Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:52, реферат
Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.
1. Становление политической науки.
Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.
Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Мил-ля, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина и других мыслителей.
Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.
В конце XIX — начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».
В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.
Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе обществознания.
2. Предмет и
функции современной
Предметом политологии являются такие феномены, как политическая система, государство, государственный строй, власть и властные отношения, политические партии, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т.д. Эти сложные институты политических отношений и процессов изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Интегрируя отдельные проблемы этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.
Функции политической науки.
Таким образом, следует признать, что значение и роль тех или иных функций могут меняться в зависимости от конкретных политических условий, уровня развития научных знаний, чуткости правящей элиты к рекомендациям ученых, приоритетов ведущей группы политических исследователей и ряда других факторов.
3. Природа политики. Детерминистские( социологические) концепции политики
Политика понимается как следствие нескольких причин. В качестве причин выступают другие сферы: экономика, право, мораль, социальная структура. Модель бильярдного шара.
Политика – концентрированное выражение экономики. Политика вторична, политика – это следствие.
Это определение подходит для описания России.
Политика – следствие правовых отношений, прежде всего, состояние прав человека.
Политика – результат борьбы социальных групп за ограниченные ресурсы.
Политика – деятельность, обусловленная стремлением к общему благу (с) Аристотель.
4. Субстанциальные и структурно-функциональные концепции политики
Попытка выявить исходное зернышко, из которого вырастает все политическое.
Ключевое слово – «власть». Политика – деятельность, направленная на приобретение, удержание и использование власти.
Политика – деятельность, связанная с государством: направленная на определение его форм и целей.
Политика – это борьба, конфликт между группами за дефицитные ресурсы.
Политика – это искусство жить сообща.
Ответ на вопрос, какова функция политики в обществе, что она дает, что она выполняет.
Политика – это деятельность, направленная на разработку, принятие и достижение целей для всего общества.
Политика – это деятельность, связанная с разработкой и принятием решений, обязательных для всего общества.
Общество – система, состоящая из подсистем. Каждая подсистема выполняет определенную функцию в рамках целого.
Духовная система обеспечивает смыслами. Политика обеспечивает целостность общества как системы.
Таким образом, природа политики находит разные выражения. Политика – очень сложное и динамичное явление, поэтому в принципе невозможна одна концепция или одно исчерпывающее определение. Для понимания политики нужно применять системный подход.
Политика – деятельность социальных групп по артикуляции ( осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего обществ решений, осуществляемых с помощью власти.
5. Природа власти. Субстанциальные и реляционные теории власти
Многоликость форм существования
и проявления властной воли обусловила нестихающие
дискуссии относительно ее природы и породила
различие подходов и трактовок ее.
Поведенческий подход характеризует власть
как особенную сущность, носителем которой
выступает отдельная личность. Эта сущность
выражается в локализованной энергии,
заставляющей других людей повиноваться.
В таком случае власть отождествлялась
с вещью (силой), обладание которой дает
право на повелевание. Природа власти
объясняется биологической и психической
природой человека.
Социологический подход трактует власть
в терминах социального взаимодействия,
как отношение чего-нибудь или кого-нибудь.
Взаимодействие предполагает наличие
по крайней мере двух сторон В основе властных
отношений лежат отношения господства
и подчинения. Они складываются между
субъектом властной воли (субъект власти
- тот, кто обладает способностью влиять
на другого и добиваться поставленных
целей) и объектом властного воздействия
(объект власти - тот, кто осуществляет
свое поведение в соответствии с содержанием
властного воздействия, т. е. с характером
предъявляемых субъектом власти требований).
Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и английского исследователя
Дж. Кэтлин. выводили властные отношения из природы человека, его
естественных свойств, отказываясь от
моральных оценок политики; более того,
они рассматривали человека как «властолюбивое
животное», в основе поступков и действий
которого лежит стремление (чаще всего-неосознанное)
к власти.
Природа власти в зависимости от исторических обстоятельств проявляется в разной форме, требует решения разных задач. Эта специфика привела к тому, что в современной политологии есть 2 базисные концепции власти. В принципе, они подтверждают правильность интуиции древних мыслителей.
Соответствует вертикальному пониманию власти древними мыслителями. Субстанция – категория древнегреческой философии – далее неделимое основание.
Оценка субстанциональной теории:
Плюс "+"
Такое понимание власти хорошо отвечает на вопрос, почему появляется власть и зачем (по какой причине и какую роль играет). Причина – усложнение общества —> усиление центробежных тенденций, ослабление контроля над отдельными людьми, обществу грозит саморазрушение. Власть появляется, чтобы блокировать центробежные тенденции, наладить связи между обществом и личностью при доминировании интересов целого общества, а не человека.
Минус "–"
Если власть – некая энергия производимая обществом и существующая сама по себе, вне общества, вне людей и отношений между ними, то возникает элемент мистики.
Чтобы «заземлить», «очеловечить» понимание власти, разрабатывается вторая базовая концепция.
Власть – это такое отношение между людьми, когда одни люди, так или иначе, определяют поведение других. Ключевое слово: «отношение». Соответствие горизонтальному пониманию власти древними мыслителями.
Оценка:
Плюс "+"
Понимание власти как межличностного отношения срывает с власти ореол мистики, непознаваемости; понимание власти становится очень прагматичным. О ней можно говорить, изучать ее, анализировать взаимоотношения даже двух людей.
Минус "–"
Реляционная концепция не дает возможности объяснить многие известные из истории феномены власти, например, когда люди подчиняются не сильной, а слабой личности, когда слушают не умного, а внимают болтуну. Например, советский период с 1917 г.
Анализ показывает: власть – очень сложный и исторически меняющийся феномен. Так же, как и с политикой, невозможна одна исчерпывающая концепция власти. Надо анализировать, применяя системный подход, всё многообразие концепций и определений, отдавая себе отчёт в том, что каждая концепция обладает своими плюсами и минусами.