Понятие и сущность Шанхайской Организации Сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение шанхайской организации сотрудничества
Задачи:
Исследовать деятельность ШОС в основных интеграционных группировках;
Проанализировать перспективы развития ШОС в мировую экономику.

Вложенные файлы: 1 файл

шос2.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

В борьбе с наркотрафиком  из Афганистана Координационный  Совет Афганистан – ШОС может  иметь определенную пользу. Президент  Афганистана Хамид Карзай на расширенном заседании Совета глав государств – членов ШОС подтвердил существование проблем терроризма и роста наркотиков, воздействующих на Афганистан. «Афганистан будет бороться против терроризма, против этого зла, которое воздействует на многие регионы. Также необходимо разработать механизм, который помог бы бороться и с наркотиками. И Афганистан готов в этом участвовать со всеми нашими соседями в регионе».

Хотя борьба с наркотрафиком  и наркобизнесом в рамках ШОС  пока не получила столь масштабного  развития как антитеррористическая деятельность, есть все предпосылки к ее развитию. Помимо антинаркотического пояса на границах с Афганистаном, на Ташкентском саммите в 2004 г. было подписано «Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Как отмечается в Ташкентской  декларации, – подписанное Соглашение будет иметь важное значение для многосторонней работы в рамках ШОС по противодействию транснациональным угрозам и вызовам, «ход выполнения, которого, должен находиться в поле зрения механизма встреч секретарей Советов безопасности, который мог бы также организовать работу над подготовкой комплексного программного документа о взаимодействии в рамках ШОС в борьбе с новыми вызовами и угрозами, включая незаконный оборот оружия и боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, ядовитых и радиоактивных веществ, наемничество».

Соглашение о борьбе с распространением наркотических  веществ и Совет Афганистан –  ШОС подтвердили особую озабоченность  и готовность к борьбе с производством и распространением наркотиков в Центрально-азиатском регионе. Координационной работе способствует и работа Советов глав министерств обороны, иностранных дел и др.

Необходимым остается образование  в качестве постоянного органа структуры  для совместной борьбы с наркотиками по примеру РАТС, о чем уже было заявлено на апрельском заседании министров обороны. Лучшим местом ее дислоцирования, в качестве постоянного офиса, является город Ош, место транзита и переброски партий наркотиков по различным регионам.

В условиях трансграничности борьбы с наркотрафиком и невозможности  ее решения одними усилиями ШОС, ни только включение Афганистана, как  главного источника дестабилизации, в решение этой проблемы, позволит повысить эффективность борьбы с  наркотиками, но и включение других «заинтересованных лиц» прежде всего стран Европы и в частности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Учитывая важность пресечения наркотрафика из Афганистана через  страны Центральной Азии и Россию в Европу, представляется возможным включение ОБСЕ в борьбу с наркотрафиком в рамках отдельного Совета ШОС – ОБСЕ, либо путем регулярных встреч через Совет глав организаций (генеральных секретарей). Это бы не только способствовало деятельности организации, но и подтвердило открытый характер ШОС, готовность на сотрудничество со всеми заинтересованными субъектами мировой политики и не направленный характер деятельности против стран Запада.

По данному примеру, стоит привлекать и соседние страны: Китай, Индия, Пакистан, куда идет часть наркотиков, специальные органы и правительства которых заинтересованы в перекрытии этого канала поставки.

Различия в политике и взаимное непонимание между  ШОС и США хотя и приводит к  созданию, отдельной организации  по борьбе с наркотрафиком и наркоторговлей в противовес ШОС, не должно исключает поисков решений для привлечения структур НАТО к антинаркотической деятельности ШОС. Подключение США, как главного гаранта безопасности в Афганистане, может быть, например, в рамках Совета Афганистан – ШОС, что возможно придаст большую эффективность Совету в решении афганской наркотической проблемы, которое до сих пор не продвигается.

Возможно привлечение  ШОС к таким мероприятиям, как  международная операция «Канал»  проводившаяся в 2005 году государствами  членами ОДКБ, это привлекло бы активное участие Узбекистана и Китая, важнейших стран региона для решения проблем наркотиков.

Осуществлять совместную работу с  организацией уже давно присутствующей на территории Центральной Азии –  Международной программе ООН  по контролю над наркотическими средствами, которая проявляет большую активность в борьбе с наркотрафиком.

