Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:13, контрольная работа
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427–397 гг. до н. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы».
Политические идеи древнего мира и средневековья. 2
Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных
революций. 5
Марксистская концепция политики. 10
Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков. 12
Современные политические учения Запада. 22
Список использованной литературы. 27
Учение о власти нашло своё дальнейшее развитие в теории олигархизации (бюрократизации) политических партий, разработанных Моисеем Острогорским (1854–1919) и Робертом Михельсом (1876–1936) как раз на рубеже XIX и XX вв. М. Острогорский в работе «Демократия и организация политических партий» выделяет три стадии в развитии политических партий: аристократические группировки, политические клубы, массовые политические организации. На третьей стадии, указывает Острогорский, происходит бюрократизация руководства партии, а демократия в партии невозможна.
Аналогичные выводы делает Р. Михельс в работе «Социология политических партий». Он формулирует закон олигархизации политических партий. Вожди уступают власть в партии только вождям, но не массам. Власть в партии принадлежит руководителям, поддерживаемым профессионалами, платным, назначаемым аппаратом. Участие рядовых членов в руководстве её невозможно, а так как партия – это общество в миниатюре, то в обществе тем более невозможно участие всех граждан в управлении государством.
Особое место в развитии
науки о политике принадлежит немецкому
социологу Максу Веберу (1864–1920), работы которого
оказали сильное влияние на мировую социологию
и политологию XX века. В работах «Протестантская
этика, и дух капитализма», «Хозяйство
и общество»
М. Вебер утверждает, что в поздне-капиталистическом
обществе политическая жизнь людей в решающей
степени определяется
бюрократией – быстро растущим слоем
профессиональных управляющих. Тотальная
бюрократизация, по М. Веберу, представляет
собой неизбежную тенденцию современного
общества. Однако в отличие от сторонников
теории элиты, М. Вебер рассматривал бюрократию
не как господствующий класс, а как независимый
от общественных групп инструмент власти,
которым может завладеть любая из этих
групп. Он разработал и теорию демократии,
центральным звеном которой стало учение
о механизме социального контроля над
обособленным от общества бюрократическим
аппаратом. Главное внимание он уделял
технике отбора политической элиты, которая
должна подчинять себе бюрократию. Здесь
им разработаны две взаимосвязанные проблемы:
типология господства и способы легитимизации
(признание законности) этих типов господства.
М. Вебер рассматривал господство как монопольную власть, а последнюю – как способность навязывать свою волю с помощью обязывающих приказов. Господство, по Веберу, – это узаконенное насилие, которое бывает трёх типов: традиционное, харизматическое и легальное. Традиционное господство основано на обычае. Для его легитимизации нужна вера людей в законность власти. Это сословное господство. Харизматическое господство опирается на личную преданность людей политическому лидеру. Легитимизация здесь происходит благодаря вере в особые политические качества вождя. Легальное господство основано на праве. Способ его легитимизации – вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим. Бюрократия является идеальным типом легального господства, воплощением рациональности власти.
Разработанное М. Вебером учение о бюрократии не потеряло своего значения и в настоящее время. Он считал, что её общими чертами являются:
а) неизменные методы руководства;
б) чёткое распределение функций;
в) иерархия властных полномочий;
г) коллективная (государственная) собственность на средства осуществления власти и служебные места;
д) кругообращение документов.
Условиями занятия любой должности в этом аппарате власти являются: назначение, выполнение определённых обязанностей, наличие необходимой квалификации, постоянство служебной деятельности, платность.
В противовес бюрократической рациональности М. Вебер предложил концепцию харизматического лидерства вождей, опирающегося на иррациональную веру масс в их сверхчеловеческие качества, мобилизующего эти массы с целью подчинения общественным интересам оторванной от общества бюрократической машины. В этом лидерстве М. Вебер усматривал альтернативу бюрократии.
Демократизацию М. Вебер понимал как мобилизацию масс политическими лидерами, рассматривая её в качестве действенного средства противодействия тотальной бюрократизации. В то же время харизматический лидер уравновешивает и попытки узурпации власти со стороны олигархических групп самого гражданского общества. В этом плане М. Вебер придавал особое значение институту президентства, а президента рассматривал как избранного вождя нации.
Рассматриваемые нами политические концепции представляют собой своеобразный переход от классической политической науки к современной политологии, которая характеризуется различными школами и направлениями исследования. Центральное место в современной политологии занимают вопросы власти и демократизации общественной жизни в условиях перехода цивилизации к постиндустриальному обществу. Среди представителей этого направления видное место занимают американские политологи Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902–1978), Роберт Алан Даль (1915–2014), Элвин Тоффлер (род. в 1928), итальянский политолог Норберто Боббио (род. в 1909), французский политолог Мишель Крозье (1922–2013) и другие.
Г. Лассуэлл свои исследования проводил на основе использования эмпирических наблюдений и анализа статистических данных. Так, в книге «Анализ политического поведения. Эмпирический подход», вышедшей в свет в 1949 г., он затрагивает широкий круг проблем взаимоотношений между людьми, морали и религии, науки и политики, методов познания политических явлений, понятий, терминов, используемых американскими политологами.
Роберт Даль около пятидесяти лет занимался исследованием элит и групп, принимающих решения, анализом развития либеральной демократической теории. Названия его книг «Введение в демократическую теорию», «Кто управляет? и, «Плюралистическая демократия в Соединённых Штатах», «Полиархия» и др. говорят о направленности и содержании исследований. Он рассматривает политическую систему как любой устойчивый тип человеческих отношений, который включает в себя в качестве главных компонентов власть, руководство или авторитет.
Представляют интерес выводы и определения власти политолога Элвина Тоффлера. В книге «Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века» он утверждает, что в условиях постиндустриального общества человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Ведущим фактором формирования власти становятся знание, наука, а не сила и богатство.
Анализируя смещение власти на мировом уровне, Тоффлер выделяет три наиболее значительных структурных сдвига.
Первый – распад «монолитного Советского блока» и смещение сконцентрированной в Москве «огромной власти» в независимые ныне страны Восточной Европы.
Второй – крупная трансформация в группе развивающихся стран. Они делятся по уровню развития на несколько подгрупп: аграрные общества (африканские страны); индустриальные общества «второй волны» (Бразилия, Индия и др.) и наконец, прошедшие стадию индустриализации и стремительно развивающие технологию «третьей волны» (Сингапур, Южная Корея и т. д.).
Третьей – сформировавшиеся новые развитые страны, в результате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы. Таким образом, глобальная структура, отражавшая господство индустриальной мощи «второй волны», распадается в условиях становления супер-символической экономики.
Приоритет знания диктует новые принципы классификации стран (не деление на капиталистические и социалистические блоки). В качестве основного критерия являются темпы развития: страны с высокими темпами и низкими темпами. Власть от стран с богатыми природными ресурсами перейдёт к тем, кто контролирует знание, необходимое для создания новых ресурсов.
Значительная часть современных политологов посвятили свои исследования проблемам международной политики и международных отношений, проблемам разрешения конфликтов, вопросам политического лидерства, личности и политики, теориям систем и другим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Политические идеи древнего мира и средневековья