Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить политическую систему общества с точки зрения системного анализа.
Задачами данной работы являются:
Раскрыть общие положения о политической системе общества

Вложенные файлы: 1 файл

Аннотация содержания темы.docx

— 55.55 Кб (Скачать файл)

Сущность  политической системы Российской Федерации  закреплена в ряде статей Конституции  страны: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч.1 ст.1); суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч.1 ст.4); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ч.1ст.5); государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную (ст.10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ч.1ст.11); государственную власть в субъектах РФ осуществляют образованные ими органы государственной власти (ч.2 ст.11); в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст.12); в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность (ч.3 ст.13); общественные объединения равны перед законом (ч.4 ст.13); каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч.1 ст.30).

Процесс реформирования российского общества и всей его политической системы  высветил ряд неблагоприятных для  личности тенденций, существенно ослабляющих ее реальное положение в обществе, социальную и правовую защищенность. Причины этих явлений накапливались десятилетиями. Оценивая общую ситуацию, нельзя не видеть, что личность сегодня подвергается серьезным испытаниям. К ним, на мой взгляд, относятся следующие:

- высокий  уровень преступности;

- падение  жизненного уровня людей, низкий прожиточный минимум, есть голодающие или живущие впроголодь;

- экологические  катаклизмы, создающие в ряде случаев экстремальные ситуации;

- притеснения  бюрократии, которая отнюдь не отступает, а лишь перестраивается и в ряде случаев наступает;

- существует  угроза и со стороны экстремизма, стихийных анархических сил, смыкающихся в ряде случаев с коррумпированными элементами.

Указанные факторы оказывают влияние не только на отдельного человека, но и  на всю общественно-политическую жизнь  страны. «Права человека нельзя обеспечить в полном объеме без коренной модернизации общественного производства, кардинальной реконструкции политической системы. Только в этом случае можно создать условия для полной и всесторонней реализации человеческой личности. Коренное изменение государственной политики в области прав человека, совершенствование прав и свобод личности - одна из стратегических линий реформирования политической системы, ее развития в направлении все более полного осуществления самоуправления народа на основе активного и действенного участия граждан в решении вопросов государственной и общественной жизни».

В настоящее время в российском обществе складывается олигархически-корпоративный  тип политической системы, при которой  влияние на рычаги власти имеют представители  наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролируют уже более половины государственной экономики и частного сектора. Причем процесс срастания власти и криминала продолжается. «Корпоративные принципы отношений элитарных групп качественно снизили влияние на власть идеологически ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных широких слоев населения».

В Конституции Российской Федерации закреплены содержание политической системы общества, порядок образования ее структурных составляющих. Важное значение имеет закрепление принципа плюрализма, как в идеологии, так и в политической системе (разделение властей, многопартийность, общественные объединения). В Конституции отсутствует какое-либо упоминание о партийно-политической системе, тем более, о ее приоритете в обществе. Напротив, Конституция Российской Федерации проникнута установлениями о равенстве общественно-политических и иных объединений граждан.

Эксперты  убеждены, что только одна партия - «Единая Россия» будет побеждать на региональных выборах. При столь масштабном административном ресурсе, который сейчас работает на нее, победить на региональных выборах какой-то другой партии практически невозможно. Рассматривая судьбоносную проблему о перспективах развития политической системы Российской Федерации, прежде всего, выражается обоснованная озабоченность в связи с тем, что желаемая  многопартийность не вырастает из реальных потребностей людей, а строится искусственно  и ведет к «росту протестных настроений». Прав автор в том, что, «если политическая система монополизирована, власть просто не в силах адекватно реагировать на проблемы, которые актуальны для граждан». Будучи одним из ведущих руководителей государства, С. Миронов особую тревогу выражал в связи с возобновившейся тенденцией установления однопартийности в современных условиях развития России. «В последнее время мы видим сознательное вытеснение малочисленных партий из участия в избирательном процессе путем повышения проходных барьеров. Есть опасения, что, вопреки обещаниям, приведет это не к стабилизации системы, а к ее стагнации из-за политической монополии на власть определенных сил».

Такая опасность усматривается автором  в деятельности партии «Единая Россия», которая в восприятии большинства населения так и остается «партией чиновников...».

Как утверждает известный политолог  А. Ципко, сам тот факт, что любого человека у нас можно вытащить из политического небытия и при помощи ТВ сделать за несколько месяцев лидером мировой державы, говорит о том, что у нас нет политической системы как системы правил игры, системы отношений, жестких критериев выдвижения и подбора кадров. «Если для того, чтобы стать лидером, надо им обязательно быть, то подлинно демократические выборы в принципе невозможны». В.Н. Синюков указывает на неустойчивость современной российской политической системы, ее зависимость от теневого бизнеса и исполнительных структур, на непомерную политизированность властей, включая судебную, сосредоточение реальных полномочий в администрации Президента РФ, неэффективность контрольных функций законодательных органов и др. К сожалению, в настоящий момент противовесов президентской власти практически не существует. Государственная Дума и Совет Федерации абсолютно лояльны к Президенту и в результате в парламенте мы не наблюдаем никаких серьезных политических дискуссий. «Единая Россия» постепенно превращается в КПСС (именно только этим можно объяснить желание всех, кто хочет попасть во власть или остаться в ней, вступить в эту партию).

