Понятие политической элиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке понятие элиты прочно вошло в политологический лексикон, несмотря на возражения многих представителей социально – политической мысли, в частности оно не «стыкуется» с идеологией марксизма. Согласно Дж. Миллю концепция элит исходит из неравенства, неравенство же обусловлено природой человека. Этимология термина элита подразумевает под собой лучших, достойнейших представителей, что далеко не всегда соответствует действительности. Но хотя эти возражения и имеют основания отказ от термина, который отражает определенную реальность, определенное социальное отношение не имеет смысла.

Содержание

Введение
1. Элитология - наука об элитах.
2. Первые учения об элитах.
3.Современные элитистские теории.
4. Структура политической элиты.
5. Типология политических элит.
6. Интегрированность и социальная представительность политических элит.
7. Системы рекрутирования элит.
8. Особенности политических элит в России
9.Структура политических элит в России
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 66.15 Кб (Скачать файл)

    а) стабильно  демократическая ("этаблированная  элита");

    б) плюралистическая  элита; 

    в) властная  элита; 

    г) дезинтегрированная  элита. 

    Оптимальной является  стабильная демократическая элита,  которая обеспечивает тесную  связь с народом и сочетает  ее с высокой степенью групповой  кооперации, позволяющей понимать  политических оппонентов и находить  приемлемые для всех, компромиссные  решения. 

    Элитарность современного  общества - достаточно доказанный  факт. Всякие попытки ее устранения  и политической нивелировки населения  всегда приводили лишь к господству  деспотических элит, что, в конечном  счете, наносило ущерб всему  народу. Устранить политическую  элитарность можно лишь за  счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития  человеческой цивилизации самоуправление  народа - скорее привлекательный  идеал, чем реальность. Для демократического  государства имеет первостепенную  значимость не борьба с элитарностью, а формирование наиболее результативной, полезной для общества элиты,  обеспечение ее социальной представительности, своевременное качественное обновление, предотвращение тенденций ее олигархизации, превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту.

 

6. Интегрированность  и социальная представительность  политических элит.

  Социальная результативность элиты, характеризующая эффективность реализуемых ею функций руководства обществом, складывается из многих показателей. К числу важнейших из них относятся оптимальное сочетание горизонтальной и вертикальной интеграции и социальная представительность элит. Горизонтальная интеграция - это кооперация различных представителей элиты, ее групповая сплоченность. Удерживаемая в определенных пределах, она выступает необходимым условием принятия коллективных решений, предохранения общества от политической поляризации и радикализации, повышения способности руководителей находить компромиссные решения и достигать консенсуса, предотвращать и разрешать конфликты. Однако внутригрупповая интеграция способствует социальной результативности элиты лишь тогда, когда она происходит не за счет ослабления ее социальной представительности, характеризующей выражение элитой интересов всего общества. Как отмечает Е. Хоффманн-Ланге, современные "элиты имеют тенденцию эмансипироваться относительно собственного базиса, требования которого они воспринимают как ограничение их свободы принятия решений".

    Выражение элитой  запросов и мнений населения  зависит от многих причин. Одна  из них - социальное происхождение  ее представителей. Оно в значительной  степени влияет на политические  ориентации. Ясно, что выходцам из  среды крестьян, рабочих, определенных  этнических и других групп  легче понять специфические запросы  соответствующих слоев, найти  с ними общий язык. Однако совсем  не обязательно, чтобы интересы  рабочих защищали рабочие, фермеров - фермеры, молодежи - молодежь и  т.п. Часто это могут лучше делать политики-профессионалы, выходцы из других групп общества.

    В современных  государствах непропорциональное  представительство в элите различных  слоев и страт населения достаточно  велико. Так, в элитах стран  Запада намного шире, чем другие  группы, представлены выпускники  университетов. А это, в свою  очередь, обычно связано с достаточно  высоким социальным статусом  их родителей. В целом же  непропорциональность представительства  различных слоев в политической  элите обычно растет по мере  повышения статуса занимаемой  должности. На первых этажах  политико-управленческой пирамиды  низшие слои населения представлены  значительно шире, чем в высших  эшелонах власти. Непропорциональность  в социальных показателях политических  элит и всего населения еще  не означает узости политических  ориентаций руководителей. 

    Более важной, по сравнению с формальным  отражением элитой социальной  структуры, гарантией социальной  представительности элиты выступает  ее организационная (партийная,  профсоюзная и т.п.) принадлежность. Она прямо связана с ценностными  ориентациями людей. Кроме того, партии и другие организации  обычно имеют достаточные возможности  для воздействия на своих членов  в нужном направлении. В современных  демократических государствах партийные  механизмы контроля над элитами  дополняются государственными и  общественными институтами. К  таким институтам относятся выборы, СМИ, опросы общественного мнения, группы давления и т.д. 

