Демократический
режим
В зависимости от особенностей
набора методов и средств государственного
властвования различают два полярных
режима — демократический и антидемократический.
Понятие “демократия” означает,
как известно, народовластие, власть
народа. Однако ситуация, при которой
весь народ осуществлял бы политическое
властвование пока нигде не реализована.
Это скорее идеал, то, к чему нужно всем
стремиться. Между тем есть ряд государств,
которые сделали в этом направлении больше
других (Германия, Франция, Швеция, США,
Швейцария, Англия) и на которые зачастую
ориентируются иные государства.
Признаки (черты) демократического
режима:
— население участвует
в формировании и осуществлении
государственной власти посредством
прямой (референдум) и представительной
демократии (через выбираемые им представительные
органы);
— решения принимаются
большинством с учетом интересов
меньшинства;
— существование гражданского
общества с его развитой структурой;
— реальное осуществление
правового государства;
— выборность и сменяемость
центральных и местных органов
государственной власти, их подотчетность
избирателям;
— легитимность государственной
власти;
— “силовые” структуры (вооруженные
силы, полиция, органы безопасности и
т.п.) находятся под демократическим
контролем общества, используются только
по прямому предназначению, их деятельность
регламентируется законами;
— доминируют методы убеждения,
согласования, компромисса, сужены методы
насилия, принуждения, пресечения;
— во всех сферах общественной
жизни господствует закон;
— провозглашаются и реально
обеспечиваются права и свободы
человека и гражданина;
— в отношении хозяйствующих
субъектов и граждан действует
принцип “дозволено все, что не запрещено
законом”;
— политический плюрализм, в
том числе многопартийность, соревнование
политических партий, существование
на законных основаниях политической
оппозиции как в парламенте, так и вне
его (оппозиция выдвигает альтернативную
программу, критикует власть за совершенные
ошибки, контролирует ее через деятельность
своих фракций и блоков в парламенте, в
своей печати);
— гласность, средства массовой
информации свободны от цензуры;
— реальное осуществление
принципа разделения властей на законодательную
(призванную принимать законы, формировать
стратегию развития общества), исполнительную
(призванную осуществлять принятые законы,
претворять их в жизнь, проводить
повседневную политику государства) и
судебную (призванную выступать арбитром
в случаях конфликтов, различного
рода правонарушений).
Таковы существенные черты
демократического политического режима,
отличающие его от авторитарного
и тоталитарного режимов. Знание
вышеперечисленных признаков имеет важное
значение, помогая четче ориентироваться
в квалификации системы методов, приемов
и средств осуществления политической
власти.
26. ГЕОПОЛИТИКА
Геополитика – учение о политико-стратегической
ценности географич. позиции, которую
то или иное гос-во или нация реализует
в своей истории. Реализует – значит:
1. какую позицию объективно занимает то
или иное государство, каким образом оно
вписано в структуру геополитич. интересов,
существующих в мире; 2. какую позицию гос-во
стремиться занять через всю свою историю;
как субъективно понимается политич. положение
своей страны. Геополитика как наука исследует
обществ. пр-ссы, протекающие в той или
иной цивилизации, их динамику и направленность
в соотв-ии с тем географич. пространством,
кот. занимают гос-во или группа гос-в,
составляющих ядро цивилизации. Именно
пространство, территория обусловили,
с точки зр. геополитики, разделение гос-в
на 2 основных типа: морские и континент-ые,
различающихся по многим параметрам, в
том числе и экономическим. Концепции
геополитического оптимизма, – гос-во
стремится занять территорию, дающую max
устойчивость и обеспечивающую наибольшую
безопасность, а также достижение нац.
гармонии. Геополитич. положение гос-ва:
1. Местоположение гос-ва по отношению
к осн. центрам силы. Это полож-е м. б. центральным
(центр силы), периферийным (и значение
его так и будет оставаться периферийным),
буфер (срединное положение между центрами
силы).
2. Форма территории. Идеальная территория
– круг. Для гос-ва с вытянутой территорией
– большая значимость поддержки безоп-ти
границ.
3. Размер территории – гос-во д. обладать
таким набором ресурсов, чтобы самост-но
управлять экон-ми процессами, т.е. принцип
относит-ой автаркии (независ-ть от мир.
рынка).
Геополитич. мировой порядок – отн-но
устойчивое распред-ие геополитич. сил
в мировом масштабе, стабильная система
геополитич-го взаимод-ия и влияний.
Геополитич. факторы:
1. С т. зр. геополитики территория той или
иной страны является важнейшим и, что
самое главное, постоянным по силе воздействия
фактором определяющим развитие гос-ва,
в т. ч. и степень его завис-ти от мировых
эк. процессов.
2. военно-политический. Он напрямую связан
с хар-ром торговых отн-ий м/д различ. гос-вами.
Т.е. борьба за доминир-ие на мировых рынках
осуществлялась и осущ-ся не только мирными
ср-вами, она не предполагает свобод. конкуренции.
Важнейшее значение имеет фактор военной
силы.
3. социально-демографический.
4. геополитический фактор, который необходимо
учитывать при анализе тенденций в мир.
эк-ке, это то обстоят-во, в какой степени
политика соотносится с экономикой в том
или ином гос-ве.
5. фактор, косвенно влияющий на хар-р геополитики
страны, это уровень нац-го самосознания
и госуд-го мышления, в первую очередь
среди представителей гос. структур.
30.Политическое
лидерство: понятие, функции лидера |
Политическое лидерство
Политическое лидерство
— это вид политической деятельности,
имеющий огромное значение для определения
успеха и направленности политических
процессов. Он соединяет в себе важнейшие,
сущностные черты политики: власть,
авторитет, руководство, выражение
и представительство социальных
интересов. Смысл этого явления
заключается в осуществлении
авторитетного руководства в
сфере политики.
Авторитетной является власть,
добровольно принимающаяся людьми,
на которых она распространяется.
Они подчиняются ей, т.е. соглашаются,
видят для себя выгоду в передаче
части своих политических полномочий,
прав другому лицу или институту.
Лидер же берет на себя обязательство
эти права и полномочия использовать
во благо тех, кто ими его наделяет.
