Природа и особенности социально-политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:41, реферат

Краткое описание

Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Он является одной из форм проявления политического процесса, способом разрешения его противоречий. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Смита, А. Токвиля.

Содержание

Введение. стр. 3
Природа и особенности социально-политических конфликтов.
Определение социального конфликта. стр. 3
Современные теории конфликтов. стр.5
Видовые особенности и сущностные характеристики политического конфликта. стр. 7
Содержание и формы проявления политических кризисов. стр. 11
Функции политических конфликтов. стр.
Пути урегулирования политических конфликтов. стр.17.
Заключение. стр.19.
Список использованной литературы. стр. 20.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по полтиологии.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, вертикальные политические конфликты могут возникать и развиваться как сугубо «режимные» конфликты, т. е. преследующие радикальные цели свержения существующего политического строя или коренного изменения политического курса. Это чаще всего провоцируется ущемлением базовых социально-экономических и политических потребностей и интересов значительной части населения, восприятием подвластными слоями и группами существующей системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной. Причиной конфликтов могут быть различия в оценках, ценностных ориентациях, представлениях в вопросе о «моделях» общественного обустройства и развития (различиями политических культур: «местной» национальной и «чужеродной» иностранной, привносимой извне в рамках так называемой «догоняющей модернизации»).

По территориальному измерению политические конфликты делят на две большие группы:

• внутриполитические (межклассовая борьба, борьба политических партий, конфронтация между политическими лидерами различных уровней, межнациональные конфликты);

• внешнеполитические (между отдельными странами и системой государства, внутри какой-либо системы государств, конфликты, связанные с попытками подавления борьбы народа за независимость).

2.4. Содержание и формы проявления политических кризисов

  Особую трудность в  изучении политических конфликтов  представляет определение признаков  их перехода (перерастания) в политические  кризисы, поскольку эти признаки  у каждого конфликта разные. В  самом общем виде политический  кризис - это такая сложившаяся  в стране политическая ситуация, когда массы активно (что называется  с «открытым забралом») выражают  свое недовольство политикой, проводимой  верхами, а те в свою очередь  оказываются неспособными проводить  политику в интересах этих  масс. Как результат происходит  потеря верхами своей социальной  опоры, наступает паралич власти. В стране может возникнуть  революционная ситуация, для которой  характерным является:

  Во-первых, «кризис верхов», т. е. невозможность для правящих  классов сохранить свое господство  в неизменном виде. Развитие событий  вырывается из-под их контроля. Власть утрачивает стабильность, в ее действиях проявляются  колебания и неуверенность.

  Во-вторых, крайнее обострение  нужды и бедствий низших слоев  населения, которое может быть  вызвано ухудшением их экономического  положения, социальным бесправием  и обездоленностью, резким углублением  социальных противоречий. Взрыв  массового недовольства может  быть вызван также вопиющим  несоответствием между реальными  возможностями экономического, социального и культурного развития и теми практическим результатами, которые получают от него народные массы.

  В-третьих, значительное  повышение в силу указанных  причин социальной и политической  активности масс, их выход на  авансцену политической жизни.

  В качестве конкретных  проявлений политического кризиса  выступают:

• правительственный кризис, возникающий в силу потери функциональности этого коллегиального органа, заметного ослабления авторитета правительства;

• парламентский кризис, происходящий в результате изменения соотношения сил в представительном законодательном органе, когда благодаря инициативе членов парламента, партий и общественных объединений, создается обстановка, приводящая к тому, что решения парламента расходятся с волей большинства граждан;

• конституционный кризис обычно связан с фактической невозможностью применения норм конституции государства;

• кризис легитимности: результат рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и др.;

• кризис идентичности: этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общественного объединения и идентификации с определенной политической системой;

• кризис политического участия - правящая элита создает искусственные препятствия включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обостряются проблемы территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами;

• кризис доверия: избиратели не приходят на выборы или референдумы либо голосуют против всех кандидатом, так как разуверились в возможностях влияния на власть и формирования эффективной и легитимной власти;

• кризис проникновения - результат снижения способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными политическими целями;

• кризис распределения возникает при отсутствии приемлемого в данных условиях для общества роста материального благосостояния и его распределения, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

  Наряду с этими проявлениями, политический кризис может принимать форму кризиса правящей политической партии, ее политического лидера или лидирующей группы, а также кризиса правящей партийно-политической коалиции, когда вчерашние союзники расходятся между собой, образуют разные лагери и обращают оружие друг против друга.

  Цивилизованным выходом из политического кризиса считается отставка правительства, роспуск парламента и проведение досрочных выборов по формированию нового, смена правящей партии в результате очередных выборов и т. д. Однако нередко политическая элита в условиях кризиса поступает иначе: находит внешнего врага, отвлекая внимание масс и контрэлиты на пограничные проблемы с другими странами.

  Давно известно, что внешняя опасность может сплотить на какое-то время конфликтующие силы. Когда внутренние или внешние конфликты выливаются в вооруженное столкновение, начинается война, которую в самом широком смысле определяют как «вооруженный конфликт между двумя или большим количеством враждебных сторон».

