Политические процессы и политические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 11:15, реферат

Краткое описание

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения, прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой – реализация всеобщего интереса. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства.
В настоящее время Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, а политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме. На таком фоне общественно-политической жизни государства, определяется цель данной работы – анализ особенностей российского политического процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…2
1. Понятие политического процесса, его содержание и структура………3
2. Типы и стадии политических процессов………………………………...7
3. Политические отношения, их субъекты и объекты……………………13
4. Особенности политического процесса в России………………………15
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованных источников………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

политпроцессы.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.

Шестой  особенностью российского политического  процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противоборство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов - частной собственности, конкуренции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенство углубляет конфликтность политических взаимодействий. Интеграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление правящей элиты монопольно контролировать политический процесс порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке политического курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и символических факторов политического взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.

Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран.  С изменений во внешней политике начинал реформы М. С. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечеловеческие ценности» основами своего внешнеполитического курса. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин, выступая с доктриной «партнерства во имя мира» с западными странами.

Однако уступки  во внешней политике в обмен на финансовую поддержку правящего  режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую  зависимость России от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся оказывать технологическую и инвестиционную поддержку, поскольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.

 

 

 

Заключение

Проанализировав сущность, содержание, структуру политического  процесса в России, его стадии и  типы, субъекты и объекты политических отношений, а, также охарактеризовав особенности политического процесса в России, была выполнена цель, поставленная в начале данной работы.

Также в ходе изучения темы, была сделана попытка дать теоретическую характеристику политическому процессу, было рассмотрено само понятие «политический процесс», сделаны выводы относительно характера и содержания политического процесса. Также мы рассмотрели этапы и фазы протекания политического процесса.

В итоге, можно  сделать вывод о том, что политический процесс - это явление, отличающееся многообразием оценок и сложностью функционирования.

Основные типы политических процессов: локально-региональные и глобальные; стабильные и кризисные; легальные и «теневые». Политический процесс состоит из 5 основных стадий.

Политическими отношениями называют взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Субъектами политики называются участники политических отношений, служащие носителями политического действия. Объектами называют  участников политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено.

Охарактеризованы особенности политического процесса в России: нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений; отсутствие консенсуса между участниками политической жизни; неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;  отсутствие в обществе единой коммуникационной системы; высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты и др.

Считается общепризнанным, что политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов  политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или  программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних  и внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Борисенков А.А. Политические отношения: сущность и виды// Социально-гуманитарные знания. 2010. №1.

2. Демидов А.И., Федосеев А.А.. Основы политологии: Учебное пособие. / А.И. Демидов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

3.Демидов А.И.Политология: Учебник.-М.:Гардарики, 2009.

4. Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.

5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2010.

6. Политология. Учебник для вузов / под ред. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2013.

7. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011.




Информация о работе Политические процессы и политические отношения