Политические конфликты на этнической основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Конфликты современности и их понятие
Каждый человек на протяжении своей жизни многократно сталкивается с разного рода конфликтами. Вы хотите чего-то достичь, но цель оказывается труднодостижимой. Вы переживаете неудачу и готовы обвинить окружающих в том, что не могли достичь желаемой цели. А окружающие полагают, что Вы сами виноваты в собственной неудаче: либо цель была Вами неверно определена, либо средства для ее достижения были выбраны не те, либо Вы неправильно оценили ситуацию и обстоятельства Вам помешали. Так возникает взаимное непонимание, которое постепенно может перерасти в недовольство, породить ощущение дискомфорта, обстановку неудовлетворенности и социально- психологического напряжения, конфликта. Нечто подобное происходит и в сфере политических отношений между различными партиями, выражающими интересы определенных социальных групп, между отдельными социальными и этносоциальными общностями и государственной властью. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад. Вместе с тем, как показывают социологические исследования, формирование национального сознания и самосознания происходит у современного человека зачастую на основе неадекватных источников: случайных источников, рассказов родителей и друзей, в последнее время – из средств массовой информации, которые в свою очередь некомпетентно трактуют национальные проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Природа, сущность, причины этнических конфликтов……………………………. 8
Глава 2. Выделение болевых точек и прогнозирование конфликтов……………………… 13
Глава 3. Пути предотвращения и разрешения конфликтов………………………………… 17
Заключение……………………………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………………………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговая контрольная Этнополит конфликты.docx

— 54.03 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный  Областной Университет

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

На тему:  «Политические конфликты на этнической основе»

 

                                        

                                                                              

Выполнила:

студентка 4 курса, з/о

факультета истории, политологии и права

специальность политология

Раджабова Эс.Н

Проверил:

                                                                                                                               Лоза  

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Природа, сущность, причины этнических конфликтов……………………………. 8

Глава 2. Выделение болевых точек и прогнозирование конфликтов……………………… 13

Глава 3. Пути предотвращения и разрешения конфликтов………………………………… 17

Заключение…………………………………………………………………………………….  25

Список использованной литературы………………………………………………………… 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек на протяжении своей жизни многократно сталкивается с разного рода конфликтами. Вы хотите чего-то достичь, но цель оказывается  труднодостижимой. Вы переживаете неудачу  и готовы обвинить окружающих в том, что не могли достичь желаемой цели. А окружающие полагают, что  Вы сами виноваты в собственной неудаче: либо цель была Вами неверно определена, либо средства для ее достижения были выбраны не те, либо Вы неправильно  оценили ситуацию и обстоятельства Вам помешали. Так возникает взаимное непонимание, которое постепенно может  перерасти в недовольство, породить ощущение дискомфорта, обстановку неудовлетворенности  и социально- психологического напряжения, конфликта. Нечто подобное происходит и в сфере политических отношений между различными партиями, выражающими интересы определенных социальных групп, между отдельными социальными и этносоциальными общностями и государственной властью. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад. Вместе с тем, как показывают социологические исследования, формирование национального сознания и самосознания происходит у современного человека зачастую на основе неадекватных источников: случайных источников, рассказов родителей и друзей, в последнее время – из средств массовой информации, которые в свою очередь некомпетентно трактуют национальные проблемы.

Время, в которое мы живем, до предела насыщено самыми разными  конфликтами. Но даже на таком фоне межнациональные конфликты занимают особое место и по остроте, и по масштабам, и по их последствиям для  судьбы страны. К тому же они очень  часто переплетены с конфликтами  другого рода – политическими, экономическими и т.д. Порой они служат лишь каналом, усилителем, а то и прикрытием для  противоборства политических и иных сил. Мы видим, например, как в некоторых  регионах местные мафиозные кланы и старые партийные элиты (а иногда это просто «сообщающиеся сосуды») разыгрывают национальную карту в политиканских целях, в ходе борьбы за власть, хотя непосредственно вовлеченные в конфликт массы людей не сознают этой подоплеки. Думается, в подобных случаях правомерно говорить о национальной форме, которую приобрел тот или иной политический или даже криминальный конфликт.

Как найти выход из подобных положений? Тема актуальна, потому что  универсальных рецептов не существует, ибо каждая конфликтная ситуация по-своему неповторима. Однако, определенный минимум знаний о природе конфликтов, их особенностях, некоторых закономерностях развития и методах разрешения необходимо иметь. В этом смысл знакомства с основами политической конфликтологии, входящей составной частью в науку политологии.

Современная российская конфликтология, безусловно, использует знания, накопленные  зарубежной конфликтологией, однако из-за ряда культурных, территориальных и  исторических особенностей России отечественные  ученые не могут полностью ориентироваться  на зарубежной опыт.

