Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:13, контрольная работа
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427–397 гг. до н. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы».
Политические идеи древнего мира и средневековья. 2
Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных
революций. 5
Марксистская концепция политики. 10
Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков. 12
Современные политические учения Запада. 22
Список использованной литературы. 27
В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового государства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы».
Поддержание режима свободы требует чёткого разграничения публично – властных полномочий государства. Законодательной властью должен обладать только парламент, исполнительная и судебная власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с другой – могут оказывать активное влияние на деятельность органов законодательной власти.
Для Локка важно, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора – добровольного соглашения людей, чтобы она охраняла их естественные права и свободы. Локк развил учение о переходе от естественного права к гражданскому состоянию общества и соответствующим ему формам государственного управления. Он сформулировал в качестве главной цели государства – сохранение свободы собственности, отстаивал принцип разделения властей.
В противоположность Гоббсу, Локк делал вывод: государство подчиняется обществу, которое в свою очередь, подчиняется личности, а так как государство и общество – это не одно и тоже, то падение государственной власти, не означает конца общества. Общество может создать новую государственную власть. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть более могущественным, чем личность, ибо личности создают общество, а общество – государство.
Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль Луи де Монтескьё (1689–1755). Его книга «О духе законов» относится к вершинам классической политической мысли, в которой он создал реалистическую картину генезиса государственно-правовых явлений, раскрыл в основных принципах формы государственного правления (добродетель – демократия, умеренность – аристократия, честь – монархия, страх – деспотия), свойственные определённому историческому периоду.
Свободу и равенство Монтескьё рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы и источники права, а следовательно, и «государство разума». Он считал, что общественный интерес удовлетворяется лишь путём следования правильно понятому частному интересу. Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому «свобода есть право делать всё, что дозволено законом», отсюда – «разрешено всё, что не запрещено законом».
Теория разделения властей – второе достижение Монтескьё. Эта теория происходит из старой идеи «смешанного правления», которую разрабатывали ещё Аристотель и Цицерон.
Впервые идея разделения властей нашла своё практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя это и произошло стихийно. Анализируя британскую политическую систему, Монтескьё теоретически осмыслил её. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства, в котором выражается не только рациональное разделение властно-управленческого труда, но и соотношение сил в обществе.
В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778) и его произведение «Об общественном договоре, или принципы, политического права». С Руссо на смену гражданской концепции политики приходит социальная. В социальной концепции политики смещаются акценты. Отправной точкой является не отдельный человек, а группы, т. е. классы, нации и т. д., и индивидуум рассматривается как продукт общества. Государство же исследуется с точки зрения его развития.
Создание «морального и совокупного тела» государства является одновременно трансформацией «естественных индивидуумов» в «моральных» граждан, обладающих реальными понятиями и чувствами. Таким образом, в одном смысле, люди создают государство, а в другом – сами являются продуктами государства: их мораль и человеческое достоинство сопредельны с гражданством. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, всё общество должно заставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли, Руссо считал необходимым также три внешних условия. Первое – это социальное равенство. Не отрицая частную собственность, Руссо протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества. Во-вторых, он настаивал на фундаментальном политическом единстве. И, в третьих, так как воля неотчуждаема, то она не может быть представлена, ибо представительная власть – это рабство. Руссо, таким образом, поддерживал прямую форму демократии. В противоположность либеральной идеи компромисса интересов Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.
Как известно из истории, идеи Руссо и других мыслителей эпохи Просвещения воплотились в Великой Французской 1789 г. и последующих буржуазных революциях, а также в теоретической подготовке политических деятелей и мыслителей последующих поколений.
Продолжая разработку концепции либерализма, немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) отстаивает принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государственной власти. В работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» Кант даёт обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту, – это цель, а не средство. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Политику рассматривал Кант как гармонию цели и средства.
Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквивалентном возмещении ущерба, который понёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает государство.
Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). В работе «Философия права» он излагает идеалистическую теорию государства и права как ступеней развития духа в его объективной форме.
Гегель разрабатывает учение о свободной воле, которая соотносится с правом и представлена в виде трёх ступеней развития: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора; учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения и блага, добра и совести; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.
Свобода личности и её права, по Гегелю, реализуются, прежде всего, через право на собственность. Абстрактное право и мораль рассматриваются двумя сторонами права и приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, то есть в семье, гражданском обществе и государстве.
