Развитие избирательного права за рубежом к началу XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:58, доклад

Краткое описание

Прежде чем перейти к обзору важнейших особенностей имперского законодательства о выборах в Государственную Думу, следует напомнить, что к моменту ее учреждения существовавшие в мире избирательные системы можно условно разделить на две основные группы. В первую, крайне немногочисленную, группу входили государства, в которых уже существовали основы всеобщего избирательного права (США, Французская Республика, Германская Империя и др.). Вторую группу составляли такие государства, как Великобритания, скандинавские королевства, Япония и проч. Их избирательное право основывалось на системе цензов (прежде всего имущественных, но нередко также и/или сословных).

Вложенные файлы: 1 файл

Парламентаризм.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

Преступные деяния, совершенные  при производстве выборов в Государственную  Думу, подлежали «преследованию и  наказанию на тех же основаниях, как и учиненные при выборах  сословных и общественных» (ст. 27, 29 Положения).

Избирательные списки. Нормы об избирательных списках содержались в разделе II Положения.

Списки лиц, имеющих право  участия в выборах на съездах  уездных землевладельцев и городских  избирателей, «составляются и содержатся в исправности: по съезду уездных  землевладельцев — уездною земскою  управою или управою по делам  земского хозяйства, а в местностях, где таких управ не имеется, —  уездным полицейским управлением, а по съезду городских избирателей  — городскими управами или учреждениями, их заменяющими» (ст. 30).

В городах, указанных в  Положении, списки лиц, имеющих право  участия в избрании выборщиков в  городское избирательное собрание, «составляются и содержатся в  исправности городскою управою  или учреждением, ее заменяющим». При  разделении города на избирательные  участки одно и то же лицо — как  житель города, как налогоплательщик и/или как владелец предприятия  — могло получить право голоса на нескольких избирательных участках. В то же время избиратель не мог  иметь по Положению более одного голоса. Поэтому предусматривалось, что эти лица подлежали включению  в список того из участков, «который они сами укажут», в случае же «если  такого заявления не последует» —  в список того участка, «в котором  они имеют место жительства» (ст. 31 Положения).

Распоряжение, возлагающее  на соответствующие учреждения составление  списков, издавал министр внутренних дел, который «по воспоследовании Высочайшего указа о производстве выборов в Государственную Думу ... безотлагательно распоряжается составлением подлежащими учреждениями списков лиц, имеющих право участия в выборах в Думу» (ст. 1 Правил).

В избирательные списки вносились  лица, «кои до составления подлежащего  списка ... владели недвижимым имуществом или торгово-промышленным предприятием или же уплачивали промысловый налог  не менее одного года, а квартирный налог — не менее трех лет». При  этом «при исчислении указанного срока  владения недвижимым имуществом принимается  в расчет и срок владения сим имуществом наследодателя по восходящей линии». Лица, желавшие участвовать в выборах  «по недвижимому имуществу их жен или матерей», были обязаны  «своевременно заявлять о том  установлению, составляющему избирательный  список» (ст. 32 Положения). При том, кик  указывалось, женщины, владеющие установленным  цензом, не подложили внесению в  списки, но если они «предоставили» свои недвижимому имуществу для  участия в выборах мужьям или  сыновьям, последние и вносились  в избирательные списки (ст. 8 Правил).

Соответствующие сведения представлял  местный податной инспектор или  казенная палата (ст. 3 Правил).

Лица, имевшие право на участие в выборах, подлежали  внесению в избирательные списки по алфавиту, причем относительно каждого  лица помимо фамилии, имени и отчества указывался также избирательный  ценз (ст. 7 Правил).

Составленные избирательные  списки подлежали опубликованию  за шесть недель до выборов в «местных ведомостях» и, помимо этого, объявлялись  «во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этих списков» (ст. 33 Положения). В течение двух недель со дня опубликования избирательных  списков в местных ведомостях заинтересованные лица имели право подавать жалобы и заявления об их неправильности и неполноте в уездную либо губернскую по делам о выборах комиссии (ст. 34).

Помимо этого «список  избирателей с относящимися к  нему документами может быть обозреваем заинтересованными лицами в помещении  учреждения, коим он составляется, в  дни и часы, для сего назначенные» (ст. 23 Правил).

По рассмотрении избирательных списков и поступивших жалоб и заявлений «подлежащая комиссия» сообщала лицам, подавшим жалобы и заявления, «о своих по оным постановлениях». Изменения, внесенные в первоначальные списки, подлежали опубликованию в местных ведомостях и объявлены иным способом, наиболее обеспечивающим гласность изменений (ст. 35). Правила от 18 сентября при этом уточняли, что «при опубликовании в ведомостях первоначальных избирательных списков и внесенных в них изменений, каждый список, а равно перечень изменений, должны быть помещены полностью в одном номере ведомостей, в виде особого к ним приложения» (ст. 21). О дне опубликования избирательных списков в ведомостях губернаторы в тот же день по телеграфу сообщали министру внутренних дел для объявления в «Правительственном Вестнике» (ст. 22 Правил).

