Шпаргалка по "Политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:45, шпаргалка

Краткое описание

Политика там, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.В политике всегда задействованы классы, различные социальные группы, народы и нации с их интересами, не зависящими от воли любых политических лидеров или партий.Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. ее формами могут быть не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а и борьба за власть, ее использование в интересах тех или иных групп и прочее.

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ ОТВЕТЫ.docx

— 170.30 Кб (Скачать файл)

 

15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПАРТИИ

 

В системе политических отношений  важное место занимают политические

партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию,

объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами,

осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо

ее ориентацией на достижение своих требований.

Раскрывая сущность и место  партии в политической системе общества,

необходимо показать, что  партия является звеном вертикальной связи между

государством и гражданским  обществом, участвующим во всех фазах

политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и

осуществления решений. Роль партий в политической жизни сводится к

формированию вариантов  правительственной политики, к влиянию  на

политическую социализацию, к мобилизации избирателей. В  рамках

противоречивого единства государства  и гражданского общества политическая

партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском

обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур

путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами.

Народные массы влияют на программы и политические платформы  партий, С

другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их

к своим программам, обеспечить их поддержку.

От других политических институтов партию отличают ее характерные

особенности и признаки, свойственные ей функции. Следует остановиться на

основных особенностях политической партии как организации идеологического

порядка, носителя определенной идеологии; как объединения, относительно

продолжительного во времени; как организации, стремящейся к  завоеванию и

осуществлению политической власти; как организации, стремящейся  к

обеспечению себе массовой поддержки.

Сущность партии состоит  в объективном выражении, защите и проведении в

жизнь политических интересов  определенных социальных групп и  слоев

общества, поэтому партия является определенной группой политических

интересов.

Наиболее ярко место партии в политическом процессе демонстрируют  функции

партии (социального представительства, социальной интеграции, формирования

общественного мнения; социализации личности; борьбы за власть или участие  в

политической власти; участия  в аппарате государственной власти, в

формировании политической системы; кадровая функция; функция разработки и

осуществления политического  курса). Основным способом осуществления  этих

функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах  в

законодательные органы государства  и борьба за их избрание. Политические

партии цивилизованных демократических  стран являются элементами

политической организации  гражданского общества. Они не обладают

государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за

завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей  с

тем, чтобы, войдя в государственные  структуры, через своих представителей

управлять государственной  и общественной жизнью страны.

Между политическими* партиями и государством четко разделены  функции.

Партии организуют политический процесс, а власть находится у  государства.

Политические партии не обладают государственной властью, но, становясь

парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют

государственные функции, которые  не являются постоянными, так как  парламент

периодически сменяется, в то время как государственный  аппарат постоянен.

При этом партии и государство  не противостоят друг другу, а служат

взаимодополняющим противовесом, позволяющим избегать монополизации  властных

отношений, их абсолютизации  путем формирования сдерживающих механизмов.

Затем необходимо остановиться на типологии партий, выделив различные  типы

в зависимости от критерия классификации. Исходя из природы партий и их

социальной опоры, можно  выделить партии, представляющие интересы отдельных

классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, буржуазные,

интеллигенции), нескольких классов и социальных групп, возникающие,

например, на основе национально-освободительных  движений. По принципу

организации различаются  кадровые, массовые, универсальные. Партии кадровые

объединяют в своих  рядах профессиональных политиков. Они немногочисленны. В

них отсутствует механизм официального приема, они действуют  в основном в

период предвыборных кампаний. Массовые партии включают в себя большое

количество членов, основным источником финансов являются взносы членов

партии. Универсальные партии считают вторичным рост своих  рядов, но

стараются собрать максимальное количество избирателей.

По идеологическому признаку различаются идейно-политические, или так

называемые мировоззренческие  партии, которые в своей деятельности

руководствуются идеологическими  принципами, и прагматические, или так

называемые избирательные  партии, которые не имеют идеологических программ,

а ставят своей целью мобилизацию  возможно большей части электората для

победы на выборах. В свою очередь среди идейно-политических партий

выделяются: 1) консервативные политические партии, стремящиеся сохранить

существующий строй, допуская лишь самые необходимые изменения; 2)

реформистские, ориентирующиеся  на значительные преобразования существующего

строя при условии сохранения его основ; 3) революционные, отвергающие

существующий строй и  ставящие своей целью замену его другим; 4)

реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему

строю.

По способу функционирования 6ыделяютЈя партии демократические,

авторитарные, тоталитарные. Демократические партии не регулируют четко

прием в члены партии, признают в партии фракции и фракционную  борьбу. Это

партии конституционные, действующие строго в рамках закона. Для

тоталитарных и авторитарных партий характерны строгая регламентация

отношений членства. В них  существует строгая дисциплина, отсутствует

фракционность, оппозиция. Это  партии монополистические, директивные.

Политические партии различаются  также по месту, занимаемому ими  в системе

государственной власти: легальные  и нелегальные, правящие и оппозиционные.

Оппозиция ~ от лат. "оппозито" - противопоставление ~ в политике означает

противопоставление своей  политики другой политике, либо выступление  против

большинства или господствующего  мнения в законодательных, партийных  или

иных структурах. В демократических  государствах оппозиция является нормой

политической жизни. Оппозиционная  партия выдвигает альтернативу, является

противовесом правящей партии, критикует ее недостатки и упущения. Она

уравновешивает политический процесс, постоянно корректирует свою программу.

Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к

соглашению и поддержке  власти), конструктивная (предлагающая деловые

предложения), деструктивная (разрушительная).

