Понятие и сущность госсударственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной службы. До второй половины 1990 г. в специальной литературе чаще всего оно определялось на основе действовавших правовых актов исходя из признания того, что государственная служба есть:
а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими
б) неотъемлемое свойство государства.
Целью работы является рассмотрение основных положение прохождения государственной службы, а также выявление основных направлений видов государственной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА.. 5

§ 1. Виды государственной службы.. 7

§ 2. Принципы государственной службы.. 5

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ.. 9

§ 1. Система правовых актов о государственной службе. 9

§ 2. Понятие и виды государственных служащих. 11

§ 3. Основы административно-правового статуса государственных служащих 21

ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ... 26

§ 1. Порядок прохождение государственной службы.. 26

§ 2. Стимулы деятельности государственных служащих. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Гос. служба.docx

— 58.51 Кб (Скачать файл)

 

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

 

б) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации аналогичных органов, ее субъектов и органов местного самоуправления;

 

в) заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц;

 

г) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом  или если ему в установленном  порядке не поручено участвовать  в управлении этой организацией;

 

д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

 

е) использовать в неслужебных  целях средства материально-технического, финансового и информационного  обеспечения, другое государственное  имущество и служебную информацию;

 

ж) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

 

з) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, ссуды, услуги и др.);

 

и) принимать участие в  забастовках;

 

к) использовать свое служебное  положение в интересах политических партий, общественных, в том числе  религиозных, объединений, для пропаганды отношений к ним.[22]

 

Для федеральных государственных  служащих установлен ряд запретов относительно получения ими без должного разрешения иностранных наград и знаков отличия  иностранного государства;

 

загранкомандировок за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок  в установленных случаях; совершения определенных действий в отношениях с религией.

 

Установленные ограничения  не преследуют цели ущемления гражданских  прав государственных служащих и  направлены на обеспечение независимости  их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий  для работы государственного аппарата-

 

Вышеназванные ограничения  адресованы государственным служащим, занимающим государственные должности  государственной службы, и не распространяются на служащих государственных предприятий, учреждений и организаций.

 

Прохождение государственной  службы отдельными категориями служащих связано с их периодической аттестацией, повышением квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т. д.

 

Аттестации проводится для  определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной  должности государственной службы, а также для решения вопроса  о присвоении государственному служащему  квалификационного разряда. Она  должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года-

 

Огромная значимость для  государственных служащих аттестации, в результате которой затрагиваются  их служебные и личные интересы, обусловила то, что порядок и условия  ее проведения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

Оценка деятельности государственного служащего и рекомендации по результатам  аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями. По результатам  аттестации руководитель органа принимает  решение, учитывающее также рекомендации аттестационной комиссии.

 

Повышение квалификации. Государственные  служащие повышают квалификацию в различных  учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства  при Правительстве РФ, институтах повышения квалификации государственных  служащих, функционирующих в различных  регионах.

 

Командировки, классные чины, ранги, форменная одежда. Режим прохождения государственной службы включает регулирование служебных командировок, введение для некоторых категорий государственных служащих персональных званий, классных чинов, рангов, форменной одежды, знаков различия, закрепление права на табельное оружие, порядка его применения и использования и т. д. В настоящее время классные чины, ранги и т. д. введены для многих категорий государственных служащих органов военизированных и гражданских отраслей и сфер деятельности (обороны, внутренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, таможенных органов и др.)[23]

 

Прекращение государственной  службы. Государственная служба прекращается в результате увольнения государственного служащего на основании и в  порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица-Основания увольнения по инициативе государственного органа или должностного лица предусмотрены законодательством о труде. Дополнительно ряд специфических оснований, обусловленных особенностями поступления на государственную службу и ее прохождения, установлен Законом об основах государственной службы. Подавляющее большинство конкретизированных здесь оснований не связано с отношением государственного служащего к выполнению им должностных обязанностей. К ним относятся увольнение в связи с достижением пенсионного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращением гражданства Российской Федерации; несоблюдением ограничений, установленных для государственных служащих; наличием заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей.

 

Вместе с тем по закону основаниями увольнения являются несоблюдение обязанностей, установленных для  государственных служащих этим законом; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Как было сказано, перечень обязанностей государственных  служащих дан в этом законе. Характер этих обязанностей определен здесь  таким образом, что их несоблюдение может служить общим основанием для прекращения государственной  службы.

 

Предельный возраст нахождения на государственной службе установлен в 60 лет. Затем возможно продление  уполномоченным органом или должностным  лицом срока нахождения на государственной  службе, но каждый раз не более чем  на один год. Продление после достижения 65 лет не допускается. В дальнейшем государственный служащий может  работать в государственном органе на условиях срочного трудового контракта.

 

Государственно-служебные  отношения прекращаются изданием полномочным  органом или должностным лицом  административного акта об освобождении государственного служащего от должности  или его отставке.

