иначе говоря, она (символически) занимает то положение, которое и назначено русской власти. Продвижение идеи “особого пути”, внедрение ее в массовое сознание “укореняет” (опять же символически) господствующие группы, придает им национальные черты, консолидирует их. В результате формируется некое странное подобие (имидж) социального единства, гарантирующего подобие (имидж) благосостояния и прогресса.
Тот факт, что политический
“консенсус”, достигнутый “элитами”,
ориентирован на русскую “особость”,
еще раз подтверждает: по своему
происхождению и взглядам мы не принадлежим
к западному миру. Очередной дрейф
на Запад не привел к возникновению
на русской “почве” гражданской
формы жизни, опирающейся на либеральный
государственный и