Сущность и формы тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки возникновения тоталитаризма. Основные черты тоталитарного общества. Особенности воздействия тоталитаризма на личность.

Содержание

Введение
1.Об истоках тоталитаризма
1.1 Источники «прототалитарных» идей
1.2 Концепции возникновения тоталитаризма
2.Предпосылки возникновения тоталитаризма
3.Основные черты тоталитарного общества
4.Формы тоталитаризма
5.Тоталитаризм и личность
5.1 Вожди и подданные
5.2 Воздействие языка на общественное сознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП последний.docx

— 76.67 Кб (Скачать файл)

        Масса стала слепым орудием  выполнения воли вождя. Страх  и единая вера в светлое  будущее оказались выше индивидуального развития человеческой мысли. Даже об изощренности манипуляции сознанием в период предвыборной кампании говорить не приходится.  Неприкрытая ложь, подаваемая как истина, ложилась на подготовленную ментальную почву.

       Совершенно не случайно параллельно  с выборами шли процессы разоблачения  внутренних врагов. Но эти внутренние  враги были, как правило, выдающимися  людьми тоталитарного государства  либо кулаками. Крестьянство - самая  бесправная общность людей в  советское время, довольствовалось  тем малым, что имело в тоталитарном  государстве опять же ради счастливого будущего, которому мешали враги. И то, что врагами оказались соратники Сталина, воспринималось как удивительная честность отца народов, который готов пожертвовать самыми близкими людьми, соратниками по партии, которые ведут неверную, вражескую политику. Кулаки же вызывали зависть, и их уничтожение воспринималось как благость для общества, которое, к тому же, не принимало частную собственность как таковую.

        Однако в конечном итоге это оружие оборачивается против режима. Так как люди вынуждены приспосабливаться к иррационализму языка, они вынуждены вести существование, при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт в поведении тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом "doublethink" - двоемыслие и "thoughtcrime" - мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов "классического" тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.  
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Тоталитаризм - один из горьких плодов индустриальной цивилизации. Он стал возможен в эпоху, когда люди поверили во всемогущество социальной инженерии, то есть «плановой», полностью регулируемой перестройки структуры общества: когда человек, сам того не замечая, постепенно превратился в «колесико и винтик» производственной и государственной машины. Отсутствие у индивида способности самостоятельно принимать решения стало основой для появления тоталитаризма.

     Не  менее значимым является и анализ идейных истоков тоталитаризма, осознание того, что утопии, начиная с античности в своем стремлении представить идеальное общество, заронили в эту идею сгустки яда, который в конечном счете отравил в своей актуализации идею построения идеального государства, основанного на равенстве, отрицании частной собственности, планировании, отрицающем свободу рыночной экономики. Чем больше планирует государство, тем меньше уделяется внимание развитию личности, контроль над производством материальных благ перерастает в контроль над человеческой мыслью, а также жизни человека в любом ее проявлении.

     Крушение  тоталитаризма в СССР и других социалистических странах на рубеже 80-90-х годов стало важнейшим  событием конца XX века.

     Мы  считаем справедливым отметить, что  длительное существование советского тоталитаризма объясняется тем, что, несмотря на все его теневые стороны, в его основе сохранялось гуманистическое ядро, связанное с идеалом социализма. Вопреки довольно распространенному мнению, особенно на Западе, о внутреннем сходстве фашизма и советского тоталитаризма, это, конечно, явления разного порядка. В СССР, при всех искажениях идеи самого справедливого общества, одновременно шла и адаптация к ней. И хотя несостоятельность тоталитаризма, казалось бы, убедительно доказана историей, вряд ли кто-нибудь рискнет сказать, что идеи, породившие его, изжили себя окончательно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Основы политологии
  2. Г. Бабёф. Соч. в 4 т. М., 1977, т.3
  3. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 33
  4. Н. Бердяев. Судьба России. М, 1990
  5. Е. Замятин. Мы; О.Хаксли. О дивный новый мир. М, 1989
  6. Дж. Оруэлл «1984» и эссе разных лет. Москва, Прогресс, 1989
  7. А. И. Солженицын Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , Центр "Новый мир", 1990
  8. К. Фридрих и З. Бзежинский. Тоталитарная диктатура и автократия.1956
  9. Х. Арендт. Истоки тоталитаризма.1951
  10. Э. Нольте. Фашизм в его эпохе. Сибирский хронограф. 2001
  11. Платон. Сочинения;
  12. Ж.Ж.-Руссо. Трататы. М., 1969
  13. Игрицкий Ю. И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе. История СССР, 1990, N 6
  14. Платон. Соч. в 3 т. М. 1971, т. I, III
  15. Э.Фромм. "Бегство от свободы" и другие работы. М. 1990
  16. Родченко А.М. диссертация «Языковое манипулирование общественным сознанием в тоталитарном государстве». Кемерово. 2006.
  17. Ф.А. Хайек. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7-8
  18. К.Ясперс. Цель - свобода. Новое время, 1990, № 6

Информация о работе Сущность и формы тоталитаризма