В основе феномена политического
лидерства — способность руководителя,
а в этом качестве могут выступать
как личности, так и организации,
которые отражают и удовлетворяют
интересы своих последователей. Этим
лидер отличается от иного типа руководителя
— манипулятора, который действует
вопреки интересам своих последователей.
Еще одна важная функция политического
лидера — осуществление целенаправленного
и успешного руководства. Она
предполагает способность правильной
оценки и соотнесения целей и
наличных возможностей и ресурсов политического
действия. Если это качество отсутствует
у лидера, то руководство не может
быть успешным, а защита интересов
последователей превращается в пустую.
декларацию.
Политическое лидерство
— это процесс взаимодействия
между людьми, в ходе которого одни
выражают и знают потребности
и интересы последователей и в
силу этого обладают авторитетом
и влиянием, а другие — отдают
им добровольно часть своих политических,
властных полномочий и прав для осуществления
их целенаправленного представительства
и реализации.
В результате слияния в
политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных
потоков наступает чрезвычайно важное
для политики и политической деятельности
состояние взаимной мобилизации всех
участников политического процесса: и
руководителей, так как они знают, что
их действия опираются на поддержку и
одобрение масс и уверены в своих силах;
и рядовых участников политического процесса
или движения, ибо они чувствуют, что их
интересы поняты, а цели сформулированы.
В силу этого наступает значительная интенсификация
политической жизни, она становится полнее
и результативнее. |
|
32,ИМИДЖ В ПОЛИТИКЕ
Под имиджем понимают образ
человека, как правило, авторитетного
и имеющего высокий социальный статус
(положительную оценку со стороны).
Так, если политический консалтинг воспринимается
людьми в качестве респектабельного
человека, то про него говорят, что
у него "есть имидж".
Имидж (image анг.) - образ, слепок, умственное
представление о конкретном лице, содержательная
сторона его характера. В практическом
употреблении это слово близко к известному
греческому слову харизма, в которое древние
греки вкладывали такие значения, как
одаренность, авторитетность, мудрость
и святость. Люди, обладающие совокупностью
подобных качеств, во все времена обладали
силой влияния на окружающих.
Политический имидж способствует позитивному
отношению к той или иной политической
фигуре. Благоприятный имидж страны создает
климат для инвестиций, помогает развивать
внешнеэкономическое сотрудничество.
Имидж выступает в роли связующего звена
между политиком и его аудиторией. Он служит
отражением как интересов аудитории, так
и интересов политика и пытается совместить
эти интересы, уйти от одностороннего
давления сверху, свойственного тоталитарному
обществу.
Имидж может быть разделен на два типа:
имидж идеальный, тот, к которому следует
стремиться, и имидж реальный, присутствующий
на самом деле.
Задачей имиджмейкера становится совмещение
этих двух позиций. При этом и первый, и
второй имидж могут быть неверными с точки
зрения эффективности взаимодействия. В целом, мы имеем возможность
определить политический имидж как легкоузнаваемый
образ какого-либо конкретного субъекта
или явления политической жизни, спроецированный
на массовое сознание так, что ракурс его восприятия умышленно смещается,
то есть восприятие намеренно акцентируется
лишь на отдельных чертах.Практически
на протяжении всего существования человеческого
общества фактор имиджа оказывал значительное
влияние на ход политических процессов.
Именно этим обусловлен тот факт, что к
проблеме образа идеального государства,
идеального государя так или иначе, обращались
многие мыслители древности, античности,
средних веков и нового времени. Они задумывались
над вопросами того, каким должен быть
правитель (политик) в глазах масс, насколько
ему реальному необходимо и возможно отличаться
от представлений о нем.
33,ГЛАСНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ
Гла́сность — политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности
государственных учреждений и свободы
информации
Гласность политики в значительной
мере зависит от деятельности СМИ
36.38 РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Точного и общепринятого
определения религии нет. Не может
помочь и происхождение данного слова,
поскольку оно является производным от
латинского глагола religiare (связывать), что предполагает
максимальный простор для религиозных
верований и заставляет согласиться с
часто высказываемым в XX в. утверждением
о том, что многие убеждения и идеи, не
вписывающиеся в рамки признанных религий,
включая разные формы марксизма и национализма,
обладают основными свойствами религии.
Поэтому действительно трудно дать определение
религии, скажем, для преподавания детям
сравнительного анализа религий или формулирования
законов, направленных против оскорбления
религиозных чувств людей. Являются ли
магия, колдовство и язычество религией
или переплетением религий? И является
ли религией теософия? Вместе с тем, если
очертить границы религиозных верований
довольно трудно, то определить "законную"
территорию религии особого труда не составляет.
Религия связана с поклонением трансцендентальным
или сверхъестественным существам, пребывающим
за пределами сферы обыденного, временного
и смертного – или над ней. В исторически
наиболее важной и нравственно самой строгой
форме религиозных верований – монотеизме
(примерами которого служат иудаизм, христианство и ислам) центром религиозного культа
является единый Бог – всемогущий, вездесущий
и всеведающий создатель Вселенной. В
связи с этим религия, как правило, имеет
огромное нравственное значение. Нормы
поведения людей определяются бытием,
природой и Божьей волей. Едва ли можно
быть действительно религиозным (в любом
смысле) человеком без того, чтобы религия
не определяла какие-то политические взгляды.
Действительно, наиболее естественным
отношением между религией и политикой
является такое, при котором на самые важные
политические вопросы даются ответы религиозного
характера: например, основываясь на религиозном
откровении (см., например: средневековая
теория политики), можно судить о законности
или незаконности того или иного режима,
о пределах конкретной власти, о справедливости
или несправедливости законодательства.
Системы правления, оправдываемые религией,
можно подразделить на теократии, базирующиеся
на непосредственном господстве божественного
откровения и трактующих его священнослужителей,
и не-теократии, в которых тем не менее
определенная форма светского правления
санкционирована Божественной волей (доктрина
Божественного права (Divine Right) на власть
является типичной формой религиозной,
хотя и нетеократической, легитимизации).