Руководитель  отдела специальных программ Института  социальных систем Д.В. Бадов недостатком современной политической системы также считал то, что существующая конституционная система власти в стране базируется на одном принципе - существует всесильная президентская власть, а все остальные видоизменяется в соответствии с ее целями и задачами. «Разделение и баланс властей в Основном законе не выстроены, механизм спокойной смены власти в нем не заключен. Смена власти, смена Президента страны при действующей Конституции всегда будет иметь тенденцию превращаться в стихийное бедствие, а не в обычную политическую практику, поскольку гарантией стабильности и нормального политического развития являются не закон и процедура, а неформальные договоренности элитных групп и поведение личностей - как действующего главы государства, так и его преемника. А эти вещи малоустойчивы».

Не  случайно отдельные авторы подчеркивают, что для российской политической действительности сегодня характерно глубинное неприятие властью демократических институтов наряду с демагогией и лозунгами о демократии,  примеры тому - сужение права на референдум, парламент превратился в дорогостоящий законоутверждающий орган при Президенте РФ.

Среди серьезных проблем в современной  России стоит вопрос о выработке  механизма контроля власти со стороны  общества. Иными словами, без эффективного контроля общества за действиями властных структур - от принятия решений до их практической реализации - невозможно ни построение провозглашенного в Конституции РФ правового государства, ни формирование гражданского общества. «Проблема ответственности власти важна и потому, что, претендуя на статус демократического, российское общество и государство мало, что делают для обеспечения необходимого контроля за деятельностью власти, а то, что делается в этом направлении, не приносит желаемых результатов».

Почему  наше государство, казавшееся до этого подавляющим гражданские права монстром, сейчас неспособно обеспечить даже главное право человека- право на жизнь? Ответы на этот вопрос содержатся в обращении Президента России В.В. Путина к гражданам страны.

Результаты  многочисленных исследований свидетельствуют, что для России конца XX века была характерна специфическая, как бы «двухэтажная», двухуровневая политическая система. Похоже, ничего не изменилось…

С одной стороны, по своим формальным характеристикам российская политическая система является аналогом самых  развитых европейских демократий: в России гарантированы свобода деятельности самых разных политических организаций, свободные и всеобщие выборы, многопартийность, высокая степень свободы прессы. С другой стороны, общество, политические институты и государственные органы в массе своей по-прежнему живут по правилам административной системы, авторитарного государства и распределительной экономики, предполагающих приоритеты непубличных, закулисных, антидемократических методов и механизмов управления.

Развитие  и стабилизация нашего общества, демократизация и формирование основ цивилизованного государства выдвигают ряд первоочередных задач, приоритетное значение в котором приобретает развитие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что в современный период эти задачи могут быть осуществлены по следующим направлениям:

- обеспечение  первоочередности решения проблем законодательного регулирования основных прав и свобод граждан, средств и условий их обеспечения на всей территории Российской Федерации;

- создание  конкретной, соответствующей конституционным правам и свободам граждан, реально существующей и законодательно закрепленной системы средств и условий обеспечения политической, экономической и социальной защищенности граждан Российской Федерации;

- совершенствование  содержания действующих конституционных  прав и свобод граждан Российской  Федерации;

- применение  разработанных в последнее время  принципиально иных подходов  как к международному сотрудничеству  в области прав человека, так  и к решению внутригосударственных  проблем в данной сфере;

- совершенствование  организационно-правовых средств  органов исполнительной власти  нашего государства в сфере  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина;

- реализация  обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, установленные Конституцией Российской Федерации;

- развитие  системы государственного контроля за созданием и реализацией государственными органами, должностными лицами и гражданами условий и средств обеспечения действия прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира,различаются,прежде всего,по характеру присущих им политических структур.

Теория  политических систем занимает в науке  о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность  продвигаться по пути конкретного раскрытия  взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности.Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений.Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик,поддающихся эмпирическому социологическому исследованию.Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества. Сочетание формальных и неформальных,публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов,методов и механизмов принятия решений- нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом соотношении этих двух уровней политической системы. Важным условием размывания нижнего и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности»групп интересов»в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности»групп интересов».

 

 

III. Государство в политической системе общества

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые  отличают его от негосударственных  политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

а) Государство выступает как единая организация политической власти в  масштабах всей страны. Государственная  власть распространяется на все население  в пределах определенной территории, Целостность общества и взаимосвязь  его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии  института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной  границы, которая отделяет одно государство  от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством  и полнотой законодательной и  судебной власти над населением.

б) Государство представляет собой  особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые  непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания  нормальных условий существования  общества государство применяет  также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

в) Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство  может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство  проводит в жизнь с помощью  своих специальных органов (судов, администраций).

г) Государство представляет собой  суверенную организацию власти. Суверенитет  государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости  от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими  государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов  и обязательных платежей, которая  обеспечивает его экономическую  самостоятельность.

На  протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.

Информация о работе Политическая система общества