В ходе политической борьбы формируется определенная система  партий,

образуется партийная  система, представляющая собой целостную  систему

взаимоотношений между партиями; совокупность политических партий, их блоков

и союзов, взаимодействующих  между собой в рамках определенной политической

системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или

соперничества в осуществлении  политической власти. Выделяются

альтернативные (плюралистические) системы (многопартийная, бипартийная,

двухблоковая, система "большого и маленьких") и безальтернативные системы

(система кооперации партий  с образованием одного блока;  система партий

национального согласия; ограниченные партийные системы; однопартийная

система).

 

 

16. ОБЩЕСТВЕННЫЕ  ОБЪЕДИНЕНИЯ

Общественно-политические организации  и движения - это добровольные

объединения людей для  выражения и реализации общественных интересов путем

"давления" на публичную  власть. Они представляют собой  "группы интересов",

которые представляют собой  разнообразные группы людей, имеющих  определенные

цели и требования к  политической власти, которые становятся причиной их

коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические

и религиозные группы, ассоциации и т.д.).

В современной политологии  группы интересов определяются как  добровольные

организации, созданные для  выражения и представления интересов  входящих в

них людей во взаимоотношения  как с другими группами и политическими

институтами, так и внутри самих организаций. Их способ действий -

убеждения, советы тем, кто  управляет, информирование общественности и

политических лидеров  о потребностях и взглядах тех  или иных социальных

групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например,

забастовки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти;

воздействие на процесс принятия политических решений.

Таким образом, общественные организации можно определить как

добровольные, самодеятельные объединения, в основе которых лежит  общность

частных интересов граждан. Общественные организации и объединения - это

инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов

людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую

территориальную и национальную представленность, Они могут существовать вне

политических партий, но партии всегда базируются на них как своей  основе.

Поэтому партии всегда борются  за привлечение на свою сторону своих

союзников - общественно-политических организаций.

Признаками общественно-политической организации является ее широкая

социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность,

непосредственное выражение  интересов народа, признание власти и

противостояние ей. Социальной базой общественно-политических организаций

являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные,

национальные и экологические  движения.

Далее необходимо охарактеризовать типы, характер, функции общественно-

политических организаций  и движений. Можно выделить в соответствии с,

группами интересов общественные организации и движения в экономической

сфере и сфере труда, или  социально-экономические; в социальной сфере; в

сфере отдыха и досуга; в  сфере религии, науки и культуры; в общественно-

политической сфере, кроме  политических партий; региональные и др. Задача

общественных организаций - выражение, защита и реализация интересов

различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.

Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные

группы и группы давления - таковы основные типы общественно-политических

организаций.

Важным элементом политической системы являются также и общественные

движения. В общественных движениях участвуют граждане, которые  в той или

иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую  активность для их

защиты. Общественно-политическое движение есть добровольное консенсусное

объединение людей с целью  защиты общественных интересов. Общественно-

политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и

степени действий. Выделяются действия пассивные - простой интерес  к

политике» более активная форма ^ выступления на митингах, участие  в

массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивысшей формой

общественно-политической активности можно считать членство в политической

партии.

В ходе становления демократической  политической системы в нашем  обществе

важным условием является создание механизма эффективного выявления,

формирования, согласования и реализации интересов различных  социальных

групп и слоев. Это определяет повышение роли общественных организаций  и

движений в политическом процессе. Через различные публичные  акции, такие,

как агитация, принятие и  предъявление власти петиций, обращений, заявлений,

проведение митингов, демонстраций, пикетирований, общественно-политические

организации непосредственно  влияют на власть.

17.Революция и  реформа как виды политических  преобразований

Революция — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение  его политической системы, открывающее  возможность значительных социально-экономических  изменений. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление  тех социальных сил, против которых  они направлены, делает практически  неизбежным большую роль насилия  в любом революционном процессе.Революция всегда служит выражением непреодоленных социальных антагонизмов, реализует в интенсивной и разнообразной политической борьбе, проходящей с применением решительных мер, сильных средств для достижения поставленных целей. Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и рассматривается сторонниками такого вида социальных преобразований как необходимый метод предотвращения катастрофы, в этот момент угрожающей обществу.Из всех видов политических процессов революции в наибольшей степени присущи такие качества, как решительность и полнота наступающих в ходе нее изменений, которые традиционно способствуют формированию в обществе большого числа сторонников и приверженцев именно такого пути осуществления социальных перемен. Но у него же имеется целый ряд коренных недостатков, значительно снижающих созидательный потенциал данной формы общественно-политических преобразований и ограничивающих сферу ее возможного использования.Исторической практикой неоднократно подтверждалась непредсказуемость последствий, наступающих в результате длительной борьбы, гигантского напряжения общественных сил. Революция сопровождается жесткой борьбой в среде ее сторонников по программным, доктринальным вопросам намечаемых преобразований, всякого рода расколами, подавлением не только прямых противников революционных преобразований, но и различных отступников, соглашателей, ложных толкователей “единственно верного и выстраданного” курса. К тому же практически всегда общество, возникающее в ходе революционных изменений, сильно отличается от первоначального проекта, а иногда вообще бывает его полной противоположностью.Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечении полноты, радикальности и всесторонности их, но на доведении этих преобразований до конца. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки переменам, достижению согласия в обществе относительно их проведения, так как считается, что, по крайней мере, в первых шагах реформы заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформ, могут быть такими, как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции — в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

Информация о работе Шпаргалка по "Политике"