Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:00, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации в различных сферах жизнедеятельности человека стали неотъемлемой частью современного этапа международных отношений. При этом стоит отметить, что культурный аспект и культурная политика по праву являются элементом всех без исключения направлений государственной деятельности, как на региональном, так и на международном уровне. В ней находят отражение и морально-духовный облик государства, и его система ценностей, и важные аспекты именно для дипломатических отношений – нравственность и чувство нормы. На региональном уровне культура регулирует большинство социальных аспектов, в число которых входит и образование.
Введение стр. 4
Глава 1. Проблема «взаимоотношений» искусства и политики стр. 12
1.1. Подходы к пониманию и определению искусства стр. 12
1.2. Классификация искусства стр. 16
1.3. Интуитивные функции искусства стр. 17
1.4. Мотивированные функции искусства стр. 18
Глава II. Роль искусства в мировой политике стр. 23
2.1. Предмет искусства и его роль в мировых политических процессах стр. 24
2.1.1. Протестное искусство стр. 24
2.1.2. Религиозная проблема в искусстве стр. 26
2.2. Роль деятелей искусства в политике стр. 29
2.2.1. Вопрос интерпретации искаженной реальности стр. 31
2.2.2. Основоположник массовой культуры как фактор перемен в искусстве ХХ века стр. 35
2.2.3. Роль культурного сообщества в деле защиты прав человека стр. 45
2.3. Отражение реальности в искусстве стр. 50
Глава 3. Вопросы «мягкой силы» в современных международных отношениях стр. 55
3.1. Дж. Най и его концепция «мягкой силы» стр. 56
3.2. Использование «мягкой силы» в политике стр. 58
3.3. Политика «средней жесткости» США стр. 61
3.4. Культурная политика как инструмент дипломатии стр. 64
3.5. Феномен поп-дипломатии стр. 68
3.6. Культурная политика Российской Федерации стр. 70
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере искусства стр. 76
4.1. Международное сотрудничество по борьбе с преступлениями в сфере искусства стр. 76
4.1.1. Утраченные во время войны шедевры изобразительного искусства стр. 79
4.1.2. Искусная подделка стр. 80
4.1.3. Правовые и нормативные рамки международного
сотрудничества стр. 81
4.2. Практика международных выставок искусства стр. 85
4.2.1. Международная Московская биеннале стр. 85
4.2.2. Международная Венецианская Биеннале стр. 86
4.3. Практика перекрестных годов стр. 87
4.4. Инструменты искусства для манипулирования экономическими отношениями стр. 92
4.4.1. Феномен глобального арт-маркета стр. 92
4.4.2. Аукционы и палиндром Андре Томкинса стр. 93
4.5. Политический фактор модных тенденций стр. 94
Заключение стр. 100
Список использованной литературы и источников стр. 105
Это в равной степени относится как к незападным странам, вестернизация культур которых давно признана актуальной международно-политической проблемой, так и к странам-представителям западной цивилизации, пример которых, в силу развитости политических систем этих стран и четкой институционализации международных культурных связей как самостоятельного направления их внешнеполитической деятельности, является наиболее показательным для исследования места защиты культурного достояния во внешней политике.
4.2. Практика международных выставок искусства
Художественные выставки играют огромную роль в развитии внешней культурной политики, международных гуманитарных связей. Нам бы хотелось разобрать роль выставок в политике на примере России.
Согласно тексту Концепции внешней культурной политики России, основной задачей является «российское культурное присутствие в зарубежье, как и культурное присутствие зарубежья у нас»123. Этот фактор, по мнению создателя, способствует созданию образа для мирового сообщества, достойного России, по многим показателям: геополитического положения, ресурсного потенциала, совокупной мощи. Кроме того, немаловажными в тексте Концепции признаются: 1. « наращивание участия страны в системе многостороннего культурного сотрудничества», 2. «обеспечение интеграции российского государства в мировое сообщество»124.
Конкретизируя примеры, хотелось бы особенно отметить две: Международную Московскую биеннале и Международную Венецианскую биеннале.
Обе они сыграли значительную роль в укреплении положения России на международном арт-маркете, поспособствовали реализации внешней культурной политики РФ на практике.