  Это определение позволяет выделить различные типы войн, среди которых основными являются войны внешние (межгосударственные) и внутренние (гражданские). Только в ХХ в. человечество пережило две мировые войны, многочисленные антиколониальные и гражданские войны. Не исчезает угроза ядерной войны, войны на почве борьбы с международным терроризмом, которая фактически уже началась с вооруженного «умиротворения» США талибов в Афганистане и насильственного свержения режима Саддама Хусейна в Ираке.

  Война - это крайняя форма, которую принимает в политике внутренние и внешние конфликты. Начало войны свидетельствует о том, что конфликтующие стороны не видят другой реальной возможности устранения своих разногласий и пытаются путем вооруженного насилия добиться того, чего они не смогли достичь в ходе переговоров. Каждая из сторон стремится навязать противнику свою волю, подчинить его своим политическим целям, нанося удары по людскому и материальному потенциалу.

  Важно подчеркнуть, что в войне люди противостоят друг другу не как индивиды, а как члены политических общностей: государств, партий, повстанческих движений, - подвергая свою жизнь опасности в борьбе за политические цели, которые они могут, как разделять, так и не разделять. «Но политические системы, - как отмечает испанский политолог Л. С. Санистебан, - организованы таким образом, что элиты могут использовать принуждение, чтобы люди взяли на себя как личную военную опасность, так и финансовые издержки войны, которые покрываются путем обязательных специальных налогов. В ходе войны власть элит укрепляется, и в рамках политической системы возникает новый порядок приоритетов».

С точки зрения динамики конфликта  он обычно описывается по следующей  схеме:

  1. Накопление противоречий и формирование отношений сторон;
  2. Нарастание и эскалация подготовки;
  3. Собственно конфликт;
  4. Разрешение конфликта.

 

   Первая  стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.

   Вторая  стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.  

Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.   

Четвертая стадия - завершение конфликта.  

2.5. Функции политических конфликтов

По такому критерию, как характер и масштабы влияния на общественную жизнь конфликты подразделяют на конструктивные и деструктивные. Первые из них выполняют целый ряд положительных функций, таких, как:

Функции разрядки напряженности между антагонистами. Социально контролируемый конфликт способствует освобождению общественной жизни от напряженности в отношениях противоборствующих сторон и позволяет возобновить их уравновешенные отношения на новых основаниях. Конфликт играет своеобразную роль «отводного канала» или «выхлопного клапана» для накопившихся страстей и аффективных состояний.

Коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновений, противостояния люди могут лучше узнать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-либо приемлемой для них общности, на какой-либо общей платформе, подкорректированной и «отредактированной» конфликтной ситуацией.

Роль стимулятора и движущей силы социальных изменений. Конфликт препятствует окостенению и застою социальных систем, вызывает стремление к инновационному обновлению и созиданию. По справедливому замечанию Л. Козера, «группы или системы, которым не брошен вызов, более не способны к творческой реакции».

Содействие формированию социально необходимого равновесия. Благодаря разрешению конфликта, происходит переоценка и переосмысление прежних ценностей и норм, их изменение. Усиливается лояльность и толерантность членов данной структурной единицы.

Гарантия поступательного развития общества. Путем вскрытия противоположных интересов создаются возможности для их научного анализа и, прежде всего, определения необходимых изменений. В принципе острые социальные противоречия и конфликты в обществе могут выступать и действительно выступают факторами его устойчивого равновесия и прочности. Благодаря внутренним конфликтам общество как бы постоянно «сшивается воедино».

Консолидирующая функция конфликта проявляется и в том, что многообразие разнонаправленных коллизий уменьшает опасность однонаправленного раскола общества на враждебные друг другу лагери. Если не вся, то значительная часть конфликтного потенциала - энергии общественного недовольства - растрачивается и уничтожается в многочисленных локальных столкновениях.

Результатами деструктивных конфликтов чаще всего выступают такие состояния и последствия, как:

• абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами;

• представление о другой стороне - как о враге, о своих целях - как сугубо положительных, а о целях другой стороны, - как об отрицательных;

• сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами и их отчуждение (предельное дистанцирование) друг от друга;

• увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

• смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

• возможность подготовки к новому витку конфликта - закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

3. Пути и методы разрешения конфликтов

Немецкий социолог Р. Дорендорф справедливо замечает: «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники».

Наиболее распространенными общими методами урегулирования конфликтов, которыми пользуются политические элиты самых разных типов, являются:

1. Метод избегания. Этот  метод считают самым распространенным: он может проявляться в уходе  с политической арены того  или иного деятеля (добровольно  или в силу обстоятельств), угрозе  ухода, игнорировании противника  и т. д. Избегание конфликта не  означает его окончательной ликвидации, само противоречие остается.

2. Метод откладывания конфликта. При этом методе одна из  сторон временно сдает свои  позиции, но по мере накопления  сил и изменения ситуации в  ее пользу делает попытку «взять  реванш», т. е. вернуть утраченное.

3. Метод примирения противоборствующих  сторон на основе сближения  их позиций и интересов через  посредника. В роли посредника  могут выступать следственные  или согласительные комиссии, а  также менеджеры по конфликтам, часто используемые в разрешении  конфликтных ситуаций в странах  Запада.

Информация о работе Природа и особенности социально-политических конфликтов