Также помимо создания антинаркотических  поясов по границам Афганистана, необходимо будет определиться с наркотрафиком  внутри Центральной Азии, наладить механизм координации специальных ведомств для взаимного информирования по трафику наркотических веществ. Особое внимание следует уделить ситуации на границе Таджикистана и Кыргызстана, недостаточная охрана, которой способствует перевозке наркотиков. Принципиально важным будет привлечение к сотрудничеству даже вне членства в ШОС Туркменистана. Полезным будет привлечение Туркменистана в деятельность Совета Афганистан – ШОС, через дипломатию Афганистана, как наиболее близкую ей страну.

 

4. Неприоритетные угрозы безопасности

 

Распространение ВИЧ–инфекций является прямым следствием распространения  и транзита наркотиков. Как отмечается в Докладе ПРООН о человеческом развитии в Центральной Азии «90 тыс. человек в регионе заражены ВИЧ/СПИДом. Самая высокая заболеваемость из недавно выявленных случаев заражения ВИЧ-инфекцией приходится на города, расположенные вдоль маршрутов наркоторговли из Афганистана в Россию». Соседство с Афганистаном ставит еще одну проблему, незаконный оборот оружия в Центральной Азии, а также возможный трафик оружия через страны региона. Тысячи стволов стрелкового оружия изымаются только в Казахстане. Хотя это не самая важная проблема, ее не стоит оставлять без внимания и предотвращать возможное ухудшение.

Другой опасностью региона  является нелегальная миграция. В  условиях дестабилизации, в какой  либо из стран региона, миграционные потоки пойдут в соседние страны. Так, например, после событий в Андижане в мае 2005, около 500 беженцев перешли границу с Кыргызстаном. Их судьба явилась причиной политических и социальных проблем». Кроме того, в странах Центральной Азии имеется опасность торговли людьми. Прежде всего, женщин в сексуальное рабство. Так, например, только в Узбекистане за последний год выявлено 1,5 тыс. случаев торговли людьми.

Также в Центральной  Азии и, прежде всего в Ферганской долине высока вероятность конфликтной  ситуации вследствие неравномерного использования  водных ресурсов. В регионе кроме этого большое количество экологических проблем. Это свалки радиоактивных отходов, территории загрязненные радиоактивными материалами в результате ядерных испытаний и складирования отходов, большая проблема и высыхание Аральского моря. Всеми выше перечисленными проблемами озабочены, прежде всего, страны этого региона, потом некоторые организации, пытающиеся провести здесь программы в экологической и конфликтной сферах, – ПРООН, ОБСЕ, Программа НАТО «Наука для безопасности».

ШОС декларирует «борьбу  с незаконным оборотом оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, незаконной миграцией; координацию усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями; обеспечение рационального природопользования, включая использование водных ресурсов в регионе, осуществление совместных специальных природоохранных программ и проектов; расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения».

Борьба же с распространением инфекционных заболеваний вообще не отражена в Хартии Шанхайской организации. Только на юбилейном саммите в Шанхае ШОС выразила готовность использовать свои возможности для того, чтобы активно участвовать в международных усилиях по ликвидации инфекционных заболеваний.

Необходимость борьбы с  этими проявлениями опасности озвучиваются на каждом Совете глав оборонных ведомств, министров иностранных дел, глав государств. Реализации пока не замечено.

Страны ШОС в Ташкентской  декларации глав государств 2004 года, впервые  высказали пожелание о том, что  «в повестку дня развития сотрудничества в рамках Организации необходимо внести вопросы охраны окружающей среды, рационального и эффективного использования водных ресурсов. Соответствующие министерства и ведомства, а также научные учреждения могли бы уже в текущем году начать совместную работу для подготовки стратегии ШОС в этих областях». Стратегии в области экологической безопасности до сих пор нет.

На юбилейном саммите  в Шанхае, ШОС выразила готовность «использовать свои возможности  для того, чтобы активно участвовать  в международных усилиях по ликвидации инфекционных заболеваний, вносить свой вклад в дело охраны окружающей среды и рационального природопользования». Но дальше готовности развитие не пошло, охрана окружающей среды была вписана в ряд других экономических программ.

Вступление в организацию  в качестве наблюдателей Индии, Пакистана  и Ирана, рано или поздно поставит перед организацией необходимость  включения вопросов о сотрудничестве в области ядерной безопасности. Пока ни в каких формах и в рамках Совета министров иностранных дел эта тема не обсуждается. На пресс конференции в июле 2005 года исполнительный секретарь Чжан Дэгуан не смог ответить, сможет ли вопрос о сотрудничестве в ядерной безопасности, войти в круг вопросов, обсуждаемых в рамках этих консультаций, поскольку он должен быть согласован и утвержден всеми сторонами. Но предположил, что вопрос о ядерном нераспространении может быть предметом дискуссии всех сторон.

