Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:16, шпаргалка
Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.
Новое разбирательство дела после его отложения в соответствии с принципом непрерывности и непосредственности начинается с начала, т. е. с подготовительной части судебного заседания.
ГПК РФ содержит положение, являющееся
своеобразным исключением из этих принципов:
допускается продолжение
стороны не настаивают на повторении этих объяснений;
стороны знакомы с материалами дела, в том числе с объяснениями участников процесса, данными ранее;
состав суда не изменился.
В таком случае суд предоставляет участникам процесса возможность подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы. Рассмотрение дела после его отложения в таком порядке – право, а не обязанность суда.
Отложение разбирательства дела следует отличать от перерыва в судебном заседании и приостановления производства по делу.
Отложение разбирательства дела –
перенесение судебного
Приостановление разбирательства дела отличается по основаниям, правовым последствиям, срокам, возможности обжалования.
53. Понятие, виды и порядок принятия актов Конституционного Суда РФ
54. Итоговые решения Конституционного Суда РФ: понятие, виды, особенности
Итоговые решения и
конституционно-уставные позиции конституционных
(уставных) судов субъектов Российской
Федерации: понятие, виды, юридическая
сила, юридические последствия. Решен
55. Определения Конституционного Суда РФ: понятие, классификация, юридическая сила
Определение (в праве) — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.
Определение суда может оформляться
как путём составления
Также определением называется итоговый судебный акт кассационной судебной инстанции в гражданском, уголовном и административном процессах
Согласно ч. 4 ст. 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» все решения, принимаемые Конституционным Судом РФ в ходе осуществления конституционного судопроизводства, кроме постановлений и заключений, именуются определениями.
В частности, согласно Регламенту Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ выносятся по вопросам:
Конституционный Суд РФ самостоятельно решает, подлежит ли конкретное определение оформлению отдельным документом либо заносится в протокол заседания (§ 43 Регламента).
Определения Конституционного Суда РФ, как и другие его акты, окончательны и обжалованию не подлежат.
56. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: понятие, виды, юридическая сила.
Обычно под правовой позицией Конституционного
Суда РФ понимается правовое представление
(вывод) общего (абстрактного) характера
как результат толкования Конституционным
Судом РФ Конституции РФ и выявления
им конституционного смысла положений
законов и других нормативных
правовых актов в пределах компетенции
Конституционного Суда РФ».
Следует отметить, что правовые позиции
Конституционного Суда РФ содержатся
не только в постановлениях. Они очень
часто содержаться и в определениях, в
частности, в определениях об отказе в
принятии дела к производству.
законодатель не вправе принимать решения
нормативно-правового характера, противоречащие
правовым позициям Конституционного Суда
Российской Федерации, содержащимся в
мотивировочной части его решений. Эти
правовые позиции обладают свойствами
норм права (имеют такую же сферу действия
во времени, пространстве и по кругу лиц,
как решения нормотворческого органа,
и, следовательно, такое же, как нормы права,
общее значение, не присущее правоприменительным
по своей природе актам судов общей юрисдикции
и арбитражныхсудов). Причем, будучи сформулированными
Конституционным Судом, являющимся официальным
интерпретатором Конституции РФ, правовые
позиции обладают такими же свойствами
высшей юридической силы и прямого действия,
как и нормы самой Конституции Российской
Федерации.
57. Требования,
предъявляемые к решениям
58. Особое мнение и мнение о несогласии судь Конституционного Суда
ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА — публичное выражение судьей, участвующим в судебном разбирательстве, собственного мнения (правовой позиции), отличного от итогового решения, принятого по делу пленарным заседанием или палатой Конституционного Суда. Согласно ст. 76 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп.) судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда. При этом текст особого мнения судьи по рассмотренному делу должен быть представлен не позднее 14 дней со дня провозглашения итогового решения.
В отличие от особого мнения, высказываемого
по существу рассматриваемого Конституционным
Судом вопроса, мнение о несогласии
с большинством судей может касаться
не резолютивной, а любой другой
части решения (ч.2 ст.76). Судья, в частности,
может быть не согласен с признанием
заявителя надлежащей стороной и, следовательно,
с выводом о наличии повода
к рассмотрению дела. Он может возражать
против отдельных доводов, приводимых
в обоснование решения, или против
самой системы аргументации.
Различный правовой режим особого мнения
и мнения о несогласии, не известный никакому
другому процессуальному законодательству,
обосновывается желанием максимально
ограничить случаи открытого противопоставления
позиций большинства судей и отдельных
членов судейской коллегии лишь наиболее
принципиальными.
59. Провозглашение
решения. Опубликование и
Статья 77. Провозглашение решения
Решение Конституционного Суда Российской
Федерации провозглашается в
полном объеме в открытом заседании
Конституционного Суда Российской Федерации
немедленно после его подписания.
Постановления и заключения Конституционного
Суда Российской Федерации не позднее
чем в двухнедельный срок со дня их подписания
направляются:
судьям Конституционного Суда Российской
Федерации;
сторонам;
Президенту Российской Федерации, Совету
Федерации, Государственной Думе, Правительству
Российской Федерации, Уполномоченному
по правам человека;
Верховному Суду Российской Федерации,
Высшему Арбитражному Суду Российской
Федерации, Генеральному прокурору Российской
Федерации, министру юстиции Российской
Федерации.
Решения Конституционного Суда Российской
Федерации могут быть также направлены
другим государственным органам и организациям,
общественным объединениям, должностным
лицам и гражданам.