Однако начиная с XVII в. в Западной Европе
и Америке господствующей становится
светская идеология, стремившаяся – и
небезуспешно – отделить религию от политики
с тем, чтобы существование государства
не нуждалось в теологическом оправдании.
Секуляризации явилась результатом расхождений
между наукой и религией и раскола между
отдельными направлениями христианства.
Было необходимо изъять из компетенции
религии решение вопроса о том, что является
истинным, а что – нет, и обосновать законную
власть государства, не прибегая к теологическим
положениям. Таким образом, христианский
мир признал, что политические разногласия
должны разрешаться на светской основе
(на исламский мир это не распространялось).
Как ни парадоксально, этот процесс быстрее
всего развивался в Англии, где сохранялась
(и продолжает сохраняться) традиционная
церковь. В светском обществе принят принцип
разделения религии и политики на две
не зависимые друг от друга сферы, но религия
продолжает разными способами оказывать
влияние на политику. Хотя можно считать,
что религиозные доктрины дают слишком
произвольный или неопределенный ответ
на многие политические вопросы, тем не
менее есть проблемы, по которым церковь
должна высказываться четко и решительно.
Позиция Римской католической церкви
по вопросу об абортах – один из наиболее
ярких примеров такого рода. Та или иная
форма религиозной веры может быть тесно
связана с национальной принадлежностью,
как, например, католицизм у поляков и
ирландцев и православие у армян и грузин.
Там, где есть свобода создания партий,
нередко существуют партии, основанные
большей частью на христианской общественной
морали, как, например, многочисленные
христианско-демократические партии (Christian
Democratic party) в современной Европе, или на
базе какой-то одной христианской церкви.
Примером могут служить Католическая
народная партия в Нидерландах и Республиканское
народное движение во Франции, приверженные
исключительно римскому католицизму,
хотя ныне обе эти партии слились с другими,
и в целом в конце XX в. наблюдается тенденция
к спаду в партиях, основанных на какой-то
одной христианской церкви. В то же время
там, где отсутствует официальная связь
между религиозной организацией и политической
партией, можно наблюдать принадлежность
индивида одновременно к обеим организациям
и их взаимное влияние. В Англии англиканскую
церковь часто называли "партией тори
за молитвой", хотя к ней принадлежали
и многие не-тори. В 1990-е гг. ее правильнее
было бы назвать "либеральными демократами
за молитвой".
37.Политический
символ – это знак, выполняющий коммуникативную
функцию между личностью и властью. Особенностью
политической символики является ее образный
характер. Та рациональная информация,
которая отражена в символе (например,
значение используемого цвета или элементов
герба), не является принципиально важной
с точки зрения политической коммуникации.
Смысл символа должен быть понятен множеству
индивидов интуитивно. Символ ориентирован
на эмоциональное восприятие, психологическую
мобилизацию индивида. К политическим
символам можно отнести флаг, герб и гимн
государства, лозунги, памятные даты, политические
ритуалы (демонстрации, митинги, торжественные
собрания и т.п.).
34 35.
Мораль и политика Мораль (от лат.
moralis – нрав, нравственный) – одна из форм
общественного сознания и его реализации
на практике, утверждающая общественно
необходимый тип поведения людейМоральные
аспекты политики приобретают в наше время большую
актуальность, активно обсуждаются в прессе,
научной литературе. Нередко ставится
вопрос, совместимы ли вообще понятия
политики и нравственности, не являются
ли эти категории взаимоисключающими.
Проблема соотношения политики и морали
особо обостряется во время избирательных
кампаний, борьбы за власть, посты, должности,
противоборства с политическими противниками.
А в борьбе за политическую власть, дескать,
все средства хороши. Именно тогда политические
действия развертываются в своеобразном
поле напряжения между политикой и моралью.
Все это — теневая сторона политики, "изнанка",
подрывающая ее нравственный авторитет.Соотношение
политики и морали напрямую зависит от политического
режима. В странах с антидемократическими,
реакционными режимами, где процветают
неправовое насилие, террор, злоупотребление
властью, бюрократизм и коррупция, происходит
разрыв морали и политики. Напротив, в
условиях демократического режима политика
реализуется в рамках законности, пронизывается
началами гуманизма и нравственности.Еще
Никколо Макиавелли утверждал, что право
и мораль разные и не соприкасающиеся
сферы человеческой деятельности. Его
взгляды и рекомендации находят сторонников
и сегодня. По этому поводу русский философ
В. С. Соловьев в конце XIX в. писал: "Полное
разделение между нравственностью и политикой
составляет одно из господствующих заблуждений
и зол нашего века. С точки зрения христианской
и в пределах христианского мира эти две
области — нравственная и политическая
— хотя и не могут совпадать друг с другом,
однако должны быть теснейшим образом
между собой связаны".Современная политическая
ситуация в России сложна, противоречива
и труднопредсказуема. Основная причина
тому — глубокий социально-экономический
и духовный кризис в стране. В этих условиях
обострились противоречия между политикой
и моралью, чему во многом "помогли"
крупные ошибки политического руководства,
которые усилили безнравственность российской
политики, углубили духовный кризис в
обществе. Опасность такого пути очевидна.
Назрела жизненная необходимость повернуть
российскую политику в русло подлинного
гуманизма и нравственности. Без этого
не может начаться духовное возрождение
общества.
39.Политический
институт — устойчивый вид социального
взаимодействия, регулирующий определённый
сегмент отношений политической власти
в обществе. Устойчивость политического
института. достигается за счёт:
- норм, регламентирующих характер взаимодействия
- санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения
- опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.
