Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:58, доклад
Прежде чем перейти к обзору важнейших особенностей имперского законодательства о выборах в Государственную Думу, следует напомнить, что к моменту ее учреждения существовавшие в мире избирательные системы можно условно разделить на две основные группы. В первую, крайне немногочисленную, группу входили государства, в которых уже существовали основы всеобщего избирательного права (США, Французская Республика, Германская Империя и др.). Вторую группу составляли такие государства, как Великобритания, скандинавские королевства, Япония и проч. Их избирательное право основывалось на системе цензов (прежде всего имущественных, но нередко также и/или сословных).
Преступные деяния, совершенные при производстве выборов в Государственную Думу, подлежали «преследованию и наказанию на тех же основаниях, как и учиненные при выборах сословных и общественных» (ст. 27, 29 Положения).
Избирательные списки. Нормы об избирательных списках содержались в разделе II Положения.
Списки лиц, имеющих право
участия в выборах на съездах
уездных землевладельцев и
В городах, указанных в
Положении, списки лиц, имеющих право
участия в избрании выборщиков в
городское избирательное
Распоряжение, возлагающее на соответствующие учреждения составление списков, издавал министр внутренних дел, который «по воспоследовании Высочайшего указа о производстве выборов в Государственную Думу ... безотлагательно распоряжается составлением подлежащими учреждениями списков лиц, имеющих право участия в выборах в Думу» (ст. 1 Правил).
В избирательные списки вносились лица, «кои до составления подлежащего списка ... владели недвижимым имуществом или торгово-промышленным предприятием или же уплачивали промысловый налог не менее одного года, а квартирный налог — не менее трех лет». При этом «при исчислении указанного срока владения недвижимым имуществом принимается в расчет и срок владения сим имуществом наследодателя по восходящей линии». Лица, желавшие участвовать в выборах «по недвижимому имуществу их жен или матерей», были обязаны «своевременно заявлять о том установлению, составляющему избирательный список» (ст. 32 Положения). При том, кик указывалось, женщины, владеющие установленным цензом, не подложили внесению в списки, но если они «предоставили» свои недвижимому имуществу для участия в выборах мужьям или сыновьям, последние и вносились в избирательные списки (ст. 8 Правил).
Соответствующие сведения представлял местный податной инспектор или казенная палата (ст. 3 Правил).
Лица, имевшие право на участие в выборах, подлежали внесению в избирательные списки по алфавиту, причем относительно каждого лица помимо фамилии, имени и отчества указывался также избирательный ценз (ст. 7 Правил).
Составленные избирательные
списки подлежали опубликованию
за шесть недель до выборов в «местных
ведомостях» и, помимо этого, объявлялись
«во всеобщее сведение способом, наиболее
обеспечивающим гласность этих списков»
(ст. 33 Положения). В течение двух
недель со дня опубликования
Помимо этого «список избирателей с относящимися к нему документами может быть обозреваем заинтересованными лицами в помещении учреждения, коим он составляется, в дни и часы, для сего назначенные» (ст. 23 Правил).
По рассмотрении избирательных списков и поступивших жалоб и заявлений «подлежащая комиссия» сообщала лицам, подавшим жалобы и заявления, «о своих по оным постановлениях». Изменения, внесенные в первоначальные списки, подлежали опубликованию в местных ведомостях и объявлены иным способом, наиболее обеспечивающим гласность изменений (ст. 35). Правила от 18 сентября при этом уточняли, что «при опубликовании в ведомостях первоначальных избирательных списков и внесенных в них изменений, каждый список, а равно перечень изменений, должны быть помещены полностью в одном номере ведомостей, в виде особого к ним приложения» (ст. 21). О дне опубликования избирательных списков в ведомостях губернаторы в тот же день по телеграфу сообщали министру внутренних дел для объявления в «Правительственном Вестнике» (ст. 22 Правил).
После опубликования исправленных списков «никакие в них дополнения и изменения не допускаются». Исключение устанавливалось лишь для тех случаев, когда изменение (дополнение) списка явилось следствием пересмотра в порядке ст. 47 Положения постановления уездной или губернской комиссии, принятого по результатам выборов (ст. 36).
«Установлениям», на которых
возлагалась обязанность
Общие правила избирательной
При этом предварительные съезды проводились не позднее чем за сутки (общие) и не позднее чем за три дня (отдельные) до открытия соответствующих съездов уездных землевладельцев.
Выборы уполномоченных от волостей и станиц должны были назначаться в каждом уезде «по возможности в один и тот же день, определяемый губернатором».
Выборы членов Государственной Думы в избирательных собраниях надлежало проводить в один и тот же день, определяемый «Высочайшим исцелением, о котором министр внутренних дел представляет Правительствующему Сенату для распубликования» (ст. 31 — 34 Правил).
