Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:14, реферат

Краткое описание

Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые. Рассмотрев все известные партии, мы сможем сделать вывод, что демократические партии созданы для защиты интересов буржуазии, богачей и собственников. Все эти партии являются проводниками идей капитализма и выражают, как правило, интересы международных финансовых групп, так как в России большинство крупных капиталов было создано при помощи зарубежья.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.74 Кб (Скачать файл)

 

Каждая  партия создавалась для защиты интересов  определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые  и новые слои избирателей. В результате партии стали в большинстве своем  объединениями, в которых в том  или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.

 

Существование в партии нескольких фракции, направлений  не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку  помогает ей сохранить свое влияние  среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов  в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между  различными фракциями и течениями.

 

Те  слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые  поддерживают ее на протяжение длительного  времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах - её электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических  партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних  слоев. Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих  к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

 

2 Функции политических партий

 

В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам  различных социальных групп, большинства  граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать  интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских  странах (в значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования  существующих программ помощи социально  незащищенных групп населения. Политические партии вынуждены решать в своей  деятельности очень разнообразные  задачи, поэтому и количество приписываемых  им некоторыми политологами функций  перевалило за десяток.

 

Во-первых это функции звена между правящими  и управляемыми. Партия всегда выступает  как канал передачи информации, циркулирующей "сверху вниз" и "снизу вверх". Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был  исключительно мощным, второй почти  иссяк. Но в условиях либеральной  демократии не следует недооценивать  значение партии в формировании общественного  мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это  позволяет партиям выражать социальные интересы.

 

Во-вторых партии выполняют функции аккумуляции  социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные  интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них  в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов  необходимо выделить наиболее социально  значимые. Далее и эти "отборные" интересы необходимо увязать между  собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

 

В-третьих  важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего  общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые "носятся  воздухе" и вытекают из обстоятельств  повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость  построения коммунизма не следовала  из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта  цель воодушевила миллионы людей  на реализацию программы радикального преобразования общества.

 

В-четвертых, партии занимаются рекрутированием  властной элиты и способствует ее политической социализации. Под рекрутированием  следует понимать подбор кадров как  для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и  бюрократию.

 

Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп. Групп, на которые индивид ориентирует  поведение своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.

 

3 Классификация политических партий.

 

Классификация политических партии обычно начинают по признаку внутрипартийных структур. В рамках одной из них выделяются кадровые и массовые партии, различающиеся  по количеству членов, основным направлениям деятельности, организационной стабильности и принципам руководства. Массовые партии отличаются, прежде всего, многочисленностью  состава. Массовые партии отличаются тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Основная деятельность таких партий имеет идеологическую и воспитательную направленность. Они активно участвуют  в избирательном процессе. Руководства  в массовых партиях принадлежат  профессиональным политикам, постоянной профессиональной бюрократии, причем центр власти находится в самой  партийной организации. Иное дело- кадровые партии. Это объединение так называемых "нотаблей" с целью подготовки выборов и сохранение контактов с уже выбранными представителями.

 

Различают несколько категорий "нотаблей". Во-первых это люди, которые своим  именем или престижем повышают авторитет  кандидата в депутаты завоевывают  ему голоса; во-вторых, умелые организаторы избирательных компаний; в-третьих, финансисты.

 

Кадровые  партии действуют преимущественно  в период предвыборных марафонов, а  в промежутках их активность замирает. Как правило, они отличаются отсутствием  механизма официального приема в  эти партии. Руководство осуществляется "нотаблями", причем особенно широкие  полномочия концентрируются в руках  тех, кто от имени партии участвует  в правительстве. Ряд партий рассматривают, как полумассовые - промежуточный  тип, не имеющий своего места в  классификации. Это партии, состоящие  только из коллективных членов, например британские лейбористы в первые годы своего существования. С финансовой точки зрения, это была массовая партия, так как выборные расходы  покрывались за счет взносов членов тред-юнионов (которые и входили  в партию на правах коллективного  членства).

 

По  характеру первичных организаций  выделяют четыре разновидности: партии-комитеты; партии-секции; партии-ячейки; партии-милиции.

 

1. Партии-комитеты являются кадровыми.  Это - организационно рыхлые ассоциации "нотабелей", и первичные организации  здесь просто отсутствуют. Примерами  может служить Консервативная  и Либеральная партия Великобритании  в 19в.

 

2. Партии-секции имеют разветвленную  сеть местных организаций. Это  централизованные партии с довольно  жесткой внутренней дисциплиной,  но в то же время допускающее  "горизонтальные связи" между  низовыми подразделениями.

 

3. Партии-ячейки отличаются еще  более жесткой структурой. "Ячейки" создаются, как правило, на  рабочих местах (по производственному  или по территориально-производственному  признаку). Внутрипартийные связи  носят, по преимуществу, "вертикальный" характер: "сверху" идут директивы, "снизу"- отчеты об их исполнении. Фракционная деятельность запрещена,  руководство носит строго централизованный  и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активно  участвовать в их работе.