Перечисленные свойства принято
называть атрибутами института. Именно
они делают политический институт объективными,
самовоспроизводящимися социальными
образованьями, не зависящими от воли
и желания отдельных индивидов,
побуждающими людей ориентироваться
в своём поведении на предписываемые
модели поведения, на определённые нормы
и правила. Вместе с тем политический
институт существуют только в действиях
людей, воспроизводящих соответствующий
тип отношений, взаимодействий. В
современном обществе существуют следующие
политические институты: институт парламентаризма,
выполняющий функции регулирования
отношений по поводу создания основных
правовых норм, законов и представительства
интересов различных социальных
групп в государстве; институты
исполнительной власти, регулирующие
систему взаимодействий, складывающихся
м.органами, должностными лицами, осуществляющими
текущее управление общественными делами
и населением страны; инсти тут государственной
службы, регулирующий профессиональную
деятельность людей, принадлежащих к особой
статусной группе; институт главы государства,
обеспечивающий устойчивое воспроизводство
в обществе отношений, позволяющих лидеру
государства выступать от имени всего
народа, быть высшим арбитром в спорах,
гарантировать целостность страны, незыблемость
конституционных прав граждан; институты
судопроизводства, регламентирующие отношения
по поводу споров и конфликтов. Политические
институты структурируют поле политических
властеотношений, делают взаимодействия
людей достаточно определёнными, устойчивыми
18.40.КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ
Конфликт (от лат. conflictus – «столкновение») –
столкновение интересов различных групп,
интересов в обществе.
Общество неоднородно. Членами
одной общности могут оказаться
граждане разного возраста, пола, представители
различных социальных слоев. Их интересы
в политическом пространстве не могут
не сталкиваться.
Конфликты возникают из-за
власти. Власть регулирует отношения
по:
1) распределению материальных
ресурсов;
2) распределению прибыли;
3) разграничению сфер влияния.
Кроме того, общество может
быть фрагмен-тировано по религиозному
и национальному признакам, что характерно
для многосоставных обществ.
Конфликтоген – фактор, провоцирующий
конфликт.
Конфликты вызывают негативную
реакцию. Действительно, конфликты
в большинстве случаев влекут
за собой негативные последствия: физические
потери, гибель материальных ценностей.
Конфликты имеют и положительное
значение.
Во-первых, они проясняют
ситуацию. Конфликт сопровождается поляризацией
общественных интересов. Процесс поляризации
общества обнажает скрытые и сопутствующие
проблемы и даже показывает пути их
разрешения.
Во-вторых, после конфликтов
отношения строятся на качественно
новом уровне.
Политологи продолжают спорить
о том, какой конфликт опаснее
для общества – острый или вялотекущий.
Острый конфликт выливается
в открытое противостояние с применением
силы (например, гражданскую войну).
К последствиям острого конфликта
следует отнести многочисленные
жертвы, крайнюю степень поляризации
общества. Власть при данной ситуации
подвергается процессу демитизации, наступает
кризис в существующей политической системе.
Но если одна сторона конфликта имеет
заметные преимущества и у первой способность
к регенерации намного выше, то конфликт
разрешается дипломатическими методами,
а иногда и силовым путем.
Другим типом конфликта
является вялотекущий. Он отличается затяжным
характером, отсутствием прямых острых
столкновений и применения силы. Но стороны
в точности следуют тактике «вставь палку
в колесо врага». Для данного типа конфликта
характерны дипломатические войны, интриги,
провоцирующие заявления в средствах
массовой информации. Но так как инцидента
(повода к конфликту) не происходит, стороны
не применяют силу.
Если (вялотекущий) перманентный
конфликт происходит в одной N-общности,
то он разрушает ее основание. Если
конфликтуют разные общности, то у
членов каждой формируется психология
жителя осажденной крепости.
Чтобы разрешение конфликта
в обществе произошло с минимальными
потерями, необходимо вовремя его
выявить и правильно диагностировать.
41,ВОЙНА КАК
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ
война - это
противоборство государств, коалиций
стран, а также политических сил
внутри них. Это противоборство всегда
ведется с политическими целями,
связанными с продолжением политики
насильственным путем. В ходе его
стороны используют самые разнообразные
средства насилия. Сущность любой войны
проявляется именно через три
признака: политические цели, средства
насилия, формы и способы противоборства.
На сегодняшний день в науке
сформировалось несколько основных
концепций, позволяющих исследовать
и оценивать войны. Влиятельные
позиции в традиции исследования
феномена войны занимает психологическая
школа. Еще в давние времена доминировало
убеждение Фукидида, что «война есть
следствие дурной человеческой природы,
врожденной склонности к «деланию»
хаоса и зла». Антропологическая
школа Э.Монтегю решительно отвергает
психологический подход. Социальные антропологи
доказывают, что склонность к агрессии
передается не по наследству (генетически),
а формируется в процессе воспитания,
то есть отражает культурный опыт конкретной
социальной среды, ее религиозные и идеологические
установки. Сторонники экономической
интерпретации считают войну следствием
соперничества государств в сфере международных
экономических отношений, анархических
по своей природе. Войну развязывают для
получения новых рынков сбыта, дешевой
рабочей силы, источников сырья и энергии.Также
мы классифицировали войны и изучили теории
возникновения войн. Какими бы ни были
причины войн, в них всегда кроется политический
интерес.Мы определили насилие как общественное
отношение, в ходе которого одни индивиды
и группы людей с помощью физического
принуждения подчиняют себе других людей,
их способности, производительные силы.
Насилие, как способ решения конфликта,
в той или иной мере присуще любому обществу.
Прежде всего, насилие относится к неэкономичным,
дорогостоящим средствам власти. Оно связано
с большими социальными издержками, чем
другие способы властвования. В социальную
цену насилия следует включать:а) человеческие
жертвы;б) материальные затраты;в) духовные
потери.какой бы ни была война - гражданской,
колониальной, национально-освободительной,
революционной - она всегда будет иметь
политический подтекст.
42.Соотношение
экономики, политики и права |
Соотношение экономики,
политики и права
Политика - процесс управления взаимоотношений
между группами людей, различающихся
по национальному, расовому и другим
признакам в несовершенном обществе.
Политика - процесс управления несовершенным
обществом. Это понятие раскроем
в проявлениях политики в обществах,
различающихся по уровню развития.
Предварительно дадим оценку обществу
людей с момента начала его
организации. В целом общество можно
охарактеризовать, как совокупность
людей, объединенных каким-либо общим
признаком. Известно, что общество не
бывает однородным. В каждом обществе
существует расслоение людей. Это расслоение
определяется в зависимости от принципов,
заложенных при объединении общества.
