Раздел В. Правила оформления
научно-исследовательской работы
Переплетный
материал должен иметь такие соотношения
своих размеров, которые бы обеспечивали наиболее удобное его использование
и хранение. Например, при размере страницы
136*186 мм толщина переплетенного материала
не должна превышать 50 мм, при размере
180*270 мм - 25 мм.
Расположение
надписей на переплете целесообразно
подчинить принятому стандарту: одна надпись - на лицевой
стороне, другая - на корешке от верхнего
края рукописи к нижнему.
По способу
графического оформления количественных
данных принято различать табличный
материал и рисунки. С точки зрения
инженерной психологии более предпочтительным является представление
количественных данных в виде таблиц.
В случае необходимости показать общий
характер какой-либо зависимости целесообразнее
использовать рисунки (в виде графиков).
Недопустимо
помещать в рукописи таблицы и
рисунки, ранее опубликованные другими авторами,
без ссылки на источник.
Литературный
текст
Рубрикация
Стандартная
машинописная страница на бумаге формата
210*300 мм должна иметь не более 30 строк
при 60 знаках (считая пробелы) в каждой
строке. При таком числе знаков
на каждой странице (примерно 1800 знаков)
машинописный текст можно печатать через
два интервала и оставлять поля следующей
ширины: справа 1,5 см, слева 3 см, сверху
и внизу по 2 см.
Нумеровать
страницы принято в верхнем правом
углу без точек и тире.
На титульном
листе рукописи указываются
следующие данные:
1) в верхней
части - наименование того учреждения,
сотрудником которого является
автор, и которое рекомендовало
работу для распространения;
2) несколько
ниже - инициалы и фамилия автора;
3) посередине полосы - полное
название работы;
4) в нижней части
посередине - место и год издания.
В сборниках каждая статья
начинается с указания инициалов
и фамилии автора (посередине первой
строки) и названия работы (посередине
второй строки). И то и другое целесообразно
печатать строчными буквами.
Перед литературным оформлением
результатов исследования необходимо
разработать план будущей статьи,
диссертации, который представляет
собой развернутый перечень в
нужном порядке всех частей работы.
В процессе написания ее он может
несколько видоизменяться. В дальнейшем
план явится основой для составления оглавления
работы. План, а значит и последующее деление
текста, должны предусматривать логическое
соподчинение всех частей и иметь краткие
и ясные заголовки (названия этих частей).
В рукописи большого объема
(например, монографии) принято делить
текст по следующей схеме: том, часть, раздел,
глава, параграф. При небольшом объеме
рукописи принятая схема сокращается
до двухступенчатой (главы, параграфы)
или одноступенчатой (параграфы). Все ступени
одной и той же рубрики должны быть равноценны
по значимости содержания и примерно равноценны
по объему.
При обозначении ступеней
рубрикации целесообразно придерживаться
следующих правил:
1) порядковые номера
частей обозначаются словами
(Часть первая, Часть вторая и т.д.);
2) очередность разделов
обозначается прописными буквами
русского алфавита (Раздел А, Раздел
Б и т. д.); если рукопись не
делится на части, то очередность
разделов обозначается порядковыми
номерами, выраженными словами (Раздел
первый и т. д.); в каждой части обозначение
разделов самостоятельное;
3) главы нумеруются
насквозь по всей рукописи
римскими цифрами (Глава I, Глава
II и т. д.);
обозначения частей, разделов
и глав (без точки на конце) располагают
посередине отдельной строки над соответствующим
заголовком (который также не имеет точки);
4) параграфы нумеруются
арабскими цифрами без знака
§ (1...; 2... и т. д.); знак § ставится
обычно в изданиях учебного
типа; самостоятельная нумерация
параграфов дается внутри каждой
главы; сквозная нумерация применяется
в случае, когда нет глав или когда основной
рубрикой является параграф, порядковый
номер параграфа отделяется точкой от
заголовка, но после заголовка точка не
ставится; номер с заголовком располагаются
посередине отдельной строки над соответствующим
текстом;
5) заголовки подпараграфов
любой ступени не рекомендуется
нумеровать цифрами или буквами;
соподчиненность ступеней подпараграфа
обозначается шрифтом и расположением
заголовка: заголовок первой ступени
располагается посередине отдельной
строки (шрифт более мелкий, чем шрифт
заголовка параграфа); заголовок второй
ступени размещается в строку с текстом
и выделяется графическим изображением
(разрядкой, подчеркиванием) и точкой.
Рукописи небольшого объема
могут иметь рубрикацию с ненумерованными
заголовками; соподчиненность их выделяется
величиной шрифта и расположением заголовка.
