Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:58, доклад
Прежде чем перейти к обзору важнейших особенностей имперского законодательства о выборах в Государственную Думу, следует напомнить, что к моменту ее учреждения существовавшие в мире избирательные системы можно условно разделить на две основные группы. В первую, крайне немногочисленную, группу входили государства, в которых уже существовали основы всеобщего избирательного права (США, Французская Республика, Германская Империя и др.). Вторую группу составляли такие государства, как Великобритания, скандинавские королевства, Япония и проч. Их избирательное право основывалось на системе цензов (прежде всего имущественных, но нередко также и/или сословных).
По окончании выборов
губернские и городские избирательные
собрания подлежали закрытию, и не
позднее следующего дня все выборное
производство представлялось председателями
собраний губернатору или
В трехдневный срок со дня
закрытия избирательного собрания заинтересованным
лицам предоставлялась
Выборное производство с
принесенными на выборы жалобами и
соответствующими объяснениями председателей
избирательных собраний губернатор
либо градоначальник представлял в
Правительствующий Сенат в
В случае отмены выборов Правительствующим
Сенатом или выбытия члена
Государственной Думы из ее состава,
если до наступления срока общих
новых выборов в Думу остается
более года, по распоряжению Правительствующего
Сената надлежало провести новые
выборы «подлежащим губернским или
городским избирательным
Список членов Государственной Думы составлялся Правительствующим Сенатом и подлежал опубликованию им «во всеобщее сведение». При этом список подлежал опубликованию «по мере рассмотрения и утверждения избирательного производства по каждой губернии, области или городу» (ст. 48 Правил).
По окончании выборов членов Государственной Думы министр внутренних дел «на основании сведений, доставленных губернскими начальствами», составляет отчет о ходе выборов, числе лиц, принимавших в них участие, и лицах, избранных уполномоченными и выборщиками, и «повергает на Высочайшее благовоззрение» (ст. 49 Правил).
Гарантии избирательного процесса. Законодательство предусматривало ряд гарантий, направленных на обеспечение эффективности и объективности проведения выборов. [33] Эти гарантии имели либо организационный, либо материальный характер.
Некоторые из такого рода гарантийных норм уже упоминались, например: возможность обжаловать решения избирательных комиссий; нормативная регламентация сроков; исключение посторонних лиц, способных повлиять на содержание волеизъявления избирателей, из избирательного процесса; контроль за осуществлением избирательного процесса со стороны компетентных государственных органов и вместе с тем нормативное ограничение пределов такого контроля.
Укажем и на другие установления гарантийного характера.
Для губернских избирательных
собраний и съездов землевладельцев
и уполномоченных от волостей, а
равно для предварительных
Избирательные собрания и
съезды, ограничиваясь производством
выборов, «не входят ни в какие
рассуждения и не вправе делать никаких
постановлений или
Волостные сходы и станичные сборы имели право назначать избранным от них уполномоченным особое вознаграждение из волостных мирских и станичных сборов на покрытие расходов по поездке уполномоченных для участия в выборах в уездный город. Выборщикам, в случае их о том ходатайства, возмещались из казны путевые издержки по поездке из уездного в губернский город на избирательное собрание, «по расчету пяти копеек на версту от уездного города до губернского и обратно» (ст. 45, 47 Правил).
В целом законодательство
не содержало действенных гарантий
против использования в процессе
выборов «административного ресурса»,
включая и фальсификацию
***
Итак, Положение от 6 августа 1905 г. и последующее законодательство о выборах в Государственную Думу установило в России мажоритарную сословно-цензовую избирательную систему.
Принцип сословности (сословного представительства) изначально заложен в избирательную систему в искаженном и усеченном виде. Самодержавие периода абсолютизма вообще не особенно нуждалось в поддержке сословных представителей, и если собирало их время от времени, то скорее в силу традиции Московского царства и желания услышать «из первых уст» запросы привилегированных сословий. После реформ Александра II демонтаж сословных начал в жизни российского общества шел полным ходом, и у правящего слоя в целом не имелось желания, ни тем более потребности организовать выборное сословное представительство. Феодальный по происхождению, сословный принцип оказался в роли субсидиарного, а на первый план выдвинулось буржуазное начало предоставления избирательных прав в соответствии с имущественным положением. Иными словами, во многом сословный характер представительства в Государственной Думе явился побочным результатом неизжитой сословности в общественной структуре при целенаправленной ставке на представительство наиболее состоятельных слоев населения.