4.2.1. Международная Московская биеннале
Начиная подготовку к проведению выставки, организаторы возлагали на мероприятие определенные надежда, в частности, первая цель - удовлетворение интереса российского общества к современной художественной культуре, второй стало упрочнение позиций Москвы в списке культурных мировых столиц, центров притяжения культурной общественности Восточной Европы, стран бывшего СССР, Дальнего Востока и Центральной Азии и вхождение в единую сеть мировых художественных форумов. Как верно подметил комиссар международной выставки Е. Зяблов в ходе церемонии открытия: «Осмелюсь сказать, что с открытием этой биеннале Россия уже не находится на периферии мира искусств»125.
В качестве второго доказательства важности это международной выставки, в роли инструмента внешней культурной политики РФ, нам бы хотелось привести тот факт, что ее появление изначально было инициировано государством, в связи с федеральной целевой программой «Культура России 2001-2005», которая также отмечается во внешней культурной политике РФ.
Московская Биеннале привлекла в Россию выдающиеся таланты со всего мира, чем оказала содействие культурному обмену между РФ и другими странами. Организацией такого рода выставки современного искусства, устроители продемонстрировали значимость России в контексте не только политическом и экономическом, но и культурном. Правительству РФ, равно как и большей части граждан, хотелось вернуть престиж страны и в этой области.
4.2.2. Международная Венецианская Биеннале
В 2003 году в Венеции проходила 50-ая Международная выставка (биеннале) современного искусства, в которой принимала участие Россия. По мнению многих специалистов, Российский павильон оказался среди наиболее удачных на форуме в целом. Первоклассно выступила РФ и в центральной экспозиции выставки, где в число авторов из разных стран кураторы впервые пригласили тех из российских художников, кто живет не на Западе, а в России.
Во главе российской делегации находился министр культуры Михаил Швыдкой, положительно оценивший успех России на международном мероприятии. В ходе визита в Венецию Михаил Швыдкой посетил национальный павильон и международные выставки, в которых участвуют художники России. Он отметил, что впервые за последние годы отечественный проект реализован продуманно, без суеты и очень качественно.
Радует министра и тот факт, что к юбилейной Биеннале удалось привести в порядок, сделав ремонт и частичную реконструкцию, сам Российский павильон - постройку 1914 года, выполненную в стиле модерн по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева. Этот памятник зодчества - "самоценная вещь, принадлежащая России", подчеркнул министр. Однако влажный климат Венеции губительно воздействует на здание, закрытое в период между выставками. Оно нуждается в постоянном ремонте, создании системы вентиляции, обновлении конструктивных и декоративных деталей - эти задачи нужно решать из года в год.
В Венецианской биеннале - старейшем и влиятельном международном форуме в сфере современных визуальных искусств, проходящем раз в два года, - Россия участвует с 1898 года. На 50-й биеннале под лозунгом «Диктатура зрителя», объединившей более 60 стран, Россия выступила с проектом «Возвращение художника». Экспозиция в национальном павильоне отражает тенденции, актуальные в российском изобразительном искусстве наших дней, но, возможно, и предопределит вектор дальнейшего движения, надеется Швыдкой. Он убежден, что традиции Венеции достойно продолжит «Большой проект для России» - инициатива Минкультуры РФ по созданию в России международного форума современного искусства.
Как подчеркнул Михаил Швыдкой, именно современное искусство, хотя оно не всем понятно и близко, играет серьезную роль «в формировании нового, современного менталитета». На 2004 год намечена 1-я Московская международная выставка - важный этап реализации новой культурной политики страны, попытка приобщить россиян к мировому контексту визуальной культуры.
«Одна из сегодняшних проблем России - нормальное вхождение в общекультурный, нормальный, цивилизованный мир, где циркулирует современное искусство. Это очень ценно для нас: было бы плохо чувствовать себя маргиналами на большом пространстве современного художественного творчества».
На этом направлении, по словам Швыдкого, произошел целый ряд прорывов, прежде всего в музыке и в театре, где международные контакты стали повседневностью. Заметны перемены и в сфере изобразительного искусства, но нужно сделать еще одно усилие для того, чтобы Москва превратилась в один из мировых центров современного художественного процесса. «Это достаточно сложно, и методологически и психологически, и весьма затратно, но сегодня у нас есть талантливые люди, и теперь важно создать инфраструктуру», - подчеркнул министр.
По его словам, Министерство культуры РФ заинтересовано в этом процессе и готово его поддерживать, тем более что это «политически целесообразно и вписывается в общую стратегию сопряжения России с Европой и Европейским союзом».