Важное место в развитии теории политики занимает учение Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Он создал основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества. Единство общества может быть достигнуто путём согласования различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Идеалом своим Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.
Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций следующие:
1) теория народного суверенитета возникла и развивалась в XVII–XIX вв. на базе теории происхождения общественного договора: согласно теории общественного договора народ – источник государственной власти и её носитель, суверен;
2) теория правового государства:
а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;
б) необходимость гарантий прав личности;
в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;
г) связь с доктриной разделения властей.
3) теория разделения властей:
а) три власти – законодательная, исполнительная, судебная – должны осуществляться разными специфическими органами власти;
б) все сферы государственной деятельности только в рамках закона;
в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд – независимый.
Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI–XIX столетий, родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478–1535). В своей книге «Утопия» (место, которого нет) он впервые подвергает критике существующий строй в Англии и представляет картину нового общества. В этом обществе господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для разностороннего развития личности.
В развитии утопического социализма выделяются три этапа: ранний, охватывающий XVI–XVIII вв., период зарождения капитализма и буржуазных революций в Европе. Его представители Т. Мор (Англия), Т. Кампанелла (Италия), Дж. Уинстенли, Г. Мабли, Ж. Мелье, Г. Бабеф (Франция).
Второй этап совпадает с утверждением капитализма и связан с именами выдающихся мыслителей – Анри Сен-Симона и Шарля Фурье (Франция), Роберта Оуэна (Англия).
Третий этап утопического социализма второй половины XIX столетия в основном представлен русскими революционерами – демократами Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, В. Г. Белинским, А.Г. Герценом и другими. В отличие от западных мыслителей русские революционные демократы стояли на позициях революционного преобразования общества, призывали к борьбе с царской монархией и установлению демократической республики, утверждению народовластия на базе крестьянской общины.
Таким образом, в процессе развития политической мысли происходил процесс накопления теоретических знаний в области понимания политических отношений в период буржуазно-демократических революций, но он не привёл к созданию системы политических отношений, хотя и были накоплены определённые элементы для её формирования.
В конце XIX века в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку, на базе которой формируются различные течения политической мысли.
Марксистская концепция политики.
Вторая половина XIX и начало XX века характеризуются утверждением капиталистических отношений в странах Европы и на американском континенте. Вопрос о власти, формах государственного правления приобретает важное значение в политической жизни того времени, что и определило необходимость формирования политологии как самостоятельной науки о политике.
Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Известно, что они жили и создавали свои произведения в условиях революционных преобразований в странах Западной Европы. Опираясь на материалистическое понимание истории, они много внимания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.
Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:
1) политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознания;
2) хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты, тем не менее, играют активную роль в социально-экономическом базисе. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования;
3) государство есть продукт классовых противоречий, и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение К. Маркс обосновал в работе «Капитал», подчёркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства;
4) экономически господствующий класс – он и политически и идеологически господствующий класс;
5) на основании такого понимания сущности государства и классового господства марксизм создаёт теорию политического сознания. Исходным пунктом её является утверждение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание;
6) анализ общественного положения классов, слоёв и социальных групп является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;
7) политика в марксизме рассматривается лишь, в конечном счёте, подчинённой экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.
Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX в. в XX столетии находят своё выражение и развитие в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение в марксизме нашло своё выражение в ленинизме, в работах выдающихся теоретиков Запада и марксистской политической мысли. Р. Люксембург, А. Грамши, Д. Лукача и др.
Реформистское направление в Западной Европе возглавили лидеры II-го Интернационала К. Каутский и Э. Бернштейн, действовавшие под лозунгом «движение всё – конечная цель ничто». Реформистская стратегия рассматривала социализм как процесс комплексного преобразования экономических и общественных структур в соответствии с социалистическими требованиями. Партии Социалистического Интернационала, взяв на вооружение идеи постепенного преобразования капитализма в социализм: разработали и утверждают в своей деятельности концепцию демократического социализма. Основные положение этой концепции изложены в «декларации принципов» Социалистического Интернационала, принятой в 1989 г. в Стокгольме на XVIII конгрессе Социалистического Интернационала. В этом документе говорится: «Демократический социализм представляет собой международное движение за свободу, социальную справедливость и солидарность. Его цель состоит в том, чтобы добиться мирного международного устройства, при котором можно укрепить основные ценности, а каждый человек получит возможность развить свои личные качества и таланты, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав в демократическом обществе».
Информация о работе Политические идеи древнего мира и средневековья