Для России проблема урегулирования конфликтов мирными средствами важна вдвойне: во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных российских интересов. Многие вновь возникшие вооруженные конфликты находятся в крайней близости от российских границ и затрагивают нашу страну самым существенным образом. Они создают полосу нестабильности и вызывают тревогу у русскоязычного населения, проживающего на территории сопредельных государств. Огромный поток беженцев на территорию России  в случае развития вооруженных конфликтов в этих странах может обернуться серьезной социальной и экономической проблемой для России.

Проблемой этнических конфликтов занимается кандидат исторических наук А.А. Жириков. В своей монографии «Этнические факторы политической стабильности» автор анализирует  роль и место этнического фактора  в процессе дестабилизации политической системы общества, возможные пути регулирования межнациональных  отношений для достижения единства и стабильности Российского государства.

Рассматривая межнациональные  ситуации и конфликты в регионах, варианты концепций национальной политики, автор подводит к выводу: подлинное  межнациональное равенство, сотрудничество, согласованность действий, единство в многообразии – залог политической стабильности в России.

Современная конфликтология опирается на тезис о том, что  конфликт является совершенно нормальным состоянием общества или особой формой деятельности и поведения личности. При этом поведение сторон является одним из наиболее четких критериев, позволяющих произвести научную  типологию конфликтов:

1. При полном отсутствии  взаимодействия конфликт (впрочем,  как и другие формы отношений)  невозможен.

2. Нейтральное взаимодействие  сторон предполагает, что действие  оппонента не носят никакой  угрозы, но конфликт возможен  как случайность в результате  ошибки, просчета лиц, ответственных  за процесс принятия решения,  как следствие ухода одного  или нескольких протагонистов  от выбора стратегии и т.д.

3. При позитивном взаимодействии  возможность конфликта достаточно  высока, однако отношения участников, реакция на шаги и высказывания  друг друга будут направлены  на то, чтобы избежать негативных  последствий.

Процесс интеграции в Западной Европе, где трения между отдельными странами разрешаются с учетом всех интересов и во имя общего блага, может послужить примером.

4. Негативное взаимодействие  для каждого из участников  имеет четко выраженное отрицательное  значение. Конфликт в этом случае  практически неизбежен. Самым  ярким и самым распространенным примером могут послужить отношения между двумя или несколькими народами после того, как в результате, или по злому умыслу пролилась кровь.

Справедливо отмечается, что  игнорирование культурной специфики  народов, а тем более репрессии  и дискриминация наращивали внутреннее недовольство и протест. Постоянное откладывание разрешения накопившихся проблем увеличивало потенциал  будущих коллизий. Исследователи  подчеркивают, что в межнациональных  конфликтах немало стихийного, взрывного, связанного с импульсивным поведением больших масс людей, объединенных одной  идеей, настроением, устремлением. Неприятие  людей иной национальности в сложных  социально-экономических условиях растущих дефицита, инфляции, безработицы  - “мина замедленного действия”, которая может привести к внезапному обострению конфликтов. Социально-психологическую напряженность культивируют и низкая культура межнационального общения, и нарушение прав личности, дискриминирующее национальное меньшинство, и протекционизм. Для урегулирования межнациональных конфликтов нужен комплекс мер от правовых до социально-психологических.

В современной научной  литературе все в мире используют понятие “этнос”.

“Краткий словарь по социологии” определяет этнос как исторически сложившиеся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающими общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание).

Ряд ученых, например, Ю.В. Бромлей, рассматривают этнос как социокультурное  явление, как общность, обладающую этническим самосознанием, т.е. обладающими общими чертами, стабильными особенностями  культуры и психологического склада, сложившиеся на определенной территории.

Во всем мире сейчас проживает  около 5000 народов, причем более 90% из них  находятся в составе многонациональных  государств. Роль национального фактора  за последнее время значительно  возросла: она неоднозначна в разных частях мира.

В Африке наблюдается до сих пор жесточайшие национальные столкновения с огромным числом жертв, хотя в целом эти конфликты  носят очень сложный характер и национальный вопрос является лишь одной из этих сторон.

Европа демонстрирует  миру одновременно два процесса: экономическое  и политическое сближение в Западной Европе и суверенизацию Восточной, где во многом национализм определяет политические движения.

Однако эти процессы носят  отнюдь не абсолютный характер. Распад Чехословацкой федерации на Чехию  и Словакию, распад СССР на национальные государства, попытка создания многих небольших национальных государств на территории Украины, Молдавии, Северного  Кавказа протекали и протекают  одновременно с подъемом национальных отношений во Франции, попытками  отделения франкоязычной провинции  Квебек от Канады, и севера Италии от остальных территорий. Разнообразны национальные и межэтнические проблемы в США, где отмечены противоречия между белыми и черными гражданами одной страны , но и объединение  их против экспансии “желтых”.

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделительные процессы, при  которых национальное развитие и  размежевание протекает очень бурно, чередуется и соседствует с объединительными, при которых идет консолидация или  даже слияние близких по языку  и культуре этносов в один.

Информация о работе Политические конфликты на этнической основе