Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:18, реферат
Первые представления о государстве как организации, деятельность которой основана на верховенстве закона, начали формироваться на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармоничное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства.
1. Понятие и признаки правового государства...........................................................
2. Проблемы и пути формирования правового государства в России......................
3. Становление и развитие гражданского общества...................................................
4. Гражданское общество и государство......................................................................
5. Гражданское общество и право................................................................................
6. Этапы развития государства и права в гражданском обществе............................
7. Заключение.................................................................................................................
власти.
2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического
правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении
судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной
силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и
исполнительной .
3. В правовом государстве человек, его права и свободы — высшая ценность.
Крупнейший русский философ Н. Бердяев после октябрьских событий 1917 г.
отметил: идея класса убила в России идею человека.
Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным
в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины —
административно-управленческой системы. Обеспечение прав и свобод личности
оставалось на втором плане.
Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и
свобод человека и гражданина, новая Конституция исходят из того, что
соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная
обязанность государственной власти. Процесс формирования правового
государства предполагает создание системы политических, юридических и иных
гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных
положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность
государства и личности.
4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формированием правового
государства, следует рассматривать развитие и совершенствование
законодательства, формирование новой по существу правовой системы.
В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы
для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.
Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации,
Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12
декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция
Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего
развития и совершенствования правовой системы России.
5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная
система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных
оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся
марксизм-ленинизм.
6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в
государственной и политической жизни нашего общества, является уровень
политической и правовой культуры в обществе.
Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо
проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей
государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, закона всеми
членами общества, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта
демократического правового государства, а также современное
демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское
общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации,
политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в
качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом
государстве строится на основе идеологического, политического многообразия
(плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового
государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского
общества, являющегося важным звеном между личностью и государством, в котором
реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов
политического плюрализма.
Становление и развитие гражданского общества.
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории
человечества, государства и права. Общество, отличное от государства,
существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее
возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных
структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной
жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В
процессе становления и развития гражданского общества складывались
современное право и государство.
Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи,
племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в
XVIII-XIX веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля,
определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему
потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и
правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . В «философии права»
отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство
людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная
собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также
упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных.
Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи,
его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных
интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о
зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности
стали громадным шагом в развитии общественных наук.
Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о
системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили
развитие в трудах ряда мыслителей, в том числе Маркса и Энгельса. В их
произведениях показана динамика соотношения общества и государства,
основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные
формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в
государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как
первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности.
«Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения
собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... —
писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высвобождению частной собственности из
общности (Gemeinwesen), государство приобрело самостоятельное существование
наряду с гражданским обществом и вне его...» .
Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот
процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.
Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах
античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило
товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде
институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были
только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в
отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-
кастовых обществ. Формирование гражданского общества в масштабе целых
стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии
гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из
которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и
государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми
движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной
идеологии.
На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались экономические,
политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним
относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов
производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных
отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали
централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков
современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный
управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в
общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое
распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию
естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о
гражданском обществе как о социально-политическом идеале. Во главе борьбы
угнетенных сословий против феодального Неравенства и привилегий стояли
горожане. От начала буржуазной Революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет
Нового Времени. На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в
наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде
первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.
Гражданское общество и государство.
Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития
государства и права. Ему соответствует так называемое «современное
представительное государство», которому, в отличие от кастовых и сословных
государств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты:
1. Государство суверенно, оно обладает верховной властью и монополией
принуждения на всей территории страны и не зависит от власти другого
государства, власти церкви, жрецов, сословий, военачальника,
негосударственных организаций.
2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации) или, по
крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищает
интересы всей страны, народа, подданных или граждан. Государство и управление
им уже не рассматриваются как достояние или личное дело монарха, царствующей
династии, какой-то части общества. Официально оно обособляется от сословий,
классов и других социальных групп, хотя фактически проводит политику чаще с
преимущественным учетом интересов той или иной влиятельной части общества.
Стремление государства представить себя как олицетворение нации, живущей на
определенной территории, обусловило восходящее еще к эпохе позднего
средневековья отождествление государства со страной, Родиной, Отечеством.
3. С развитием гражданского общества в структуре государственных органов
появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не
только сословные) представительные учреждения парламентского типа,
обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну
государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов
(законов). Возникновение и развитие представительной демократии — явление,
свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные
учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда
законодательствовали от имени всего народа (нации).
4. Государство имеет управленческий аппарат, состоящий из профессиональных
служащих, чиновников, а также постоянную армию. Создание бюрократии как
иерархически организованной системы управления со строго определенными
функциями каждой ступени и должности — явление Нового времени. Основная масса