Кроме того, тема нераспространения  может быть поднята и в рамках борьбы с терроризмом, с целью «исключение доступа террористов, сепаратистов и экстремистов к оружию массового уничтожения и средствам его доставки, радиоактивным, токсичным и другим опасным веществам, материалам и технологиям их производства». Но эта позиция также только декларируется, перед РАТС ШОС пока не стоят такие задачи.

ШОС декларирует свою приверженность укреплению стратегической стабильности, международных режимов  в области нераспространения  оружия массового уничтожения. Исполнительный секретарь Чжан Дэгуан перед саммитом в Шанхае также отметил, что «в рамках стран ШОС создан механизм по борьбе с распространением ядерного оружия и оружия массового уничтожения, но пока «организация» не имеет юридических документов по этому вопросу».

Шанхайской организации  еще предстоит выработать многие договоренности, оформить механизм и структуру сотрудничества в области ядерной безопасности. Присутствие в качестве членов и наблюдателей таких ядерных государств как Россия, Китай, Индия и Пакистан способно сделать вопрос ядерного контроля одним из основных и эффективных в деятельности ШОС.

Вышеперечисленные проблемы безопасности, к сожалению никак  не разработаны, и возможностей сотрудничества в решении этих проблем в рамках ШОС пока не найдено. Нет ни программ, ни специальных органов занимающихся перечисленными проблемами, хотя эти проблемы стоят не менее остро, чем проблемы терроризма и наркоторговли. Все это ставит перед Шанхайской организацией задачу организационного оформления. Кроме РАТС в ШОС нет постоянно действующих механизмов и соответствующих соглашений, а это необходимое условие для осуществления любых практических мероприятий и программ. Также необходимо наладить механизм практического сотрудничества с международными организациями, занимающимися проблемами безопасности в регионе. Необходимо будет привлечь к сотрудничеству международных не правительственных организаций занимающихся гуманитарными проблемами.

 

5. Проблемы  и перспективы ШОС

 

Шанхайская организация  сотрудничества стремиться к универсальности  своих действий за счет выполнения различных задач, но пока, кроме сферы борьбы с терроризмом, не создала ни законодательные, ни институциональные механизмы для их выполнения. Кроме того, стремление к осуществлению многочисленных задач и решению разных по значению проблем, может привести к потере эффективности либо всей организации, либо к непропорциональному развитию программ сотрудничества, доминированию какого либо аспекта. Сейчас уже идут попытки придать ШОС большую экономическую направленность. Уверенность в приоритете вопросов экономики выразили, например эксперты на конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС». Последнее время, попытки откреститься от «силового профиля» и не военной составляющей приводят к тому, что чаще стало звучать напоминание об экономических задачах ШОС. Более того, если экономическая составляющая будет превалировать, это будет грозить разделением интересов участников при распределении бюджета.

Экономическая составляющая деятельности все уверенней обретает документальные, институциональные и практические черты. За последнее время создан Деловой Совет, Межбанковское объединение, подписаны соответствующие программы и соглашения. Соглашение между банками Китая и России обозначило намерение финансировать совместные проекты на сумму 500 млн. долларов. Всего разработано 120 экономических программ в 11 сферах сотрудничества. Китаем было выделено 900 млн. $ для их реализации, всего же было подписано контрактов на сумму в 2 млрд. $. Учитывая то, что бюджет Исполнительного комитета РАТС 1, 33 млн. $, приоритет антитеррористической деятельности ШОС не выглядит так очевидно. Проектов относящихся к безопасности, предупреждению конфликтов (хотя возможность такая была выражена на юбилейном саммите в Шанхае), гуманитарным аспектам борьбы с наркоманией попросту нет, как нет и программ по предупреждению, выявлению и лечению ВИЧ – инфекций и инфицированных, прежде всего в городах – наркотранзитах. Решения этих проблем остаются в рамках деклараций.

ШОС имеет два приоритетных направления сотрудничества – экономика и безопасность. Возможные проблемы могут возникнуть в связи именно с мнением, о приоритетности развития экономического сотрудничества. «Именно экономическим аспектам деятельности ШОС следует сейчас уделить особенное, повышенное внимание во имя достижения как экономических, так и политических целей, которые организация ставить перед собой», сказал, выступая на конференции, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Геннадий Чуфрин.

Информация о работе Понятие и сущность Шанхайской Организации Сотрудничества