Политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 01:41, реферат

Краткое описание

Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории серьезного социологического обоснования не получили.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Сущность политической элиты.docx

— 133.22 Кб (Скачать файл)

На сегодня существует несколько  «беспартийных» государств. Это, как  правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.).

В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт).

Сходной может быть ситуация при  влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют  небольшую роль (Ливия на рубеже XX - XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её влияние закреплено законодательно и является неоспоримым.

Некоторые исследователи в последнее  время однопартийную систему  стали определять как апартийную, поскольку срастаясь с государством, партия теряет свои сущностные черты.

Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется  признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР.

В системах с правящей партией оппозиционные  партии разрешены; могут даже присутствовать глубокие демократические традиции, но «альтернативные» партии представляются не имеющими реальных шансов получить контроль над властью. Пример из новейшей истории — Россия в начале XXI века.

В некоторых случаях правящая партия может долгое время удерживать страну под своим контролем всеми  средствами, включая фальсификации  результатов выборов. В последнем  варианте разница с однопартийной  системой носит лишь официальный характер.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США  и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие  условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии.

Отношения в двухпартийной системе  были впервые подробно описаны Морисом  Дюверже и носят название закона Дюверже.

Система «двух с половиной» партий – нечто переходное от бипартизма к многопартийности: победа любой из двух влиятельных партий возможна только в союзе с третьей.

В многопартийных системах есть несколько  партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения. В  государствах, подобных Канаде и Великобритании, могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).

В редких случаях (пример, Финляндия) в стране могут быть три одинаково  успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство.

Как правило, в случаях с большим  количеством партий ни одна из них  не способна захватить власть, и  они вынуждены работать вместе, формируя коалиционные правительства. Классическим примером является политическая система республики Ирландия.

Нельзя сказать, что какая-либо из названных систем более эффективна. Их возникновение зависит от ряда обстоятельств: традиций, исторической ситуации, типа избирательной системы. Но все сходятся на том, что многопартийная конкурентная система более представительная, демократическая и способствует гармоничному согласованию разнородных социальных интересов.

Напротив, однопартийная, постепенно закрепляющая монополию одной партии на государственную власть, ослабляет  конкуренцию, что приводит к закрытости элиты, снижению ее инновационного потенциала, эффективности функционирования и застойным явлениям во всех сферах жизни.

Партии являются своеобразным участником общественной жизни. Партии, как политический институт являются отражением политической жизни общества.

Это своеобразие заключается в  двойственной природе партий, а именно – социальной и институциональной одновременно:

- Когда говорят о социальной  природе партий, имеют в виду, что партии объединяют наиболее активных представителей тех или иных социальных групп, т.е. партии берут свое начало в обществе.

- Когда говорят об институциональной  природе партий, имеют в виду, что партии являются важнейшим  элементом в механизме государственной власти.

В силу своей двойственной природы  партии выступают в качестве посредника между гражданским обществом  и государством, трансформируя интересы гражданского общества в реальную политику государства. В этом и состоит уникальное значение партий как общественного института. Такой процесс проходит в острой политической борьбе.

Стабильность партийной системы  зависит от устойчивой поддержки  избирателей. А избиратели будут поддерживать курс той партии, которая удовлетворяет их интересы в экономической, политической и социальной сферах. Но стабильность партийной системы зависит также от характера взаимоотношений, входящих в нее партии. Нельзя забывать о том, что и цели, и функции партии должны, прежде всего, служить интересам общества, делегирующего партии право говорить от имени широких слоев населения. Если общество считает, что партия является важным инструментом отстаивания политических прав граждан, она может и должна эффективно использовать выданный ей «кредит доверия».

Споры о реальном значении партий и их перспективах как важнейшего политического института не утихают  и сегодня. Однако, опыт политического развития показывает, что, несмотря на пессимистические прогнозы, партии остаются наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим связь гражданского общества и государства. Партии выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий – превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес.

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

При характеристике общественно-политических движений следует  учитывать, что они включают:

1) организации  непосредственного, прямого влияния  на политические решения, которые  создаются при государственных  структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых  – налаживание контактов с  политическими деятелями и чиновниками  с последующим влиянием на их решения;

2) организации,  для которых политическая функция  является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);

3) массовые  движения, имеющие стихийную природу.  Например, демократические по своему  характеру движения: антивоенные,  молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

Типология общественно-политических движений

По отношению 

к существующему  строю

  • Консервативные;
  • реформаторские;
  • революционные

По идеологической

основе

  • Либерально-демократические;
  • консервативные;
  • социалистические

По национальному 

признаку

  • Национально-освободительные;
  • за самоопределение нации, культурно-национальную автономию

По демографическому признаку

  • Молодежные;
  • студенческие и др.

По степени

организации

  • Стихийные;
  • разрозненные;
  • слабоорганизованные,
  • высокоорганизованные

По масштабам

  • Международные;
  • региональные;
  • действующие в стране, штате, республике

По методам

и способам действия

  • Легальные/нелегальные;
  • формальные/неформальные;
  • ориентирующиеся на мирные или насильственные действия

Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем  у партий. Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.

Развитость  политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздействовать на власть, но сами к ней не стремящиеся.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;
  • выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • руководят массовыми выступлениями;
  • осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

Характерными  чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.

Вторая  половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.

Существуют  различные варианты взаимоотношений  общественно-политических движений с партиями.

Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы, 
а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону). Многие участники движений вообще не хотят связывать себя партийностью.

Некоторые движения создаются по инициативе отдельных  партий или их блока. Это происходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Партии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»).

В современной  России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.

Типология партийных систем


В странах современного мира сложились  различные партийные системы. Их формирование определяется определенными факторами. Пожалуй, нет партийной системы, которая бы не была отражением классовой структуры общества.

Так, американский политолог  Л. Етстайн называет многопартийную систему с одной господствующей партией, модифицированную однопартийную систему, систему "два плюс одна партия", крайнюю многопартийную систему и стабильную многопартийную систему. Если к многопартийной системе с одной господствующей партией он относит Мексику, а модифицированную однопартийную систему видит в сеча, то партийная система "два плюс одна партия" существует в Великобритании, Канаде, Австрии. Крайняя многопартийная система действует во Франции.

Итальянский политолог ЦЖ. Сартори выделяет семь видов партийных систем в современном мире: 

 

1) однопартийные (бывший СССР, Албания, Куба, Монголия, Заир, Того);  

 

2) с партией, осуществляющей  гегемонию (Мексика); 

 

3) с доминирующей партией  (Япония, Индия); 

 

4) двухпартийные (США, Великобритания, Канада); 

 

5) умеренного плюрализма (Бельгия, ФРГ); 

 

6) крайнего (поляризованного)  плюрализма (Италия, Нидерланды, Финляндия);  

 

7) автомизовани (Малайзия). 

 

Однопартийная система присуща  авторитарным, особенно тоталитарным режимам, когда управление осуществляется одной партией. Ей характерно конституционное  закрепление руководящей роли одной партии, сращивание партийного и государственного аппарата, запрет образования других партий.  

 

Партийная система с партией-гегемоном  характеризуется пассивным положением одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Все остальные  партии имеют организационную автономию, но признают руководящую роль правящей партии. 

 

Партийная система с доминирующей партией предусматривает существование  нескольких партий, одна из которых  на протяжении длительного времени  побеждает на выборах и единоличное  формирует правительство. Двухпартийная  система характеризуется доминированием двух мощных партий, одна из которых находится у власти, а другая - в оппозиции. Классическими примерами являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании.  

 

Наиболее распространенной является партийная система умеренного плюрализма, которая характеризуется существованием трех-пяти партий, ни одна из которых не преобладает и не может самостоятельно создать коалицию, а потому партии вынуждены идти на достижение компромисса по формированию правительства согласно количеству завоеванных мандатов. Распространено поляризована партийная система, при которой борьбу за власть ведут шесть и более партий. При наличии большого количества небольших партий, они, как правило, образуют блоки или коалиции на время ведения предвыборной кампании.

Атомизированные партийная система характеризуется наличием многих маловлиятельных и немногочисленных партий. Такая система действует преимущественно в переходных к демократии обществах. Правительство, как правило, формируется на пропорциональной основе. При условии стабилизации демократического

Информация о работе Политическая элита