Подчиненные заголовки не должны иметь
повторений.
При графическом построении
плана рукописи необходимо каждый подчиненный
заголовок располагать с отступом
вправо от предшествующего основного
заголовка, к которому он относится, и
все заголовки равной ступени начинать
от одной вертикальной линии. Подобное
построение плана позволяет четко видеть
соподчиненность всего содержания материала.
Абзацы и перечисления
Текст должен
делиться на абзацы, которыми выделяются
его относительно обособленные по смыслу
части.
1. Перечисления,
которые состоят из отдельных
слов или простых фраз, не имеющих
внутри знаков препинания, пишут
в подбор с текстом, отделяют друг от друга запятой,
после номера ставят круглую скобку и
начинают слово со строчной буквы.
2. Перечисления,
которые состоят из сложных
фраз, имеющих внутри знаки препинания,
пишут с новой строки, делая
абзацный отступ, отделяют одно
от другого точкой с запятой, после номера
(или строчной буквы русского алфавита,
что зависит от особенностей построения
текста) ставят круглую скобку и начинают
слово со строчной буквы.
3. Перечисления,
которые состоят из нескольких
законченных фраз, пишут с новой
строки, делая абзацный отступ,
отделяют друг от друга точкой, после номера
(арабская цифра) ставят точку и начинают
слово с прописной буквы.
4. Нельзя перед
нумерованным перечислением оканчивать
основную фразу на предлогах
или словах «из», «на» «от», «то»,
«как» и т. д.
Ссылки на
авторов
1. Ссылаясь
на исследование того или иного
автора или чужие мысли, необходимо
в скобках указать инициалы, фамилию
автора, а затем после запятой
- год издания упоминаемого источника.
Если необходимо указать несколько
авторов, то их перечисляют в хронологическом
порядке издания работ и отделяются точкой
с запятой. При необходимости сослаться
на две публикации одного и того же автора,
датированные одним годом, после обозначения
года через дефис ставят строчную букву
русского алфавита
2. В тех
случаях, когда ссылка требует
упоминания фамилии автора в
самом тексте изложения, год
публикации дают сразу же после
фамилии в скобках.
3. Особенности
оформления ссылок на исследования
зарубежных авторов:
а) если имя
автора не упоминается в самом тексте изложения, то
в скобках указываются фамилия в оригинале
и после запятой - год издания, например:
«Примерно к 16 - 18-летнему возрасту скрытый
период двигательной реакции достигает
минимума;
б) если необходимо
указать имя автора по ходу изложения мысли, то его фамилия приводится
в русской транскрипции, а затем в скобках
дается оригинальное написание; например:
«По данным Фалька» (Ра1Ь, 1890)...»;
в) фамилии
иностранных авторов можно приводить
без инициалов;
г) если зарубежные авторы
перечисляются вместе с отечественными,
то все они должны быть расположены в общем
хронологическом порядке.
4. Ссылки на работы
умерших авторов (особенно общеизвестных
ученых) целесообразно давать по
наиболее полным изданиям (академическим,
полным собраниям сочинений и
пр.). Хорошо указать и год первой публикации
труда, что позволит при хронологическом
перечислении поставить фамилию автора
на положенное место.
5. В ссылках
после обозначения года буква
«г» не ставится.
Цитата должна
сопровождаться ссылкой, в которой
указываются инициалы, фамилия
автора и полное библиографическое описание
литературного источника. Существует
два способа оформления ссылки. Первый
способ (наиболее распространенный, но
менее экономичный): после цитаты ставится
знак сноски, а в конце страницы под чертой
приводится полное библиографическое
описание источника. Второй способ (менее
распространенный, но более экономичный):
в тексте указываются инициалы, фамилия
автора и год издания, а в конце цитаты
в скобках - страница подлинника; таким
образом, зная эти данные, в «Списке литературы»
можно найти публикацию, из которой взята
цитата. Применение того или иного способа
зависит от характера работы.
Сноски
1. В сноски (подстрочные
примечания) нельзя выносить те
части текста, от которых зависит
понимание излагаемого материала.
2. Сноски в тексте
помечают вверху строки арабскими
цифрами или, если число сносок
небольшое, «звездочками». Знаки
сносок должны быть единообразными
на протяжении всей рукописи.
3. Сноски могут быть
пронумерованы в пределах каждой
отдельной страницы или насквозь по всей
рукописи (только при цифровой нумерации).
4. Скобки после цифр
и звездочек ставятся тогда,
когда в рукописи имеются условные
буквенные обозначения и математические
выкладки.
Сокращения
1. Допускаются следующие
сокращения слов: «т. е.», «и т. д.», «и т.
