Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

От политического режима, установленного в стране, зависит жизнь и благосостояние народа (народов) этой страны. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развитие или убыль демократии, степень участия масс в формировании органов власти и т.д. В зависимости от особенностей государственного властвования различают два вида полярных режимов – демократический и недемократический. Недемократические политические режимы подразделяют, обычно, на тоталитарные и авторитарные. Следовательно, в политической литературе выделяют три основных типа политических режимов: Демократический, тоталитарный и авторитарный.

Содержание

Введение.
1.Понятие «Политический режим». Типология политических режимов.
2.Тоталитаризм, авторитаризм как недемократические режимы.
3. Типы гибридных режимов: демократура, диктократия, делегативная демократия.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология1 готовая.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по политологии №1

Вариант №37

Студента заочного факультета МГТУГА

Оноприенко В.В

Шифр РС – 037345

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: Туркменистан, г Мары, ул Галкыныш д 38, кВ 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

План:

Введение.

1.Понятие «Политический режим». Типология политических режимов.

 

2.Тоталитаризм, авторитаризм как  недемократические режимы.

 

3. Типы гибридных режимов: демократура, диктократия, делегативная демократия.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

От политического режима, установленного в стране, зависит жизнь и благосостояние народа (народов) этой страны. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развитие или убыль демократии, степень участия масс в формировании органов власти и т.д.

В учебной и научной литературе отсутствовал единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы  в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца 19 – начала 20 века.  И только во второй половине 20 века понятие «политический режим» появились в научном обороте, как явление в политической жизни и политической системы общества в целом.

Наряду с понятием политической системы для выяснения характера и способа взаимоотношения власти, общества и используется понятие «политический режим». Термин «режим» переводится как порядок управления.

Политический режим – это система методов, форм и способов осуществления политической (государственной) власти в обществе.

Политический режим определяется формой правления. Однако понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», т.к. включает в себя не только методы и приёмы реализации политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и общественных организаций. Категория «политический режим» характеризует то, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.

На разновидности политического режима оказывает влияние множества факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, полномочия государственных органов, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, исторические традиции страны.

В зависимости от особенностей государственного властвования различают два вида полярных режимов – демократический и недемократический. Недемократические политические режимы подразделяют, обычно, на  тоталитарные и авторитарные.

Следовательно, в политической литературе выделяют три основных типа политических режимов: Демократический, тоталитарный и авторитарный.

 

1.Понятие «Политический режим». Типология политических режимов.

 

 

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим – управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую структуру, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства, так или иначе, был связан с делением людей на свободных и рабов, что и определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании их  неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства, и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

- по тому, в чьих руках власть

- по тому, как эта власть используется

Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная природа демократического режима предполагает признание таких общечеловеческих ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.

Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными органами и стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, а еще более тоталитарное, государство активно и прямо вторгается  в не  принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Анализ различными школами политологов ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что в чистом виде, ни один из них не существовал. Существуют многочисленные «промежуточные» варианты политических режимов. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революций, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

Как уже упоминалось выше, достаточно распространенная классификация политических режимов – деление ихнатоталитарные, авторитарные и демократические.

Типология политических режимов:

Демократический политический режим.

Он основан надемократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений.

 Характеризуется следующими  чертами: 

1.Источником власти в государстве  является народ. Он избирает власть и наделяет её правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

2. Политическая власть носит  легитимный характер и осуществляет  свои функции в соответствии  с принятыми законами. Основной  принцип политической жизни демократического общества  –  “гражданам разрешено всё, что не запрещено законом, а представителям власти – только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами”.

3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделён исключительным правом - издавать  законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом - определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим характеризуется  правом народа влиять на выработку  политических решений (путем одобрения  или критики в средствах массовой  информации, демонстраций или лоббистской  деятельности, участия в предвыборных компаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

5. Важной характеристикой демократического  политического режима является  политический плюрализм, предполагающий  возможность образования двух  – или многопартийной системы, конкуренция политических партий  и их влияние на народ, существование  на законных основаниях политической  оппозиции как в парламенте  и вне его.

6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

В контексте изложенного, раскрывая понятие политический режим, можно рассмотреть  и два других недемократических режима:

 

Авторитарный режим (авторитаризм).

 

Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.

Сохраняются прежние режимы с помощью принуждения и насилия армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах, для ширмы, демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство – это Я», высказанном Людовиком XIV.

Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, то превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархически-бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе и прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип авторитаризма. Вместе с тем, авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах, допускается также независимость личности. Словом, государство дифференцированно от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

 

 

Тоталитарный режим (тоталитаризм)

 

Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление её сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тоталитарное государство» имело вполне позитивное значение. Оно означало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую  и родственные ей модели государства.

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IVвв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли легисты – (юристы, законоведы, советники)- ЦзыЧань, Шан Ян, ХаньФэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.

Информация о работе Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический