Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа
В XX веке понятие элиты прочно вошло в политологический лексикон, несмотря на возражения многих представителей социально – политической мысли, в частности оно не «стыкуется» с идеологией марксизма. Согласно Дж. Миллю концепция элит исходит из неравенства, неравенство же обусловлено природой человека. Этимология термина элита подразумевает под собой лучших, достойнейших представителей, что далеко не всегда соответствует действительности. Но хотя эти возражения и имеют основания отказ от термина, который отражает определенную реальность, определенное социальное отношение не имеет смысла.
Введение
1. Элитология - наука об элитах.
2. Первые учения об элитах.
3.Современные элитистские теории.
4. Структура политической элиты.
5. Типология политических элит.
6. Интегрированность и социальная представительность политических элит.
7. Системы рекрутирования элит.
8. Особенности политических элит в России
9.Структура политических элит в России
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный университет печати
Реферат
по предмету: «Политологии»
На тему:
«Понятие политической элиты»
Студента III курса заочного отделения
факультета «Издательского дела и журналистики»
Специальность «Издательское дело и редактирование»
Рахимова Римма Ринатовна
Москва 2009
План:
Введение
1. Элитология - наука об элитах.
2. Первые учения об элитах.
3.Современные элитистские теории.
4. Структура политической элиты.
5. Типология политических элит.
6. Интегрированность
и социальная
7. Системы рекрутирования элит.
8. Особенности политических элит в России
9.Структура политических элит в России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Шопенгауэр отмечал: "На свете существует три типа аристократии:
1)аристократия рождения и ранга;
2) денежная аристократия
3) аристократия ума и таланта.
Последняя, собственно, самая знатная и именитая и признается такою, если только дать ей время. Еще Фридрих Великий сказал: "Les ames privilegiees ran gent a l'egal des souveraines" - "одаренные люди наравне с монархами", - когда его гофмаршалу показалось неловким, что министрам и генералам отведено место за маршальским столом, а Вольтеру за столом царственных особ и принцев.
В XX веке понятие элиты прочно вошло в политологический лексикон, несмотря на возражения многих представителей социально – политической мысли, в частности оно не «стыкуется» с идеологией марксизма. Согласно Дж. Миллю концепция элит исходит из неравенства, неравенство же обусловлено природой человека. Этимология термина элита подразумевает под собой лучших, достойнейших представителей, что далеко не всегда соответствует действительности. Но хотя эти возражения и имеют основания отказ от термина, который отражает определенную реальность, определенное социальное отношение не имеет смысла.
1. Элитология - наука об элитах.
В политологии правящий класс, о котором писал Г. Моска, получил расширенное толкование и рассматривается в рамках понятия элиты, произошедшего от латинского eligere (отбирать) или французского elite (лучший, отборный, избранный). Начиная с XVII века, термин элита стал употребляться для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для определения избранных людей, прежде всего знати. В Британии, как свидетельствует Оксфордский словарь английского языка 1823 года, этот термин обозначал высшие социальные группы в системах иерархизованных обществ. Затем это понятие стало использоваться в генетике, биологии и других естественнонаучных дисциплинах. В общественных науках понятие элита стало широко применяться с конца XIX - начала XX веков.
В политической науке понятие
элита употребляется в этически
нейтральном значении, отражает обладание
ее представителями какими-то интенсивно,
четко и максимально
В частности, сторонники французского
просветителя Ж.-Ж. Руссо считали, исходя
из неделимости народного
Приверженцы же элитаристских подходов обосновывали и продолжают обосновывать свои позиции тем, что история не знает исключений и потому власть меньшинства над большинством постоянна, если не вечна. По их мнению, существование элит обусловлено действием следующих факторов:
- психологическим и социальным
неравенством людей, их
- объективной закономерностью
общественного разделения
- высокой общественной
значимостью управленческого
- широкими возможностями
использования управленческой
- практической невозможностью
всеобъемлющего контроля
- политической пассивностью
широких масс граждан, главные
жизненные интересы которых
Науку об элитах или элитологию
можно рассматривать как
- индивиды, получившие наивысший
индекс в области их
- наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть - организованное меньшинство общества (Г. Моска);
- лица, пользующиеся в
обществе наибольшим престижем,
- люди, обладающие интеллектуальным
и моральным превосходством
- граждане, обладающие наивысшим
чувством ответственности (
- лица, обладающие определенными позициями во властных органах и институтах (А. Этциони);
- деятели, обладающие
формальной властью в
- меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющие наибольший вес и влияние (С. Келлер);
- боговдохновленные, которые откликнулись на высший призыв (Л. Фрейнд);
- харизматические личности (М. Вебер);
- творческое меньшинство общества, противостоящее нетворческому большинству (А. Тойнби);
- сравнительно небольшие
группы, состоящие из лиц, занимающих
ведущие позиции в
- государственные и
Вместе с тем долгое
время против понятия политическая
элита по разным причинам выступали
политологи самых разных направлений.
Западные политологии, отстаивающие концепцию
политического плюрализма, утверждают
в этой связи, что данное понятие
допустимо лишь в отношении
2. Первые учения об элитах.
Вильфредо Парето (1848-1923) - один из самых видных в начале ХХ века социальных теоретиков. В своих основных трудах Социальные системы (1902) и Трактат общей социологии (1916) сформулировал концепцию, согласно которой общество предстает в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину занимает элита (высший слой), а остальную часть - основная масса населения. При этом Парето приписывал управляющим два главных качества: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо, ибо сила и управление являются инструментами господства на всем протяжении истории. В трактовке Парето термин элита не имеет морального или почетного подтекста, но указывает только на класс людей, имеющих наивысшие достижения в какой-то сфере деятельности и потому претендующие на господство в обществе.
Социальное неравенство людей представлялось Парето совершенно естественным, очевидным и реальным фактом, в связи с чем равновесие и динамика в социальной пирамиде детерминировалась процессом, который Парето назвал циркуляцией элит. По его мнению, элиты - это то лучшее, что создается в недрах общества, они возникают из его низших слоев, в ходе борьбы поднимаются в высшие круги, расцветают там, а впоследствии вырождаются и исчезают. Их сменяют так называемые контрэлиты, которые проходят те же фазы развития и упадка и сменяются новыми элитарными образованиями. При этом смена элит, как правило, знаменует собой чередование у власти разных типов элит, в частности, лис (изворотливых, хитрых и беспринципных) и львов (обладающих чувством преданности государству, консервативно настроенных и не боящихся применять силу), использующих различные методы управления и властвования.
В сфере экономики этим
двум типам элит, как писал Парето,
соответствуют категории
Механизм социального
равновесия может функционировать
нормально, как считал Парето, только
тогда, когда обеспечивался
Главным качеством и лис, и львов этот ученый считал умение применять силу там и тогда, когда и где это было необходимо. Кругооборот, циркуляцию, смену элит и контрэлит Парето назвал универсальным законом истории, который позволяет обществу накапливать и использовать все лучшее, что развилось в нем, ради собственного благополучия. История для Парето - это история преемственности привилегированных меньшинств, которые формируются, борются, достигают власти, наслаждаются властью, приходят в упадок и заменяются другим привилегированным меньшинством. Формулируя свою концепцию, Парето исходил из того, что самым важным основанием для выделения элитарных групп являлось наличие у ее представителей определенных психологических особенностей, личностных качеств и компонентов (резидуи), которые, собственно, и отличало их от остальной массы населения. В этой связи Парето часто называют основоположником так называемого аристократического направления в элитологии.