 

 § 2. Стимулы деятельности  государственных служащих

 

 

Их можно подразделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры правовой ответственности.

 

Льготы. Они различны и, как  правило, устанавливаются применительно  к тем или иным категориям государственных  служащих. В частности, федеральные  государственные служащие имеют  право на ежегодную оплату стоимости  проезда к месту отдыха и обратно; на медицинское обслуживание, в том  числе членов семьи, за счет средств  бюджета; в установленных случаях  льготы по налогообложению, на жилую  площадь в виде отдельной квартиры или дома, построенных за счет средств  республиканского бюджета. Предусмотрены  надбавки к должностным окладам  за особые условия службы, выслугу  лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал  и год, и др.

 

Меры. поощрения. Общие меры поощрения установлены законодательством о труде, специальные — правовыми актами, предусматривающими особенности правового статуса конкретных категорий государственных служащих-

 

Общими мерами поощрения  являются денежная премия, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др.

 

К служащим могут быть применены  также меры поощрения в виде награждения  орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных  премий.

 

Государственными наградами  РФ являются: звание Героя Российской Федерации; ордена, медали, знаки отличия  Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Основания и  порядок награждения ими регламентируется Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 6 января 1999 г1, положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341[24].

 

Специальные меры поощрения  также разнообразны: досрочное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность  более высокой категории и  др.

 

Меры поощрения, выражая  высокую оценку и одобрение деятельности государственных служащих, направлены на повышение эффективности государственной  деятельности.

 

Ответственность государственных  служащих содержит значительный, хотя и своеобразный, потенциал стимулирования действенности служебной деятельности. Она органично связана с правовыми  основами этой деятельности государственных  служащих, необходимостью строжайшего  соблюдения ими государственной  и служебной дисциплины, законности. Их нарушения государственными служащими, особенно наделенными юридически-властными  полномочиями, затрагивают непосредственно  интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан.

 

Указом Президента РФ от б июня 1996 г. "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной  службы" на руководителей федеральных  органов исполнительной власти и  глав исполнительной власти субъектов  РФ возложена персональная ответственность  за состояние исполнительской дисциплины в соответ­ствующих органах. Им предусмотрена возможность применения мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам этих органов за однократное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы. При этом однократным грубым нарушением дисциплины признаны: а) нарушение федеральных законов; б) неисполнение или ненадлежащее исполнение таких актов и вступивших в законную силу решений судов.

 

За такого рода нарушения должностные лица и работники вышеназванных органов могут быть, как подчеркнуто в указе, направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). К ним могут быть применены и другие правоограниче-ния. Они не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами и т. д. (п. 4 Указа).

 

Однократные грубые нарушения  дисциплины в системе государственной  службы, повлекшие последствия в  виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы  государственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершенные  преднамеренно, являются основанием для  привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности  в соответствии с законодательством  РФ. Последнее обстоятельство должно быть подчеркнуто специально и особо. Применение мер видов ответственности, предусмотренных указом, должно соответствовать  законам, устанавливающим дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, изменения и дополнения в которые  не могут быть внесены указами  Президента РФ. Например, законодательством  пока не предусмотрена административная ответственность должностных лиц  органов исполнительной власти за неисполнение или ненадлежащее исполнение вступивших в законную силу решений судов  и т. п.[25]

 

В зависимости от характера  правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и  уголовной ответственности. Регулирование  последних двух видов ответственности  выходит за рамки административного  права. Вопросы дисциплинарной, административной и материальной ответственности (в том числе государственных служащих) по административному праву рассматриваются в IV разделе.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Изложенный перечень принципов  государственной службы в Федеральном  законе "Об основах государственной  службы Российской Федерации" имеет  отношение ко всем видам государственной  службы, в том числе и для  государственно-служебных отношений  органов внутренних дел. Это основополагающие принципы, на которых строится вся  система государственно-служебных  отношений. Исходя из состояния научных  достижений и правоприменительной  практики, можно предложить следующее  определение принципа государственной  службы Российской Федерации. Под принципом  государственной службы Российской Федерация следует понимать правовую категорию как основное, руководящее  положение, закреплённое непосредственно  или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных  отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов  личности, государства и общества в целом.

 

Государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит  не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или  в оказании тех или иных производственно-хозяйственных    услуг,    а    в    осуществлении административных  (организаторских,  управленческих),  социально-культурных и воспитательных функций. Не трудно заметить, что в  подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой основной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян. При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государственно-бюджетных средств.

 

В курсовой работе были рассмотренные  основные положения прохождения  государственной служба, раскрыты понятия  государственного служащего, принципы государственной службы. Также мы рассмотрели нормативные акты, которые  регулируют прохождения государственной  службы в органах внутренних дел.   

Информация о работе Понятие и сущность госсударственной службы