Чтобы не расширять рамки признаков
и тем самым не отклониться
от сути темы, следует рассмотреть
интернациональное общество, объединенное
по признаку уровня развития цивилизации.
Для такого общества условием расслоения
людей будет уровень интеллектуального
развития, который можно разбить
по отдельным категориям в зависимости
от конкретных интеллектуальных способностей.
В этой связи, в нижней части этого
расслоения будут расположены люди
с пониженным интеллектом, а в
высшей - более интеллектуально способные
люди. Это неизбежное расслоение общества
внутри себя обязательно вызывает чувства
противопоставления, которые могут
интерпретироваться отдельными менее
развитыми умами этого общества,
как антагонистические. Это, в свою
очередь, вызывает дополнительную поляризацию
конкретного общества, которая приводит
аппарат управления обществом к
необходимости разрабатывать законы,
которые всецело отвечали бы обществу
на разных его уровнях. Однако, таких
законов не может существовать, которые
могли бы отвечать чаяниям одновременно
обеих поляризованных структур. В результате
этого аппарат управления изобретает
новый вид методов руководства, который
позволит воздействовать на обе поляризованные
структуры. Этот метод управления и есть
политика.
В то же время управление разнополярными
структурами невозможно, если не существует
метод поиска компромиссов. Однако, путь
этот чрезвычайно сложен, т.к. в этом случае
происходит замыкание структур через
созданные амортизирующие звенья отдельных
положений и инструкций, и в процессе развития
общества в целом эти положения и инструкции
должны внимательно отслеживаться и корректироваться
в случае преобладания давления одной
из сторон. Этот процесс динамичен и для
общества с начальной организацией системы
управления неприемлем в связи с низким
уровнем интеллекта аппарата управления.
Поэтому разногласия в этом обществе неизбежны.
В обществе уровня ХХI века нахождение
компромиссов возможно, но для их нахождения
в политике существуют различные методы.
Если принять во внимание, что в современном
обществе поляризационный потенциал значительно
выше, чем на начальной стадии появления
общества, в силу повышения интеллекта
на высшем уровне и прежним интеллектом
на его низшем уровне, то проблемы управления
обществом со стороны политики неизбежны
в проявлениях перекосов таких, как ложь,
лицемерие и т.д. Разработка методов нахождения
компромиссов создает профессии, в которых
требуется найти пути согласия различных
уровней организации общества. Это, в свою
очередь, проявляется, как элементы отдельных
умалчиваний, а также замаскированной
лжи. Надо еще раз отметить, что этот процесс
неизбежен для современного общества.
Он создает свои производные - хитрость
политика, сообразительность и т.д. Однако,
все это управление, в совокупности, двигает
общество по пути развития. Развиваются
и методы политики. Они принимают научную
основу и глубоко просчитываются варианты
решений. Поэтому политика в управлении
обществом начинает занимать первостепенное
значение. Для настоящего общества характерны
расслоения политических структур, которые
также поляризуются. Этот этап можно назвать
не этапом конкуренции политиков, а этапом
болезни общества, т.к. в случае сбоев политических
методов руководства, неизбежно отражение
на всем обществе.
Рассмотрим процесс управления
в совершенном обществе. В теоретической
части можно сделать следующий
вывод о развитии несовершенного
общества. Политические методы руководства
несовершенным обществом, способные
на самоорганизацию, в конечном итоге
приводят к совершенству политического
руководства, которое проявляется
на отточенной методике, способной
к самосовершенству в процессе развития
общества. Это совершенство методики проявится
в первую очередь в дифференциации ее
разделов по отдельным группам людей,
определяемых не только по уровням интеллектуального
развития, но и по способности развития
интеллекта. Эта методика многомерна.
Она моделирует организацию управления
в каждый отдельный момент времени, предсказывает
наиболее напряженные участки общества
и дает в моделях рекомендации по их устранениям.
Такое управление обществом станет совершенным
управлением в совершенном обществе. Причем
методика политического управления преображается
в методику научного управления. Иначе
говоря, политика в совершенном обществе
теряет смысл при замене на научное управление.
Поэтому максимальным уровнем развития
политики есть признак ее отсутствия.Экономика
— это совокупность производственных
отношений, соответствующих данной ступени
развития социальных производительных
сил, способ производства конкретного
общества.Политика — это система отношений
между людьми, которые возникают по поводу
организации и использования государственной
власти в обществе.Право — это система
общеобязательных, формально определенных
юридических норм, выражающих общественную,
классовую волю (конкретные интересы общества,
классов, религии, нации и т.п.), устанавливаемых
и обеспечиваемых государством и направленных
на урегулирование общественных отношений.Существуют
две принципиальные точки зрения в рассмотрении
соотношения данных понятий. Одни ученые
считают, что между этими понятиями нет
приоритетного. Первичными факторами
развития и функционирования общественных
отношений (в том числе производственных,
политических, правовых) выступают интересы
людей. В определенных случаях интересы
получают реализацию прежде всего в праве
и лишь затем претворяются в другие сферы
социальных связей. Здесь можно говорить
о приоритете права перед экономикой (например,
в эпоху буржуазных революций в Западной
Европе сначала принимались законы, а
потом на их базе формировались новые
экономические отношения).Но бывает и
наоборот, когда интересы сначала претворяются
в новые производственные отношения, а
затем закрепляются в праве. Здесь уже
можно говорить о приоритете экономики
над правом. Политика же выступает посредником
между данными явлениями и соответственно
понятиями.Согласно второй точке зрения
экономика определяет политику и право.
Последние являются надстроечными категориями
и зависят от базиса (способа производства).
Однако эта доминирующая роль проявляется
лишь в конечном счете, ибо политика и
право, опираясь на экономику, могут оказывать
и обратное воздействие на нее, стимулируя
либо сдерживая развитие производственных
отношений.Политика здесь тоже выступает
в виде посредника между экономикой и
правом.Соотношение же между политикой
и правом проявляется в двух вариантах:
в первом определяющим фактором выступает
политика, во втором — право. |
|
43.ПОЛИТИКА КАК ПРОЦЕС
УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ
44.ГЛАБАЛИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической
и культурной интеграции и унификации.