Статья 78
1. Опубликование постановлений и заключений
Конституционного Суда осуществляется
в порядке, установленном Федеральным
законом от 14 июня 1994г. "О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания". Согласно этому
Закону (ст.ст. 4, 7, 8), официальным опубликованием
решения считается первая публикация
его полного текста в "Российской газете"
или "Собрании законодательства Российской
Федерации".
2. Конкретный срок, в течение которого
постановления и заключения Конституционного
Суда должны быть официально опубликованы,
в действующем законодательстве не определен.
Сопоставительный анализ ст.78 настоящего
Закона, предусматривающей, что итоговые
решения подлежат незамедлительному опубликованию,
и ст.3 Федерального закона от 14 июня 1994г.,
устанавливающей, что законы подлежат
официальному опубликованию в течение
семи дней последня их подписания Президентом
Российской Федерации, дает возможность
сделать вывод, что во всяком случае официальное
опубликование постановлений и заключений
Конституционного Суда должно осуществляться
не позднее семи дней с момента их подписания.
3. Постановления Конституционного
Суда, принятые по вопросу о соответствии
Конституции Российской Федерации конституций,
уставов, законов и иных нормативных актов
субъектов Федерации либо по спорам о
компетенции между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Федерации,
а также между высшими государственными
органами субъектов Федерации, подлежат
обязательному опубликованию также в
официальных изданиях соответствующих
субъектов Российской Федерации.
4. Опубликованию в "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации" помимо
постановлений и заключений подлежат
также решения: о направлении послания
Конституционного Суда и о выступлении
с законодательной инициативой; об избрании
должностных лиц Конституционного Суда
и о формировании персонального состава
палат, а если нужно, и иные решения. Необходимость
опубликования конкретных решений в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации"
определяется Конституционным Судом.
5. Опубликование решений Конституционного
Суда в иных, помимо официальных, изданиях
осуществляется по согласованию с этими
изданиями. Аналогичным образом решается
и вопрос об опубликовании особых мнений
судей Конституционного Суда
60. Исполнение
решений Конституционного Суда
РФ и последствия их
Статья 80. Сроки исполнения решения
Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Комм. П.Е.Кондратов
1. Исполнение решения Конституционного
Суда представляет собой, как правило,
длительный процесс, ибо органы и лица,
которым это решение адресовано, должны
обращаться к нему всякий раз, рассматривая
возникающие в их практике соответствующие
правовые ситуации. С учетом данного обстоятельства
регламентация сроков исполнения решения
в ст.80 комментируемого Закона должна
пониматься прежде всего как обозначение
начального момента процесса исполнения.
2. В Законе различаются сроки вступления
решения в силу и сроки его исполнения.
Если первые определяются моментом провозглашения
решения (ч.1 ст.79), то вторые — самыми различными
обстоятельствами. Основными из этих обстоятельств
являются названные в ст.80 опубликование
решения и вручение его официального текста,
с которыми законодатель связал начало
исполнения решений Конституционного
Суда, исходя из положений ч.3 ст.15 Конституции,
предусматривающей: "Законы подлежат
официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения".
Опубликование решения Конституционного
Суда должно быть произведено незамедлительно,
но не позднее чем через семь суток со
дня его подписания, что обязывает и Конституционный
Суд, и соответствующие средства массовой
информации действовать таким образом,
чтобы этот срок не был нарушен.
Официальное вручение текста решения
заинтересованным органам и лицам может
быть произведено непосредственно после
его провозглашения, в частности, в тех
случаях, когда существует настоятельная
необходимость снятия с гражданина ограничений
в правах, установленных на основе нормативного
акта, признанного неконституционным.
3. Необходимость установления сроков
исполнения решения в нем самом может
быть вызвана особым характером последствий,
порождаемых этим решением, сложностью
процесса его исполнения, потребностью
в специальном механизме исполнения и
т.д. Практика конституционного контроля
в нашей стране и за рубежом свидетельствует,
в частности, о том, что не исключены такие
ситуации, когда незамедлительная утрата
законом или иным нормативным актом, признанным
неконституционным, своей силы, не только
не восстановит конституционную законность,
но и может поставить под угрозу общественный
порядок, права и свободы граждан. Очевидно,
однако, что и в таких ситуациях Конституционный
Суд не может отступать от выполнения
возложенных на него обязанностей по осуществлению
конституционного правосудия, обеспечению
верховенства и прямого действия Конституции,
хотя делать это он должен с учетом правовых
и социальных реалий. Именно так поступил,
к примеру, Комитет конституционного надзора
СССР, признав в своем заключении от 29
ноября 1990г. "О правилах, допускающих
применение неопубликованных нормативных
актов о правах, свободах и обязанностях
граждан", что наличие неопубликованных
нормативных актов, касающихся прав, свобод
и обязанностей граждан, противоречит
Конституции СССР и международно-правовым
актам, и одновременно установив трехмесячный
срок, в течение которого все эти акты
во избежание утраты ими силы должны быть
опубликованы.
4. Конституционный Суд, оговаривая
в своем решении конкретные сроки его
исполнения, может связывать их с достижением
определенной даты, наступлением тех или
иных событий либо совершением конкретных
действий (в частности, с изданием закона).
5. Наступление срока или события,
с которым Конституционный Суд связывает
начало исполнения своего решения, означает,
что с этого момента признанные неконституционными
акты утрачивают силу и перестают действовать.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное правосудие"