После опубликования исправленных списков «никакие в них дополнения и изменения не допускаются». Исключение устанавливалось лишь для тех  случаев, когда изменение (дополнение) списка явилось следствием пересмотра в порядке ст. 47 Положения постановления  уездной или губернской комиссии, принятого по результатам выборов (ст. 36).

«Установлениям», на которых  возлагалась обязанность составления  избирательных списков, предоставлялось  право «пользоваться необходимыми сведениями в подлежащих присутственных местах» (ст. 2 Правил).

Общие правила избирательной процедуры. Съезды избирателей и предварительные съезды, а также избирательные комиссии подлежали открытию в дни, назначаемые губернатором или градоначальником.

При этом предварительные  съезды проводились не позднее чем за сутки (общие) и не позднее чем за три дня (отдельные) до открытия соответствующих съездов уездных землевладельцев.

Выборы уполномоченных от волостей и станиц должны были назначаться  в каждом уезде «по возможности  в один и тот же день, определяемый губернатором».

Выборы членов Государственной  Думы в избирательных собраниях  надлежало проводить в один и  тот же день, определяемый «Высочайшим  исцелением, о котором министр  внутренних дел представляет Правительствующему Сенату для распубликования» (ст. 31 — 34 Правил).

Избирательные собрания и  съезды подлежали открытию в 12 часов  дня. При этом «лица, прибывшие после  приступа к выборам, к участию  в них не допускаются».

Открывая избирательное  собрание или съезд, председатель «прочитывает статьи закона, относящиеся до порядка  выборов и условий участия  в оных, а равно избирательный  список, а в губернском и городском  избирательном собрании — список выборщиков. Засим составляется акт  о числе прибывших в собрание или съезд лиц, а на предварительном  съезде — также о количестве земли, числящейся за явившимися на съезд  лицами, и об итоге оценочной стоимости  иного принадлежащего им недвижимого имущества, а равно о числе подлежащих выбору уполномоченных».

О числе «избирательных и  неизбирательных» голосов, полученных каждым лицом, подвергавшимся баллотировке в избирательном собрании или  на съезде, делалась отметка в особом выборном листе. «Для отметки голосов» собрание или съезд могли избирать «из своей среды» особых счетчиков  в помощь председателю при баллотировке. По окончании выборов выборный лист оглашался перед собранием или  съездом и подписывался председателем, «а также выразившими желание  подписаться наличными избирателями» (ст. 37, 39 — 40 Правил).

Производство выборов в избирательные  собрания регулировалось нормами подраздела 1 раздела III Положения.

Выборы на съездах производились  «закрытою подачею голосов, посредством  баллотировки шарами», а выборы в  городское избирательное собрание — «закрытою подачею голосов, посредством записок». При этом выборщики и уполномоченные от предварительных съездов избирались только из числа лиц, имевших право на участие в выборах «в том именно съезде или участке, где выборы производятся». Способ удостоверения личности избирателей и проверки их полномочий определялся председателем съезда или избирательной комиссии.

Выборщиками от избирательных  съездов, а равно уполномоченными  от предварительных съездов признавались лица, «за коих подано более половины голосов участвующих в съезде в порядке большинства полученных баллов»; в случае же равенства баллов избрание определялось по жребию.

При голосовании по избирательным  участкам выборщиками, избранными в  городское избирательное собрание признавались лица, получившие в избирательном  участке наибольшее число голосов, «хотя бы оно и не достигало  половины числа участвовавших в  выборах»; при равенстве голосов  избрание также определялось по жребию. Процедура производства выборов  регулировалась особенно подробно «Правилами о порядке производства выборов  в городские избирательные собрания» (приложение к ст. 38 Положения) и подверглась  многочисленным корректировкам в процессе выборов в I Государственную Думу.

По окончании выборов  съезды и избирательные комиссии закрываются. Не позднее следующего дня все выборное производство представлялось председателями съездов — в уездную  по делам о выборах комиссию, а  председателями избирательных комиссий, действовавших на избирательных  участках — в губернскую по делам  о выборах комиссию. В этих же комиссиях рассматривались жалобы заинтересованных лиц по поводу решений  съезда или избирательной комиссии. Жалоба могла подаваться в трехдневный  срок со дня закрытия съезда или  избирательной комиссии.

«По обозрении выборного производства и рассмотрении принесенных на выборы жалоб» уездная или губернская комиссия при наличии к тому оснований «отменяет произведенные выборы в отношении всех или некоторых лиц, избранных от подлежащего съезда или избирательного участка». Постановление комиссии по принесенной жалобе подлежало «объявлению» лицу, подавшему жалобу.

