Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:16, шпаргалка
Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.
Кроме того, установлен порядок разрешения дел без проведения слушания в заседании КС РФ.
Такие дела выносятся судьями-докладчиками в заседание по мере готовности, но не позднее чем через 2 месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений. Они проводятся по мере необходимости, но не ранее истечения 20 дней с момента получения заявителем (его представителем) отзывов органов, акты которых оспариваются, с предложением представить в КС РФ пояснения (возражения) по ним.
К заседанию по разрешению дела без проведения слушания судья-докладчик готовит материалы к проекту решения.
13. Общепризнанные
принципы и нормы
Под общепризнанными принципами международного
права следует понимать основополагающие
императивные нормы международного
права, принимаемые и признаваемые
международным сообществом
Под общепризнанной нормой международного
права следует понимать правило поведения,
принимаемое и признаваемое международным
сообществом государств в целом в качестве
юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм
международного права может раскрываться
в документах Организации Объединенных
наций и ее специализированных учреждений-
*( источник № 110).
Во-вторых, международные договоры Российской
Федерации, являющиеся составной частью
ее правовой системы.
Международным договором признается международное
соглашение, заключенное Российской Федерацией
с иностранным государством (или государствами)
либо с международной организацией в письменной
форме и регулируемое международным правом,
незавᴎϲимо от того, содержится
такое соглашение в одном документе или
нескольких связанных между собой документах,
а также незавᴎϲимо от его конкретного
наименования- *( источник № 111). Международные
договоры являются одним из важнейших
средств развития международного сотрудничества,
способствуют расширению международных
связей с участием государственных и негосударственных
организаций, в том числе с участием субъектов
национального права, включая физических
лиц.
Международные договоры Российской Федерации
могут заключаться от имени Российской
Федерации (межгосударственные договоры)-
*( источник № 112), от имени Правительства
Российской Федерации (межправительственные
договоры)- *( источник № 113) и от имени федеральных
органов исполнительной власти (межведомственные
договоры)- *( источник № 114).
К признакам, свидетельствующим о
невозможности
14. Использование решений Европейского Суда по правам человека в практике Конституционного Суда РФ
15. Конституционный Суд Российской Федерации: этапы развития, место в системе органов государственной власти.
16.Основные
полномочия Конституционного
Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:
Также КС осуществляет иные полномочия,
предоставленные ему
17. Дополнительные
полномочия Конституционного
Дополнительные (помимо установленных Конституцией) полномочия
Особая роль Конституционного Суда в системе власти обусловила тот факт, что на конституционном уровне закреплено положение о юридической силе, правовых последствиях его решений.
ФКЗ о Конституционном Суде выделяет следующие виды решений:
– итоговое решение, именуемое постановлением или заключением;
– определение, т.е. все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, например об отказе в принятии обращения к рассмотрению, о прекращении производства по делу;
– решения по вопросам организации деятельности1.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд может признать нормативный акт или договор либо отдельные их положения соответствующими или не соответствующими Конституции, а по спорам о компетенции – подтвердить или, наоборот, отрицать полномочие соответствующего органа издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.
18. Разграничение
полномочий конституционных
Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации самостоятельны и независимы в пределах их полномочий, очерченных соответствующими кон¬ституциями, уставами и законами. Принимая решения, феде¬ральныйКонституционный Суд действует с позиций Конститу¬ции РФ, а конституционные (уставные) суды руководствуются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, но только в той мере, в какой они соответствуют Конститу¬ции РФ. Тем самым они ограничены компетенцией друг друга:
• Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать дела, находящиеся в юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации (например, проверять конституционность актов, принятых по вопросам исключительной компетенции субъекта,что получило подтверждение в ч. 2 ст. 85 ФКЗ);
• конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не вправе вторгаться в юрисдикцию федерального Конституци¬онного Суда РФ и рассматривать подведомственные ему дела.
При рассм дел находящихся в совместном введении варианты разграни¬чения полномочий Конституционного Суда РФ и конституци¬онных (уставных) судов
• заявитель по своему усмотрению направляет запросы в Конституционный Суд РФ или конституционный (уставный) суд о проверке конституционности законов или нормативных актов субъекта Федерации;
Федеральное законодательство о полномочиях судов общей и арбитражной юрисдикции должно быть скорректировано с учетом компетенции конституционных (уставных) судов.
Общие суды призваны уступать конституционным (устав¬ным) судам свою компетенцию по публично-правовым делам в той мере, в какой она закрепляется законом субъекта Федера¬ции за конституционными (уставными) судами. В части пред¬метов ведения конституционных (уставных) судов данный за¬кон должен быть согласован с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. (ч. 1 ст. 27) и другими федераль¬ными законами. При этом должна быть исключена правовая ситуация, когда какие-либо акты, действия или решения пуб¬личного характера в случае их оспаривания оказались бы не¬подсудны конституционным (уставным) судам.
Во всяком случае суды общей
и арбитражной юрисдикции, действующие
на территории субъекта Федерации, не
вправе рассматривать дела о конституционности
законов, норматив¬ных правовых актов
органов государственной власти субъекта
Федерации и органов местного самоуправления,
давать толко¬вание конституции (уставу),
если законом субъекта Федерации они отнесены
к ведению конституционных (уставных)
судов. Суды общей и арбитражной юрисдикции
вправе отменять неза¬конные правоприменительные
решения, признавать недейст¬вующиминормативно-
Решение конституционного или уставного суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (ч. 4 ст. 27 названно¬го Федерального конституционного закона). Это положение означает, что суд общей и арбитражной юрисдикции не наде¬лен полномочиями, позволяющими ему преодолевать решения конституционного (уставного) суда, и при вынесении своих ре¬шений должен исходить из правовой позиции конституционно¬го (уставного) суда по поводу конституционности нормативно¬го акта, данного им толкования конституции или устава субъ¬екта Федерации.
Суды общей и арбитражной юрисдикции направляют в кон¬ституционные (уставные) суды запросы о проверке конститу¬ционности законов субъектов Федерации, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.
Конституционные (уставные) суды воздерживаются от уста¬новления фактических обстоятельств дела в тех случаях, когда это входит в юрисдикцию других судов.
19. Конституционно-правовая
ответственность: понятие,
Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.
Как и любая другая юридическая
ответственность, конституционно-правовая
возникает вследствие совершения субъектом
правоотношения виновного правонарушения.Право
Как и любая другая юридическая
ответственность, конституционно-правовая
возникает вследствие совершения субъектом
правоотношения виновного правонарушения.Право
20. Понятие
и классификация
конституционной санкции (меры, формы)
- это возможность наступления
неблагоприятных последствий
Главным основанием для классификации
санкций должны быть названы те их
существенные признаки, которые были
выделены: неблагоприятные последствия
и характер или способ законодательного
принуждения к нарушителям
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное правосудие"