Основным следствием этого является мировое
разделение труда, миграция (и, как правило,
концентрация) в масштабах всей планеты
капитала, человеческих и производственных
ресурсов, стандартизация законодательства,
экономических и технологических процессов,
а также сближение и слияние культур разных
стран. Это объективный процесс, который
носит системный характер, то есть охватывает
все сферы жизни общества. В результате
глобализации мир становится более связанным
и более зависимым от всех его субъектов.
Происходит как увеличение количества
общих для группы государств проблем,
так и расширение числа и типов интегрирующихся
субъектовМеждународный терроризм, как
следствие процесса глобализации, представляет
собой противоречивое явление, превратившееся
в глобальную проблему, деструктивно воздействующее
на общественные установки и социальные
ценности. Главным объектом террористических
актов является общественная безопасность,
разрушение которой ведет к запугиванию
и ограничению демократических принципов
существования общества. К внутренним причинам обострения террористических
проявлений необходимо отнести следующие:
борьба за предел собственности и политическую
власть, за изменение государственно-правового
статуса отдельных регионов, межэтнические
противоречия, криминализация общества
и рост коррупции, образование очагов
сепаратизма.
45,ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТТермин «менеджмент» (от англ. Management -
управление, управление) в литературе
рассматривается как процесс управления
материальными и человеческими ресурсами
в интересах их эффективного использования
для достижения целей управления обществом,
политической, экономической или социальной
структурой, отдельными сообществами
и т.п.. Иначе говоря, менеджмент - это совокупность
влияния на определенных лиц и определенные
органы с помощью особых инструментов
и методов для достижения целей организации.
Современный менеджмент специалисты рассматривают
как процесс непрерывных взаимосвязанных
действий. Такие действия - планирование,
организация, мотивация и контроль - получили
название управленческих функций. Планирование
состоит в формулировании целей объекта
управления и способов их достижения.
Оно дает возможность получить представление
о существующем положении, направления
необходимого и возможного развития, а
также о наиболее эффективных способах
достижения определенных целей.
Организация - это все, что касается организационного
построения объекта управления, его внутренней
структурной иерархии, конкретных задач,
полномочий и ответственности подразделений
или отдельных сотрудников.
Мотивацию используют для создания соответствующих
материальных и моральных стимулов для
обеспечения выполнения работниками своих
обязанностей относительно объекта управления
и общества в целом.
Контроль заключается в тщательной проверке
выполнения определенных планов, соответствия
их структуры целям организации и т. д.
Результаты контроля используются для
выработки новых управленческих решений
и корректировки ранее одобренных организационных
мероприятий.
Общие принципы делового (бизнес) менеджмента
можно и нужно применять в политической
деятельности с учетом ее специфики, от
объектов и субъектов политики начиная
и процессами принятия политических решений
и определения последствий их реализации
заканчивая. Политический менеджмент
- это система управления политическими
процессами; наука и искусство анализа
тенденций политического развития, предвидение
его последствий, выработка рекомендаций
для политического руководства и обеспечение
их реализации в политической практике.
Применение понятия политического менеджмента
позволяет рассматривать на теоретико-концептуальном
уровне процессы функционирования современной
политики, управленческих систем, политических
режимов, политических партий, политического
сознания, предпринимать попытки по совершенствованию
управления политико-экономическими процессами,
направляя движение общества к цивилизованному
политическому рынка; проектировать новый
тип политики и управления, которому был
бы присущ конструктивизм, компетентность,
профессионализм, установка на гуманистические
ценности
46.Политическое
прогнозирование |
Политическое прогнозирование
Прогнозом в политике называется
предсказание, осуществляемое на основе
анализа и сопоставления реальных
фактов, оценки действующих в политике
сил и тенденций их взаимодействия.
В прогнозе указывается возможность
наступления того или иного события и
дается количественная оценка его вероятностиПрактика
современного политического прогнозирования
весьма многообразна по его целям и направлениям,
срокам, основаниям, инструментарию.В
соответствии с основными целями политической
деятельности прогнозы могут быть направлены
на выявление основных тенденций международных
отношений; познание механизма возникновения
и эволюции возможных международных конфликтов;
предсказание исхода избирательных кампаний;
установление динамики влияния основных
политических сил в той или иной стране;
определение степени популярности политического
лидера и его влияния на изменение политической
ситуации в той или иной стране; анализ
возможных последствий того или иного
политического решения и т.д.По срокам
прогнозы бывают краткосрочные (до 5 лет),
среднесрочные (от 5 до 15 лет) и долгосрочные
(до 30 лет). Естественно, с увеличением
срока степень вероятности предсказываемых
событий или процессов снижается.
Основания политического
прогнозирования весьма разнообразны:
это различные виды статистической
информации, данные социологических
исследований, опросы общественного
мнения, материалы средств массовой
информации, данные разведки, исторические,
психологические, экономические, этнографические
исследования, все, что содержит знания
о факторах, оказывающих воздействие
на ход политических процессов.
Инструментарий политического
прогнозирования включает в себя
различные виды анкетирования, качественные
и количественные методы оценки данных
опросов общественного мнения, специальные
системы предсказания, авторы которых
стремятся увязать ритмы политических
изменений с экономическими, демографическими,
физическими, биологическими, геохимическими
процессами.Для обработки больших массивов
данных используется современная вычислительная
техника, специальный математический
аппарат, эффективность которого как средства
обобщения разнородной информации, выявления
количественных закономерностей и соответствий
в разнородных процессах, установления
их общего ритма, построения моделей развития
событий становится все более очевидной.
Составление политического
прогноза представляет собой систему
поэтапных действий, среди которых
выделяют:
— структурный анализ соответствующей
политической системы, выделение его
компонентов, определение характера
связей, зависимостей между ними;
— выбор основных факторов,
количественное выражение, сопоставление
их значимости;
— выявление основных тенденций,
направлений развития действующих
в системе процессов;
— экстраполяцию (мысленное
продолжение в будущее) этих процессов;
— синтез этих траекторий в
их взаимодействии;
— составление комплексного
прогноза развития политической системы.