п.», «и др.», «и пр.».
2. Нельзя сокращать
слова: «так как», «так называемый»,
«таким образом», «так что», «потому
что», «может быть», «вместо», «например»,
«около», «формула», «уравнение»,
«упражнение» и т. п.
3. Условные сокращения научных
терминов должны быть единообразными
по всей рукописи.
4. Не общепринятые сокращения
следует оговорить при первом употреблении
в тексте или в отдельном перечне условных
сокращений и обозначений.
5. Общеупотребительные сокращения
нарицательных имен существительных обозначаются
слитно строчными буквами. Например, высшее
учебное заведение - вуз.
6. Сокращения названий государств,
учреждений, машин, специфических понятий,
состоящие из начальных букв составляющих
слов, пишут прописными буквами без точек
и кавычек.
В библиографических
описаниях приняты следующие
сокращения: «вып.» выпуск, «журн.»
журнал, «изд.» издание, «изд-во»
издательство, «рец.» рецензент, рецензия,
«сб.» - сборник, «собр. соч.» - собрание сочинений, «кн.» -
книга, «пер.» - перевод, «перев.» - переводчик,
«ред.» - редактор, «сост.» - составитель,
«ст.» - статья, «стр.» или «с.» - страница,
«т.» - том, «ч.» -часть.
В основном тексте
перечисленные слова пишутся
без сокращения.
Раздел С. Технологии эффективного мышления
Мышление — высшая
ступень познания и идеального освоения
мира в формах теорий, идей, целей человека.
Опираясь на ощущения, восприятия, мышление
преодолевает их ограниченность и проникает
в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его
законов. Способность мышления к отражению
невидимых связей обусловлена тем, что
оно использует в качестве своего орудия
практические действия. Мышление связано
с функционированием мозга, однако сама
способность мозга к оперированию абстракциями
возникает в ходе усвоения человеком форм
практической жизни, норм языка, логики,
культуры. Мышление осуществляется в многообразных
формах духовной и практической деятельности,
в которых обобщается и сохраняется познавательный
опыт людей. Мышление осуществляется в
образно-знаковой форме, основные результаты
его активности выражаются здесь в продуктах
художественного и религиозного творчества,
своеобразно обобщающих познавательный
опыт человечества. Мышление осуществляется
также в собственной адекватной ему форме
теоретического познания, которое с опорой
на предшествующие формы приобретает
неограниченные возможности умозрительного
и модельного видения мира. Мышление изучается
почти всеми существующими научными дисциплинами,
являясь в то же время объектом исследования
ряда философских дисциплин — логики,
гносеологии, диалектики. Мышление является
источником и основным орудием подлинно
человеческого бытия. Освобождая человека
от давления слепых инстинктов и от необходимости
непосредственных реакций на давление
внешней среды, мышление выступает и как
путь к свободе, и как сама свобода, доступная
всем и неотъемлемая ни при каких условиях.
Первая особенность
мышления — его опосредованный характер.
То, что человек не может познать прямо,
непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно:
одни свойства через другие, неизвестное —
через известное. Мышление всегда опирается
на данные чувственного опыта — ощущения,
восприятия, представления — и на ранее
приобретённые теоретические знания.
Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность
мышления — его обобщённость. Обобщение
как познание общего и существенного в
объектах действительности возможно потому,
что все свойства этих объектов связаны
друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном
Операции мышления
- Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
- Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
- Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
- Классификация — группировка предметов по признакам.
- Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
- Конкретизация — выделение частного из общего.
- Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Закономерности рассмотренных операций
мышления и есть суть основных внутренних,
специфических закономерностей мышления.
На их основе только и могут получить объяснение
все внешние проявления мыслительной
деятельности.
В дополнение к синтезу,
метод анализа позволяет получить необходимую информацию о структуре
объекта исследования, а также выделить
из общей массы фактов те, которые непосредственно
относятся к рассматриваемому вопросу.
Следует отличать цепочки
построенные через обобщение
от цепочек построенных по принципу вхождения (отношения Целое-Часть),которые
свойством наследования не обладают. Пример
такой цепочки:Воронежская область-город
Воронеж-Правобережная часть Воронежа-Ленинский
район г. Воронежа и т.д.Такие цепочки позволяют
располагать цепочки обобщения по уровням
сложности объектов и тем самым позволяют
формировать обозримое информационное
пространство.
Возможен синтез решений.
В кибернетике процесс синтеза тесно связан
с процессом предшествующего анализа.
Синтез — инжиниринговое построение сложных
систем из предварительно подготовленных
блоков или модулей разных типов. Низкоуровневое,
глубокое структурное объединение компонентов
разных типов.