Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:28, курсовая работа
В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной службы. До второй половины 1990 г. в специальной литературе чаще всего оно определялось на основе действовавших правовых актов исходя из признания того, что государственная служба есть:
а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими
б) неотъемлемое свойство государства.
Целью работы является рассмотрение основных положение прохождения государственной службы, а также выявление основных направлений видов государственной службы.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА.. 5
§ 1. Виды государственной службы.. 7
§ 2. Принципы государственной службы.. 5
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ.. 9
§ 1. Система правовых актов о государственной службе. 9
§ 2. Понятие и виды государственных служащих. 11
§ 3. Основы административно-правового статуса государственных служащих 21
ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ... 26
§ 1. Порядок прохождение государственной службы.. 26
§ 2. Стимулы деятельности государственных служащих. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 39
Закон об основах государственной службы закрепляет следующие принципы:
1. Конституции РФ и
федеральных законов над иными
нормативными правовыми актами,
должностными инструкциями при
исполнении государственными
2. Приоритета прав и
свобод человека и гражданина,
их непосредственного действия:
обязанности государственных
3. Единства системы,
4. Разделения законодательной,
исполнительной и судебной
5. Равного доступа к
государственной службе в
Гражданину, претендующему
на государственную должность, надо
иметь образование и
6. Обязательности для
государственных служащих
Однако государственный служащий не должен безоговорочно выполнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. На этот счет Законом об основах государственной службы установлены правила, которыми он должен руководствоваться, Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение и в) вышестоящему руководителю.
Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие — руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель
7. Единства основных требований,
предъявляемых к
8. Гласности в осуществлении государственной службы.
9. Профессионализма и
компетентности
10. Ответственности
В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.
11. Внепартийности
12. Отделения религиозных
объединений от государства.
13. Социальной защищенности
государственных служащих. Им гарантируется
денежное содержание, оплачиваемые
отпуска, пенсионное
14. Стабильности кадров
государственной службы. Положение
государственного служащего не
должно зависеть от
В числе принципов
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
§ 1. Система правовых актов о государственной службе
В Российской Федерации нет правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией РФ м конституциями республик, уставами субъектов РФ, иными правовыми актами РФ и ее субъектов. К ним относятся Закон об основах государственной службы, Трудовой кодекс РФ.
1. Специальными правовыми
актами и нормами регулируются
многие вопросы
, от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции"; Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г., Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г., и др. В различных правовых актах предусматриваются особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах.[8]
Отношение конституций и
уставов соответствующих
а) содержат отдельные главы,
посвященные государственной
б) относят государственную службу субъекта РФ к его ведению (см., например, п. "о" ст. 37 Устава Ставропольского края, п. "л" ст. 5 Устава Иркутской области)1;
в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта РФ учреждение его наград и почетных званий и иных мер поощрения (см., например, п. 19 ст. 81 Конституции Республики Дагестан, п. "к" ст. 22 Устава Оренбургской области). Нередко прямое указание на этот счет отсутствует, но такое полномочие вытекает из компетенции тех или иных органов и высших должностных лиц (руководителей) субъектов РФ-
Но конституции и уставы субъектов РФ являются не единственными актами, содержащими нормы по вопросам государственной службы. Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. Во многих субъектах уже приняты законы о государственной службе.
В систему правовых актов о государственной службе входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных их должностных лиц; должностные инструкции и др.
Как правило, специальные правовые акты, касающиеся вопросов государственной службы, распространяют свое действие на определенные категории государственных служащих.[9]
§ 2. Понятие и виды государственных служащих
В нормативных актах и литературе отражены различные представления о понятии служащего. Основная причина этого — разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности определение, согласно которому служащими признаются "работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату...
. По общему правилу,
результатом труда служащего
не является создание
Нельзя признать удачным определение, сводящее служащего к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания'. Ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.
Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают влияние на ее функционирование и развитие.
Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Труд многих категорий рабочих и служащих сближается общностью его характера. Порой сложно определить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т. д.). Хотя, несомненно, что физический труд — удел основной массы, рабочих и крестьян.
Состав служащих неоднороден.
Они трудятся в различных государственных
и негосударственных
Государственные служащие — разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.[10]
До принятия Закона об основах государственной службы термин "государственный служащий" трактовался в литературе в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации:
государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле — гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.
При этом под должностью
понималась штатная единица
Главным в изложенной концепции является признание государственными служащими служащих как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой категории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства.
В соответствии с Законом
об основах государственной службы
государственным служащим является
гражданин РФ, исполняющий в порядке,
установленном законом, обязанности
по государственной должности
а) гражданин РФ;
б) замещает государственную должность в государственном органе;
в) замещает в таком органе
должность государственной
г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы государственными служащими не являются.
По этому Закону государственной
является должность в федеральных
органах государственной
Информация о работе Понятие и сущность госсударственной службы