      

7. Системы рекрутирования элит.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и  результативность элиты в целом  оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его  действий. Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В научный оборот эти два термина ввел американский политолог Б. Рокиэн. В чистом виде эти две системы рекрутирования элит встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий - в странах с авторитарными режимами, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

    Каждая из этих  систем имеет свои специфические  черты. Для системы гильдий  характерны:

    1) закрытость, отбор  претендентов на более высокие  посты главным образом из нижестоящих  слоев самой элиты, медленный,  постепенный путь наверх. Примером  здесь служит сложная чиновническая  лестница, предполагающая постепенное  продвижение по многочисленным  ступенькам служебной иерархии;

    2) высокая степень  институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных  фильтров - формальных требований  для занятия должностей. Это могут  быть партийность, возраст, стаж  работы, образование, характеристика  руководства и т.д.;

    3) небольшой, относительно  закрытый круг селектората. Как  правило, в него входят лишь  члены вышестоящего руководящего  органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и  т.п.;

    4) подбор и назначение  кадров узким кругом руководителей,  отсутствие открытой конкуренции; 

    5) тенденция к  воспроизводству существующего  типа элиты. По существу, эта  черта вытекает из предыдущих - наличия многочисленных формальных  требований, назначения на должность  высшим руководством, а также  длительного пребывания претендента  в рядах данной организации. 

    Система гильдий  имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон  относятся уравновешенность решений,  меньшая степень риска при  их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по настоянию низов. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

    Антрепренерская  система рекрутирования элит  во многом противоположна системе  гильдий. Ее отличают:

    1) открытость, широкие  возможности для представителей  любых общественных групп претендовать  на занятие лидирующих позиций; 

    2) небольшое число  формальных требований, институциональных  фильтров;

    3) широкий круг  селектората, который может включать  всех избирателей страны;

    4) высокая конкурентность  отбора, острота соперничества за  занятие руководящих постов;

    5) изменчивость  состава элиты, первостепенная  значимость для этого личностных  качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой  аудитории, увлечь ее привлекательными  идеями и программами. 

    Антрепренерская  система в большей степени,  чем гильдийная, ценит выдающихся  людей, она более открыта для  молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными  недостатками ее использования  являются относительно большая  вероятность риска и непрофессионализма  в политике, сравнительно слабая  предсказуемость политики, склонность  лидеров к чрезмерному увлечению  внешними эффектами. 

 

 

8. Особенности  политических элит в России

Говоря о российской властвующей  политической элите, в первую очередь  нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов  действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими  самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много  раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время  невозможно.

Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло  такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной  демократии, тогда как, в настоящий  момент существует ярко выраженная потребность  в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в Росси  государственная власть характеризуется  тремя основными признаками:

первое — власть неделимая  и не смещаемая (фактически можно  сказать наследственная);

второе — власть полностью  автономна, а также полностью  неподконтрольна обществу;

третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.

Именно под эти сущностные характеристики российской власти и  подгоняются принципы либеральной  демократии, которая превращается в  свою полную противоположность. На текущий  момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость  и смещаемость). Исторический опыт российского  парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и  власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.

 

9.Структура политических элит в России

Политическая властвующая  элита Российской Федерации состоит  из целого ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие  основания этих групп особой роли не играют, в реальности они выступают  лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют  все партии, что делает их выглядящими  на одно лицо и мало отличимыми друг от друга.. При этом социально-экономическое  структурирование на местах, имевшее  место несколько лет назад  сменилось социально-политическим и даже этническим фактором, что  свидетельствует о растущей политизации  общественных настроений.

Современные властвующие  политические элиты России состоят  в основном из следующих социально-политических групп:

бывшая партноменклатура (КПСС);

бывшая демократическая  оппозиция (Демократическая Россия);

бывшие хозяйственные  руководители низшего и среднего звена;

бывшие комсомольские  работники;

работники различных органов  самоуправления (райсоветов, горсоветов).

Кроме этого, можно принять  во внимание и небольшой процент  интеллектуальной элиты — интеллигенции.

Указанные выше группы, как  часть властвующей элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:

 

деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных  главе исполнительной власти;

обязательность существования  личной преданности главе, первому  лицу на любом уровне;

наличие на каждом уровне соответствующих  вождей с личной преданной командой;

тщательно маскируемая вовлеченность  в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);

обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.

Эта градация, как уже  говорилось, основана на исследованиях  в провинции, но, опять же, она  достаточно репрезентативна и для  всей политической элиты Российской Федерации.

В целом же, в политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно  сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных  городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее  время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка  общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

Информация о работе Понятие политической элиты