Методы прогнозирования
в политике |
Методы прогнозирования
в политике
Традиционно широко применяется
в политическом прогнозировании
метод экстраполяции (мысленного продолжения
в будущее тех или иных действительных
политических процессов). Применение этого
метода основано на том, что большинство
политических феноменов — именно
процессы, т.е. явления, длящиеся во времени
и имеющие свою траекторию движения,
которую можно установить, зная цепь
прошлых и настоящих событий.Метод аналогии,
столь же активно применяемый в политическом
прогнозировании, на основе сходства условий,
вызвавших то или иное событие в прошлом,
позволяет сделать вывод о возможности
события в будущем. Метод аналогии можно
использовать в прогнозировании как раз
для предсказания событий или отдельных
политических феноменов.Метод сценариев
предполагает описание возможных будущих
событий в каком-либо регионе или в мире
в целом. Его используют прежде всего для
описания картины развития конфликтных
ситуаций, при подготовке политических
решений, рассчитанных на более или менее
длительную перспективу. Составление
сценариев всегда связано с оценкой событий
и тенденций их развертывания, а в оценке
выражается субъективное отношение к
феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому
сценариев, относящихся к прогнозированию
одного и того же явления, может быть несколько.Осуществление
выбора, предпочтение того или иного сценария
требует включения в прогностическую
деятельность еще одной процедуры — экспертной
оценки, которая производится с помощью
людей, чьи опыт и знания в прогнозируемой
области проблем или отношений являются
общепризнанными и превосходят знания
других людей в конкретной области прогноза.
Мнение экспертов выявляется методами
опроса, “мозгового штурма” (коллективное,
четко запрограммированное обсуждение
с фиксацией проблемы, оценкой выдвинутых
предложений по ее решению, механизмом
обсуждения и опровержения выдвинутых
гипотез и учетом высказанных в ходе обсуждения
идей и предложений), деловой игры — групповой
деятельности экспертов, которая осуществляется
по принятым в этой группе правилам, в
рамках разработанного сценария.Метод
моделирования оказывается чрезвычайно
полезным в политическом анализе и прогнозировании.
В его рамках знание о будущем состоянии
политических отношений получают путем
создания условного образа объекта (им
может быть математическая формула, функция,
график, схема, карта). |
|
48.Политическая
демократия является главным инструментом
строительства демокра-тического социализма.
Она предполагает многопартийность,парламентаризм,
свободную деятельность оппозиции, реаль-ную
возможность выбора между различными
политически-ми альтернативами, возможность
создания многопартий-ного правительства,
а также его смену мирным путем,посредством
свободного волеизъявления народа, строгое
со-блюдение правовой законности, принцип
разделения влас-тей, наличие беспристрастной,
независимой судебной систе-мы, гарантию
прав и свобод граждан, гарантии правменьшинств,
демократический контроль над государствен-ным
аппаратом, постоянный диалог власти и
оппозиции.В сфере экономики, по мнению
социал-демократов, дол-жно существовать
многообразие форм собственности и ихсвободная
конкуренция между собой. Ни частная, ни
госу-дарственная формы собственности
сами по себе не гаранти-руют экономической
эффективности и социальной справед-ливости.
Поэтому социал-демократы основное вниманиеуделяют
демократическому контролю над экономикой.
Го-сударство должно регулировать рынок
(не нарушая приэтом принципов рыночной
конкуренции) с целью предотв-ращения
всевластия монополий и обеспечения использова-ния
современных технологий на благо всего
общества. Помере расширения и укрепления
процессов глобализацииусилия национальных
государств должны быть сосредото-чены
на стимулировании научно-технического
прогресса,содействии структурным преобразованиям,
поощрении ин-вестиций, подготовке высококвалифицированных
кадров ит.п. Социал-демократы полагают,
что в результате такойэкономической
политики международный финансовый икорпоративный
капитал не подомнет под себя экономикуотдельных
государств и последние смогут удержать
проч-ные позиции на международной арене.
54. СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ УТОПИИ
Утопия (др.-греч. τοπος — «место»,
υ-τοπος — «не место», «место, которого
нет») — жанр художественной литературы,
близкий к научной фантастике, описывающий
модель идеального, с точки зрения автора,
общества. В отличие от антиутопии характеризуется
верой автора в безупречность модели.
Широко распространено убеждение, что
утопии не должны содержать антигуманистических
элементов, и представляют собой заведомо
несбыточную красивую мечту о будущем.
Некоторые утопии, напротив, выстроены
в стиле инструкций по практическому воплощению
их в жизнь. Основной отличительной чертой
утопии, её спецификой является то, что
при её создании не учитывались ограничения
реального мира. В частности — исторические
предпосылки. Поэтому часто в обыденном
сознании утопия воспринимается как нечто
несбыточное, нереализуемый социальный
идеал. Это также является конструктивной
особенностью утопии. С общетеоретической
точки зрения при определённых условиях
утопия может быть реализована. Согласно
мнению советских идеологов об утопии,
выраженном Константином Мзареуловым
в книге «Фантастика. Общий курс», описанном
как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм
и погибающий капитализм в первом случае
сменяется на коммунистический ад и буржуазное
процветание во втором». Что примечательно,
согласно такой идеологически подкованной
классификации практически все произведения
киберпанка оказываются... утопиями.
В структуре политического сознания, политической
культуры в целом выделяются и такие феномены,
как политические мифы и утопии. Они хотя
и считаются культурными анахронизмами,
но все же не потеряли своей функциональной
полезности.
Мифологией называют иррациональный,
мистифицирующий способ объяснения
природной и социальной реальности.
Это ассоциативно-образный, чувственный
тип мировоззрения, оформляющий
свое содержание с помощью метафор
и символов. Мифологический тип мировоззрения
возник в глубокой древности и постепенно
был вытеснен религиозным и научным типами
мировоззрения. Но мифологическое мышление
не исчезло бесследно: оно продолжает
жить в массовом политическом сознании.
Мифу свойственны алогичность,
безразличие к противоречиям, культ
богов и героев и т. д. Подобные
черты можно обнаружить и у многих современных
идей и доктрин. Идеи национальной или
расовой исключительности, превосходства
социализма, непогрешимости политических
вождей демонстрируют родство с мифологией.