4.3. Практика перекрестных годов
С недавнего времени в одну из практик России в области культурной политики стали входить, так называемые, перекрестные года. Так, 2010 был назван годом России во Франции, Франции в России. Текущий, 2011 год посвящен сразу двум странам: культурам Испании и Италии.
Российско-итальянские
«Перекрестный год» Россия-Италия призван способствовать развитию связей между странами. Кульминация, насчитывающих не одну сотню лет, отношений Москвы и Рима в 2011 преобразовалась в год российской культуры и русского языка в Италии и год итальянской культуры и итальянского языка в России. Решение о проведении «перекрестного года» было принято 6 ноября 2008 года в ходе российско-итальянских межгосударственных консультаций на высшем уровне126.
Договоренности, достигнутые президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и председателем Совета министров Италии Сильвио Берлускони, были дополнены подписанным 3 декабря 2009 года Протоколом между Министерствами культуры Российской Федерации, с одной стороны, и культурного достояния и деятельности в сфере культуры Итальянской Республики, с другой, о проведении в 2011 году «перекрестных годов». Также 11 ноября 2009 года было выпущено Распоряжение Президента РФ «О проведении года российской культуры и русского языка в Итальянской Республике и года итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации».
Ведомство по гуманитарному сотрудничеству РФ (сокр. Россотрудничество) сформулировало следующие Цели программы в рамках Года российской культуры и русского языка в Италии:
Переходя
ко второму вектору внешней
По словам спецпредставителя президента РФ по международному сотрудничеству Михаила Швыдкого, «Перекрестный год – это рискованно, но это всегда имеет свои положительные результаты. Внимание к стране, взаимные мероприятия – скажем, те же встречи историков, интеллектуалов, встречи драматургов, кинематографистов: когда они происходят на перекрестном курсе, то их энергетика увеличивается. У нас хорошие политические отношения с Испанией, очень серьезные отношения короля и премьер-министра Испании с нашим руководством, интересные отношения в области культуры. Прошлой осенью, 7 сентября, гастролями Большого театра начинался сезон в Королевской опере Мадрида, в «Театро Реал». И это был первый случай, когда сезон здесь открывала иностранная труппа. По существу два года в мадридском «Реале» – не путать с футбольной командой! – будут годами русской музыки и русских постановщиков. В России программа стартует с потрясающей, с моей точки зрения, выставки: в конце февраля в петербургском Эрмитаже будет показано 60 шедевров из главного музея Мадрида - Прадо. Программа включит в себя и удивительную выставку Сальвадора Дали в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина127».
Соглашение о проведении в Санкт-Петербурге выставки "Прадо в Эрмитаже" и в Мадриде выставки "Шедевры Эрмитажа" было подписано 7 февраля в актовом зале музея Прадо в Мадриде. Свои подписи под документом поставили директор Национального музея Прадо Мигель Сурага, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, президент Королевского спонсорского совета музея Прадо Пласидо Аранго и президент Государственного общества по развитию культуры Испании Чаро Отеги. На церемонии подписания присутствовала министр культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде128.
Как отметил директор Национального музея Прадо Мигель Сураги, Прадо и Эрмитаж объединены одой характерной чертой: оба первоначально созданы как коллекции царских особ, и выставки в них составлены таким образом, чтобы показать значение коллекционирования предметов искусства испанскими королями и русскими императорами.
Запланировано, что в качестве ответного жеста Эрмитаж привезет в Мадрид 170 экспонатов, среди которых будет не только живопись, но и памятники археологии (золото скифов), скульптура, произведения прикладного искусства.
«Никто в современном мире не сомневается в тех возможностях, которые предоставляет культура и искусство для объединения и сближения народов независимо от политической и экономической составляющей. Люди, порой живущие очень далеко друг от друга, с помощью искусства могут ближе узнать друг друга, углубить свои отношения. И эти две выставки - потрясающий случай для подобного сближения русского и испанского народов», - отметила министр культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде129.
4.4. Инструменты искусства
для манипулирования
Предметы искусства
4.4.1. Феномен глобального арт-маркета
Глобализация, этот результат, длившегося
на протяжении более 500 лет, процесса, начало
которому было положено в эпоху Великих
географических открытий. Глобализация
в искусстве – тоже далеко не
новая тенденция. Производство, продажа
и потребление искусства