В трехдневный срок со дня  объявления постановления уездной  или губернской комиссии заинтересованные лица могли принести жалобу соответственно в губернскую комиссию или в Правительствующий  Сенат. Жалоба подавалась в уездную  или губернскую комиссию, «по принадлежности» и подлежала представлению «с необходимыми объяснениями» в недельный срок — в губернскую по делам о выборах комиссию, в двухнедельный срок — в Правительствующий Сенат.

Списки выборщиков в губернские избирательные собрания составлялись уездной комиссией, а списки выборщиков в городские избирательные собрания — губернской по делам о выборах  комиссией. «Те и другие списки безотлагательно  публикуются, по распоряжению губернатора  или градоначальника, по принадлежности, в местных ведомостях и, сверх  того, объявляются во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность  этих списков». При опубликовании  списков выборщиков в ведомостях в них надлежало указывать:

а) имя, отчество и фамилию  каждого выборщика;

б) город, уезд и волость  либо станицу или общину (в Измаильском уезде Бессарабской губернии), по которым избрано данное лицо;

в) постоянное место выборщика  и 

г) сведения о служебном  положении или роде его занятий, «а также, по возможности, и о полученном им образовании».

Одновременно с опубликованием списки рассылались выборщикам (ст. 41 Правил).

Производство выборов в Государственную  Думу. Прежде всего следует отметить, что Положение устанавливало ограничения для лиц, избираемых в депутаты, либо предусматривало некоторые дополнительные требовании к ним. Так, никто не имел права баллотироваться в члены Государственной Думы более чем и одном избирательном собрании - губернском или городском (ст. 54). А согласно ст. 55 в члены Государственной Думы не могли избираться лица, не знающие русского языка. Вместе с тем в стране массовой неграмотности закон не устанавливал никакого образовательного ценза. Единственное рациональное объяснение подобного «недогляда» заключается в том, что самодержавие не ощущало необходимости в эффективном участии «выборных от народа» в законотворчестве,

зато нуждалось в поддержке  пусть невежественных, но «верноподданных». Об этом свидетельствует дискуссия, которая состоялась на Петергофском совещании между министром финансов В. Н. Коковцовым и влиятельным сановником А. С. Стишинским. Последний «настаивал на том, что даже простая грамотность не должна быть обязательна, так как... самый надежный элемент представляет собой... "истовые крестьяне, более солидного возраста", а в их среде много совершенно неграмотных людей, но это отнюдь не мешает им хорошо знать местную жизнь, уметь разбираться в самых сложных вопросах сельского обихода, земских нуждах и всего того, что составляет самую сущность будущей деятельности Государственной Думы». Возражения Коковцова, что «никакая "истовость" не принесет никакой пользы, если будущий законодатель, хотя бы имеющий лишь совещательный голос, не сможет прочитать того, что ему будет предложено рассмотреть», не убедили Николая II, который «встал на точку зрения Стишинского».

В члены Государственной  Думы избирались только лица, изъявившие на то свое согласие.

В случае избрания в Государственную  Думу лицам, занимавшим на гражданской  государственной службе «должность с определенным окладом содержания», надлежало ее оставить.

Особенностью избрания депутатов  Государственной Думы в губернском избирательном собрании являлось то, что в каждом таком собрании вначале  выборщики от съездов уполномоченных от волостей избирали из своей среды одного члена Думы. Кроме того, в Астраханской и Оренбургской губерниях, а также в области войска Донского одного члена Думы в избирательном собрании выбирали из своей среды выборщики от съездов уполномоченных от станиц.

Затем избирательное собрание «в общем своем составе» избирает из числа всех имеющих право участия в нем выборщиков остальное, «положенное росписанием», число членов Думы.

Городские избирательные  собрания избирали из числа имеющих  право участия в них выборщиков «положенное на город» число членов Государственной Думы.

Как вытекает из Положения, выборы депутатов надлежало осуществлять в два этапа. На первом «отмечаются  закрытою подачею голосов, посредством  записок, кандидаты»; на втором «кандидаты эти подвергаются ... баллотировке в  порядке большинства полученных голосов». Избрание надлежало проводить  «закрытою подачею голосов, посредством  баллотировки шарами».

Если число лиц, получивших в губернском или городском избирательном  собрании более половины голосов, не достигнет установленного «росписанием» для данной губернии, области или города числа избираемых членов Государственной Думы, то на следующий день собрание должно «тем же порядком» произвести дополнительные выборы недостающего количества депутатов. «В случае безуспешности этих дополнительных выборов», на третий день производились окончательные выборы недостающего числа членов Думы, причем избранными считались кандидаты, получившие относительное большинство голосов.

Информация о работе Развитие избирательного права за рубежом к началу XX в