 

4. Партии-милиции имеют военизированную  структуру с её главной отличительной  чертой- принципом единоначалия. Такие  партии встречаются достаточно  редко. В качестве примеров можно привести штурмовые отряды в Германии (хотя сама НСДАП была партией секционного типа), террористические организации, а также некоторых стран, в которых десятилетиями длится война (Ливан, Северная Ирландия). Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партии в борьбе за власть. Старейшим (и наиболее популярным посей день) критерием, используемым для классификации партийных систем, является количественный: выделяют беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Первые две разновидности возможны лишь в сочетании с авторитарными режимами и могут названы партийными системами условно, ибо значимое политическое взаимодействие между партиями здесь отсутствует. Беспартийные системы в мире встречаются редко. Это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры, налагающие запрет на деятельность других партий. В качестве примеров можно назвать своеобразные политические устройства Ирана (после самороспуска Исламской республиканской партии) и Ливии. Однопартийные системы свойственны в основном эгалитарно-авторитарным, авторитарно-ипэгалитарным и популистским режимам. Исходя из существования в той или иной стране однопартийной системы, можно достаточно уверенно приписывать ей один из перечисленных режимов.

 

Количественная  классификация выделяет лишь две  партийные системы, которые с  либеральной демократией: двухпартийную  и многопартийную. Главная сложность, связанная с применением этих понятий, вытекает из некоторой условности термина "двухпартийная система" в Великобритании, которая считается  её классическим образцом, "третьи" партии набирают на выборах до 10% голосов, а количество этих партии давно перевалило за сотню. Обосновывая правомерность  использования термина, обычно указывают  на то, что власть всё же осуществляется попеременно двумя крупными партиями.

 

Сравнительный анализ недостатков и достоинств двухпартийной и многопартийной систем издавна занимал политологов. Большинство всегда склоняется на сторону  первой из них, приводя следующие  аргументы:

 

1. Утверждают, что двухпартийная система  способствует постепенному смягчению  идеологических конфликтов между  партиями и их постепенному  переходу на более умеренные  позиции. А это делает политическую  систему более устойчивой.

 

2. Другое преимущество двухпартийной  системы усматривают в том,  что она позволяет одержавшей  победу на выборах партии сформировать  не подверженное кризисам правительство.  Действительно, если в парламенте  представлены лишь две партии, то одна из них непременно  имеет абсолютное большинство  мест, и вынести вотум недоверия  ее лидеру - премьер-министру невозможно.

 

3. С точки зрения избирателя, несомненное  достоинство двухпартийной системы-  то, что она облегчит выбор  при голосовании. Не нужно читать  десятки партийных программ или  часами сидя у телевизора, вникать  в рассуждение "говорящих голов"; партий всего две, и соотнести  собственные интересы с их  программами не так уж сложно.

 

4. Наконец, утверждают, что только  двухпартийная система позволяет  приблизится к идеалу ответственного  правления, который играет важнейшую  роль во всех без исключения  теоретических моделях демократии. Одна из партии находится у  власти, другая в оппозиции. Если  избиратели недовольны работой  правительства, они используют  выборы для того чтобы отправить  его в отставку.

 

В условиях многопартийности политическое руководство носит, как правило, коалиционный характер. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая  поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что  является удобным партнером по коалиции.

 

Двухпартийные системы действительно продемонстрировали уровень стабильности и эффективности, о котором в условиях многопартийности приходится только мечтать.

 

Хотя  политические партии в современном  смысле слова возникли не так давно, ныне, по общему мнению политологов  и политиков, они переживают период упадка.

 

Сходит  на нет значение низовых партийных  организации, а партийная печать, долго считавшаяся одним из признаков  либеральной демократии, ныне стала  анахронизмом. Роль партии в структурировании результатов выборов тоже заметно  уменьшилась. Часто люди голосуют не за партию, а за "имидж" того или  иного кандидата, созданный коммерческими  средствами массовой коммуникации. Тем  не менее, нет института, который  успешнее справлялся бы с тремя важнейшими функциями - передачи власти, политической мобилизации масс и легитимации  существующих режимов, чем партии.

Классификация политических партий

В становлении партии как политического  института, отношении к этому  институту государства политологами выделяется три основных стадии:

1) стадия противодействия, противоборства, подавления и 

борьбы  с партиями - период существования  абсолютистских государств вплоть до конца XVIII в., который характеризовался устойчивой оппозицией государства  к любой политической группировке;

2) стадия игнорирования партий - с  конца XVIII в. до 70-х годов XIX в., государства обеспечивали Формальные  условия для политической инициативы, не нарушающей общественного  правопорядка. Политические партии  на этапе свободной рыночной  конкуренции во многом представляли  собой элитарные, замкнутые политические  группировки экономически преобладающих  социальных слоев. Они не имели  постоянно действующих местных  организаций, не проводили регулярных  съездов или конференций, их  сторонники не были связаны  партийной дисциплиной. 

С конца 70-х годов XIX в. в ведущих  западных странах происходит преобразование традиционных «элитарных» группировок  в партии «массового типа». На формирование таких партии значительно повлияло введение всеобщего избирательного права.

Партии  предпринимателей в целях завоевания поддержки широких слоев избирателей  вынуждены были пересмотреть многие принципы своей деятельности, выдвинуть  лозунги защиты демократии, общих  интересов нации и всеобщего  блага и т. п.

Расширялась социальная база партий трудящихся, Например, германская социал-демократическая  партия, созданная в 1875 Г., быстро прогрессировала. В начале ХХ в. ее ряды превысили  миллион членов;

З) стадия признания и легализации  партий (закрепление правового статуса  партий) - период развития современных  демократических государств, в которых  партии окончательно превратились в  посредников между гражданским  обществом и государством.

Информация о работе Политическая система