Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Первые представления о государстве как организа­ции, деятельность которой основана на верховенстве закона, на­чали формироваться на ранних этапах развития человеческой ци­вилизации. С идеей правового государства связывались поиски бо­лее совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мысли­тели античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармонич­ное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства...........................................................
2. Проблемы и пути формирования правового государства в России......................
3. Становление и развитие гражданского общества...................................................
4. Гражданское общество и государство......................................................................
5. Гражданское общество и право................................................................................
6. Этапы развития государства и права в гражданском обществе............................
7. Заключение.................................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

политология2.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

власти.

     2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического

правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении

судебной власти в государствен­ном механизме как самостоятельной влиятельной

силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и

исполнительной .

     3. В правовом государстве человек, его права и свободы — выс­шая ценность.

Крупнейший русский философ Н. Бердяев после ок­тябрьских событий 1917 г.

отметил: идея класса убила в России идею человека.

Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным

в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины —

административно-управленческой систе­мы. Обеспечение прав и свобод личности

оставалось на втором плане.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и

свобод человека и гражданина, новая Конститу­ция исходят из того, что

соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная

обязанность государственной власти. Процесс формирования правового

государства предполагает создание системы политических, юридических и иных

гарантий, ко­торые обеспечивали бы реальность этих конституционных

положе­ний, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответствен­ность

государства и личности.

     4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формиро­ванием правового

государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по су­ществу правовой системы.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы

для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.

Это Декларация о государственном су­веренитете Российской Федерации,

Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12

декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция

Россий­ской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейше­го

развития и совершенствования правовой системы России.

5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала одно­партийная

система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных

оппозиционных партий. Официаль­ной, государственной идеологией являлся

марксизм-ленинизм.

     6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преоб­разований в

государственной и политической жизни нашего обще­ства, является уровень

политической и правовой культуры в обще­стве.

Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который осо­бенно отчетливо

проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблю­дение Конституции, закона всеми

членами общества, всеми должност­ными лицами — неотъемлемая черта

демократического правового го­сударства, а также современное

демократическое правовое государство предполага­ет развитое гражданское

общество, в котором взаимодействуют раз­личные общественные организации,

политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в

качестве официаль­ной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом

го­сударстве строится на основе идеологического, политического много­образия

(плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового

государства, одним из направлений этой ра­боты является развитие гражданского

общества, являющегося важ­ным звеном между личностью и государством, в котором

реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов

поли­тического плюрализма.

              Становление и развитие гражданского общества.             

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории

человечества, государства и права. Общество, отличное от государства,

существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее

возникает в процессе и в результа­те отделения государства от социальных

структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной

жизни и одновре­менно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В

процессе становления и развития гражданского общества склады­вались

современное право и государство.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государ­ства, семьи,

племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в

XVIII-XIX веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля,

определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему

потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и

правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . В «философии права»

отмечено, что право­выми основами гражданского общества являются равенство

людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная

собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также

упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных.

Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи,

его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных

интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о

зависимости обще­ственного строя от разделения труда и форм собственности

стали гро­мадным шагом в развитии общественных наук.

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о

системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили

развитие в трудах ряда мыслителей, в том числе Маркса и Энгельса. В их

произведениях показана динамика соот­ношения общества и государства,

основанная на изменении форм соб­ственности и разделения труда. Примитивные

формы разделения тру­да, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в

государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как

первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности.

«Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения

собственности уже высвободились из античной и сред­невековой общности... —

писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высво­бождению частной собственности из

общности (Gemeinwesen), государ­ство приобрело самостоятельное существование

наряду с гражданским обществом и вне его...» .

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот

процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом  масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в неко­торых странах

античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило

товарно-денежное производство, получившее офор­мление и закрепление в ряде

институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были

только элементы, очаги граждан­ского общества, существовавшие лишь в

отдельных регионах и соче­тавшиеся с вертикальными структурами сословно-

кастовых обществ.   Формирование гражданского общества в масштабе целых

стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии

гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из

которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и

государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми

движениями, столкно­вениями классов, коренными преобразованиями общественной

идео­логии.

На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались экономические,

политические и идеологические предпосылки гражданско­го общества. К ним

относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов

производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных

отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали

централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков

современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный

управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в

общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое

распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию

естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о

гражданском обществе как о социально-политиче­ском идеале. Во главе борьбы

угнетенных сословий против феодального Неравенства и привилегий стояли

горожане. От начала буржуазной Революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет

Нового Времени. На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в

наибо­лее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде

первоначального капитализма, основанного на частном предпринима­тельстве.

    

Гражданское общество и государство.

 

 

Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития

государства и права. Ему соответствует так называе­мое «современное

представительное государство», которому, в отличие от кастовых и сословных

государств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты:

1. Государство суверенно, оно обладает верховной властью и моно­полией

принуждения на всей территории страны и не зависит от власти другого

государства, власти церкви, жрецов, сословий, военачальника,

негосударственных организаций.

2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации) или, по

крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищает

интересы всей страны, народа, подданных или граждан. Государство и управление

им уже не рассматриваются как достояние или личное дело монарха, царствующей

династии, какой-то части общества. Официально оно обособляется от сословий,

классов и других социальных групп, хотя фактически проводит политику чаще с

преиму­щественным учетом интересов той или иной влиятельной части обще­ства.

Стремление государства представить себя как олицетворение нации, живущей на

определенной территории, обусловило восходящее еще к эпохе позднего

средневековья отождествление государства со страной, Родиной, Отечеством.

3. С развитием гражданского общества в структуре государствен­ных органов

появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не

только сословные) представительные учреж­дения парламентского типа,

обладающие правами утверждения нало­гов и сборов, поступающих в казну

государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов

(законов). Возникно­вение и развитие представительной демократии — явление,

свойствен­ное эпохе формирования гражданского общества. Представительные

учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цен­зов, всегда

законодательствовали от имени всего народа (нации).

4. Государство имеет управленческий аппарат, состоящий из профессиональных

служащих, чиновников, а также постоянную армию. Создание бюрократии как

иерархически организованной систе­мы управления со строго определенными

функциями каждой ступени и должности — явление Нового времени. Основная масса

Информация о работе Правовое государство