Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:01, реферат
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.
Для механизма осуществления власти
в условиях парламентской монархии
определяющее значение имеет не уголовная
ответственность отдельных
Особая разновидность монархии - выборная, сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малайзию.
Следует отметить, что в трёх странах Запада, когда-то находившихся на положении британских колоний, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии - институт монарха принял своеобразный вид. Формальное признание этими странами британского монарха в качестве главы государства - сегодня скорее дань символике государственного права, особая форма межгосударственных отношений в рамках британского сотрудничества, чем институт государства в современной трактовке.
Республика (лат. «общественный, всенародный») - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Исторически республика возникла в античную эпоху в Европе в качестве антипода монархии, но наибольшее распространение получила при капитализме. Различают два основных вида республики - парламентскую и президентскую.
Парламентарная республика представляет собой такую форму правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, но правительство формируется и действует лишь при условии, что оно располагает доверием (поддержкой) нижней палаты парламента (или даже обеих палат).
Впервые такая форма правления
возникла во Франции в 70-х годах
прошлого столетия при своеобразных
обстоятельствах. В Национальном собрании
Франции, которому предстояло принять
конституцию страны, большинство
составляли сторонники монархической
формы правления, которые из-за своих
внутренних раздоров не могли провозгласить
Францию монархией и решили «временно»
установить республику, построив взаимоотношения
высших органов государства в
ней так, как до этого они складывались
при конституционной монархии. Однако
установленная «временная»
В основу системы высших органов
государственной власти парламентарной
республики положен принцип верховенства
парламента, перед которой правительство
имеет политическую ответственность
за свою деятельность; формальной отличительной
особенностью парламентарной республики
является наличие должности премьер-
Глава государства в парламентарной
республике в большинстве случаев
избирается парламентом, например, в
Греции и Италии. А вот в Германии
президент избирается федеральным
собранием, которое состоит из всех
членов бундестага и такого же числа
делегатов ландтагов (парламентов
земель). В Австралии президент
республики избирается непосредственно
избирателями, причём избранным признаётся
тот кандидат, который собрал более
половины всех действительных голосов.
В Финляндии президент
Конституционные акты парламентарных
республик признают ответственность
главы государства перед
Задача президента в парламентарной республике заключается не в том, чтобы руководить государством (это задачи правительства, в состав которого он не входит). Он не обладает ни чрезвычайными полномочиями, ни правом издания нормативных актов, равнозначных законам, ни сколько-нибудь серьёзными средствами влияния на процесс принятия важных политических решений. Задача президента - представлять государственное единение, быть носителем и пропагандистом официальных политических представлений и идеалов правительственной власти, играть роль «нейтральной» силы и т.д.
Республиканская форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающим полномочия главы государства и главы правительства, именуются президентской республикой. В такой республике правительство назначается самим президентом и не несёт политической ответственности перед парламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. Классической президентской республикой считают США, где была установлена эта форма правления. Затем она получила распространение в других странах, как-то: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Уругвай и т.д.
Важной чертой президентской республики
является независимое положение
по отношению друг к другу президента
и парламента. Исполнительные органы,
т.е. президент и его министры,
полностью располагают
Глава государства в президентской
республике сосредотачивает в своих
руках огромные полномочия в области
политического руководства
В некоторых современных
Но наиболее ярко смешение признаков
президентской и парламентарной
республик наблюдалось во Франции,
республике по конституции 1958 года, которая
значительно усилила
Определённые особенности, специфические
формы функционирования имеет институт
президентства в странах
Структура власти, сложившаяся в СССР, в отличие от других государств, имела ряд своих особенностей. Прежде всего, было трудно выделить комплексы законодательной, исполнительной и служебной власти, а сами три ветви стянуты к аппарату партии. Наибольшая концентрация власти приходилась на исполнительную, а законодательная практически никакой власти не имела. Основное место в системе законодательных актов вместо законов занимали совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, что привело к размыванию нормативности принимаемых актов, из-за неэффективности. Судебная власть находилась в зависимости от «телефонного права» и была авторитарной.
Переход от тоталитаризма к демократии
потребовал преобразования всей системы
государственной власти. Итак, есть
данность: независимые государства
СНГ со своей внутренней и внешней
политикой, установленными (пусть «прозрачными»)
границами, провозглашенными признаками
равноправия граждан. Ранее все
сколько-нибудь значительные действия
и даже намерения руководства
республик строго контролировались
центром. Центра нет, а коренная реформа
государственной власти в республиках
СНГ должна завершиться, по всей видимости,
созданием президентских
Таковы важнейшие вопросы, связанные с проблемой власти как общественным явлением, её структурой, её основными элементами, их ролью в отношениях властвования. Способы властвования в различных странах разные и зависят они от многих причин. Процесс же властвования регулируется с помощью механизма, т.е. государственных органов, права и политической системы в целом. Власть делится на виды в зависимости от основных сфер общественной жизни, от субъектов властвования и функций. Стабильность и прочность власти зависят от легитимности.
Список литературы
1 Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7, с.218.