Избирательные собрания и съезды подлежали открытию в 12 часов дня. При этом «лица, прибывшие после приступа к выборам, к участию в них не допускаются».
Открывая избирательное собрание или съезд, председатель «прочитывает статьи закона, относящиеся до порядка выборов и условий участия в оных, а равно избирательный список, а в губернском и городском избирательном собрании — список выборщиков. Засим составляется акт о числе прибывших в собрание или съезд лиц, а на предварительном съезде — также о количестве земли, числящейся за явившимися на съезд лицами, и об итоге оценочной стоимости иного принадлежащего им недвижимого имущества, а равно о числе подлежащих выбору уполномоченных».
О числе «избирательных и
неизбирательных» голосов, полученных
каждым лицом, подвергавшимся баллотировке
в избирательном собрании или
на съезде, делалась отметка в особом
выборном листе. «Для отметки голосов»
собрание или съезд могли избирать
«из своей среды» особых счетчиков
в помощь председателю при баллотировке.
По окончании выборов выборный лист
оглашался перед собранием или
съездом и подписывался председателем,
«а также выразившими желание
подписаться наличными
Производство выборов в
Выборы на съездах производились
«закрытою подачею голосов, посредством
баллотировки шарами», а выборы в
городское избирательное
Выборщиками от избирательных
съездов, а равно уполномоченными
от предварительных съездов
При голосовании по избирательным
участкам выборщиками, избранными в
городское избирательное
По окончании выборов
съезды и избирательные комиссии
закрываются. Не позднее следующего
дня все выборное производство представлялось
председателями съездов — в уездную
по делам о выборах комиссию, а
председателями избирательных комиссий,
действовавших на избирательных
участках — в губернскую по делам
о выборах комиссию. В этих же
комиссиях рассматривались
«По обозрении выборного производства и рассмотрении принесенных на выборы жалоб» уездная или губернская комиссия при наличии к тому оснований «отменяет произведенные выборы в отношении всех или некоторых лиц, избранных от подлежащего съезда или избирательного участка». Постановление комиссии по принесенной жалобе подлежало «объявлению» лицу, подавшему жалобу.
В трехдневный срок со дня объявления постановления уездной или губернской комиссии заинтересованные лица могли принести жалобу соответственно в губернскую комиссию или в Правительствующий Сенат. Жалоба подавалась в уездную или губернскую комиссию, «по принадлежности» и подлежала представлению «с необходимыми объяснениями» в недельный срок — в губернскую по делам о выборах комиссию, в двухнедельный срок — в Правительствующий Сенат.
Списки выборщиков в губернские
избирательные собрания составлялись
уездной комиссией, а списки выборщиков
в городские избирательные
а) имя, отчество и фамилию каждого выборщика;
б) город, уезд и волость либо станицу или общину (в Измаильском уезде Бессарабской губернии), по которым избрано данное лицо;
в) постоянное место выборщика и
г) сведения о служебном положении или роде его занятий, «а также, по возможности, и о полученном им образовании».
Одновременно с опубликованием списки рассылались выборщикам (ст. 41 Правил).
Производство выборов в
зато нуждалось в поддержке
пусть невежественных, но «верноподданных».
Об этом свидетельствует дискуссия,
которая состоялась на Петергофском
совещании между министром
В члены Государственной Думы избирались только лица, изъявившие на то свое согласие.
В случае избрания в Государственную Думу лицам, занимавшим на гражданской государственной службе «должность с определенным окладом содержания», надлежало ее оставить.
Особенностью избрания депутатов Государственной Думы в губернском избирательном собрании являлось то, что в каждом таком собрании вначале выборщики от съездов уполномоченных от волостей избирали из своей среды одного члена Думы. Кроме того, в Астраханской и Оренбургской губерниях, а также в области войска Донского одного члена Думы в избирательном собрании выбирали из своей среды выборщики от съездов уполномоченных от станиц.
Затем избирательное собрание «в общем своем составе» избирает из числа всех имеющих право участия в нем выборщиков остальное, «положенное росписанием», число членов Думы.
Городские избирательные собрания избирали из числа имеющих право участия в них выборщиков «положенное на город» число членов Государственной Думы.
Как вытекает из Положения, выборы
депутатов надлежало
Если число лиц, получивших в губернском или городском избирательном собрании более половины голосов, не достигнет установленного «росписанием» для данной губернии, области или города числа избираемых членов Государственной Думы, то на следующий день собрание должно «тем же порядком» произвести дополнительные выборы недостающего количества депутатов. «В случае безуспешности этих дополнительных выборов», на третий день производились окончательные выборы недостающего числа членов Думы, причем избранными считались кандидаты, получившие относительное большинство голосов.
Информация о работе Развитие избирательного права за рубежом к началу XX в