В плане учета законодателем
социальной структуры избирателей
следует особо отметить дуализм
правительственного замысла: сделав упор
на обеспечение преимущественного
представительства крупных
Следует еще раз подчеркнуть,
что сословное начало на выборах
в Государственную Думу формально
связано только с наличием крестьянской
курии. Как известно, сравнительно высокая
норма представительства
сословия. В этих условиях демагогическое обоснование обособления крестьянского электората обернулось реальностью, и крестьяне, — действительно составлявшие абсолютное большинство населения России, — оказались наиболее широко представленным народным элементом и среди избирателей, и в составе парламента. Парадокс заключается в том, что из-за просчета бюрократии, сделавшей для крестьянства феодально-сословное изъятие из буржуазного принципа высокого имущественного ценза, огромный по численности истинно народный элемент оказался вовлечен в политическую жизнь страны. Этим во многом компенсировался тот факт, что городской пролетариат сначала вовсе не был допущен к процессу общенациональных выборов.
Даже такой радикал
от революции, как Л. Д. Троцкий на
страницах левой печати проговорился,
что «отнятие избирательных прав
у народных масс и превращение
Думы в неприкрытое
В отличие от большинства государств Западной Европы и Северной Америки, где круг избирателей медленно расширялся от столетия к столетию, Россия прошла путь от закрепления цензовых выборов в органы самоуправления к всеобщему избирательному праву практически за полвека (1864—1917) — можно сказать, с реактивным ускорением, особенно в 1905/1906 г. и феврале 1917 г.
Бесспорно, что скороспелая избирательная система Империи не позволяла адекватно выявить волю избирателей (тем более населения в целом). Однако такая задача и не ставилась, причем во многом — к счастью. Ведь избирательное право, которое в широком значении включает не только нормы, но и реально урегулированные этими нормами общественные отношения, не может быть более зрелым, чем общество, в котором данное избирательное право существует.
Например, и законодательстве о выборах 1905-1917 гг. полностью игнорировался принцип партийности, который объективно присущ избирательному процессу. Прежде всего это проявилось в непризнании права на партийную агитацию, а значит, отсутствии позитивной регламентации этой стороны выборов. [40] На первый взгляд иного и нельзя ожидать, учитывая отсутствие в России массовых (или хотя бы просто влиятельных) легальных партий. Однако их возникновение явно не планировалось и в будущем. Избирательное законодательство вовсе не задумывалось как временное, или переходное. Будучи результатом длительной и кропотливой работы высшей бюрократии, оно явно содержало максимум уступок, на которые согласился монарх — под давлением обстоятельств и уговоров. Партийно-политическая составляющая выборного процесса, таким образом, намеренно «выводилась за скобки».
Развитая парламентская демократия и соответствующие ей демократические выборы в большей или меньшей мере соответствуют потребностям зрелого индустриального и постиндустриального общества со сформировавшимися институтами гражданского общества. Россия же представляла собой страну с преобладающим крестьянским населением, жизнь которого была организована на началах патриархальности и эксплуатации со стороны крупных земельных собственников. Как показали одни лишь думские дебаты по земельному вопросу, парламент, который в результате выборов адекватно отражал бы потребности этого слоя, привел бы страну к гражданской войне и революции задолго до 1917 г.
Общим местом в оценках
выборного законодательства 1905 — 1906
гг. стало утверждение, что бюрократия
только по причине начавшегося
Конечно, претензии последней
на активное участие в законодательстве
и повседневном государственном
управлении были небезосновательными.
Закоснелая и неповоротливая бюрократическая
организация создавала
Явно ущербное представительство
национальных регионов с точки зрения
доктрины прав человека и гражданина
действительно предосудительно. Однако
даже это закрепление неравенства
по религиозно-культурному
Информация о работе Развитие избирательного права за рубежом к началу XX в