Эта форма сознания воспроизводится в
политике из-за своей простоты, логической
непритязательности. Мифологизированные
представления встречаются не только
на уровне обыденного, но и теоретически
организованного сознания.
Технологию создания современных
политических мифов раскрыл Э. Кассирер.
Он первым доказал, что главное отличие
политического мифа от простого мифа –
его заказной характер. Политический миф,
следовательно, служит практичным целям.
Объектами мифотворчества могут быть
политики, властные структуры и даже символы
государства. Основным объектом мифологизации
является прошлое конкретного общества,
которое сохраняет свою актуальность
для настоящего. К числу наиболее часто
встречающихся мифологических образов
относятся:
1) светлое царство (образ будущего);
2) образ врага (используется
при демонизации враждебной страны);
3) Бог Отец (идеализация лидера).
Рационализированной формой мифа являются
утопии – произвольно сконструированные
образы (идеалы) желаемого общественного
устройства. Утопическими эти образы называются
потому, что их практическая реализация
невозможна (слово «утопия» в буквальном
переводе означает «место, которого нет»).
Но утопия вдохновляет и направляет людей
на борьбу за изменение существующей реальности,
препятствует процессу догматизации мышления.
Однако не следует и преувеличивать необходимость
утопий. В больших количествах утопии
дезорганизуют общество, ведут к бессмысленной
трате сил и энергии.
Следует также отличать утопии
от реализуемых социальных проектов.
55.Макиавелли О ПОЛИТИКЕ
С выдвижением монархических форм правления
и восхождением христианства (от Аристотеля
до Макиавелли) политическая мысль импульсировала
слабо. В связи с этим обстоятельством
третий урок политической мудрости мы
вынуждены брать у великого политического
мыслителя итальянца Н. Макиавелли (спустя
более чем полторы тысячи лет). Н. Макиавелли
– родоначальник третьего традиционного
направления политического мышления (оно
пришло на смену классическому взгляду
на политику), политической теории как
учения о государстве. Последнее рассматривается
в этом учении не как общество (коммуна,
коллектив) в старом смысле, а как организация
господства, отличительной чертой которого
является суверенитет, т.е. неограниченные
правовые полномочия инстанции для поддержания
правопорядка и мира внутри определенной
области. Подчеркнем, что со времен Н. Макиавелли,
который разработал принципы изменения
политических структур и тактику этих
изменений, политическую теорию можно
назвать в некотором смысле одним из методов
исследования. Он помогал ответить на
вопросы, касающиеся типов человеческих
взаимоотношений, основанных на власти,
правлении, авторитете. Макиавелли значительно
обогатил и понятийный аппарат науки о
политике. Первым наиболее сокрушительный
удар по теологии нанес выдающийся итальянский
мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг).
Он резко выступил против религиозных
представлений о п-ке, решительно отбросил
их, заменив идеей объективной историчес¬кой
необходимости, которую назвал "фортуной"
(судьбой). То есть судьба и личная энергия
человека, его способности и знания явля¬ются
движущими силами п-ки. С др. стороны, в
основе по¬лит-го поведения человека,
согласно Макиавелли, лежит не религиозная
мораль, а выгода (интерес!) и сила. Именно
в этой связи он сформулировал свой знаменитый
тезис "Цель оправдыва¬ет средства",
хотя в жизни относился отрицательно к
тем полити¬кам, которые добивались своих
целей с помощью насилия.
56.Идеальное государство
Платона.
Согласно платоновской концепции, мерилом
политики служат структура и толкование
человеческого бытия. Участие в политической
жизни предполагает наличие различных
качеств: практического ума, способности
к трезвой оценке обстановки, умение правильно
владеть конкретными ситуациями, ораторских
способностей, справедливости, опытности,
бескорыстия и т. п. Под “наукой о политике”
изначально и понималось усвоение таких
качеств. Частью политического воспитания,
причем самой главной, самой “архитектонической”
считалась подготовка будущих законодателей.
Начиная с Платона, одним из коренных вопросов
науки о политике был вопрос и о том, кто
должен управлять государством. Платон
считал: править должны лучшие. Но, безусловно,
– не многие, не толпа, не демос. В дальнейшем
этот вопрос оставался предметом обсуждения
всех поколений политических философов.
Платона можно считать “отцом политической
науки”. Он впервые намеревался перекроить
всю структуру государства сверху, предложив
свою модель политической системы. Его
государство не является ни утопией, ни
описанием конкретной действительности.
Оно является парадигмой, т.е. изображением
того, что, по мнению Платона, составляет
сущность государства. В то же время его
государство – это первый пример воспитательной
диктатуры, когда элита единовластно решает,
чему быть и не быть общественным благом.
Этика и политика в его системе неразрывно
связаны. В платоновском учении о государстве
отсутствуют индивидуальная мораль, представление
о гарантированных человеческих правах
и личном достоинстве. Однако, несмотря
на это, а может быть и благодаря этому,
платоновская мысль держала в напряжении
все последующее развитие политической
науки. Мы подробно остановились на “линии
Платона” в развитии науки о политике
и убедились в том, “что она делает” и
какую играет роль в политической жизни.
57.Учения Аристотеля
о политике.
Аристотель противоречит Платону, выдвигая
аргумент, согласно которому в каждом
человеке, обладающем благоразумием и
решимостью, заложены задатки философа,
а следовательно, платоновское деление
на людей, которые должны повиноваться,
и на тех, которые властвуют, и вытекающее
отсюда неравенство прав и обязанностей,
должны быть поставлены под вопрос. Эта
мысль никого не оставляет равнодушной
и по сей день. Аристотеля можно считать
основателем аналитического направления
в политической науке, опирающегося на
наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый
в истории анализ государства и пытался
исследовать социальные факторы за фасадом
государственных учреждений. Аристотель
видел в государстве созданное людьми
учреждение и не был склонен идеализировать
его, исходил из человеческой психологии,
а не из произвольно установленных ценностей.
Аристотель указывал, что государство
не может быть стабильным, если оно не
выполняет желание граждан. На место платоновского
государственного единства он ставил
плюрализм сталкивающихся в государстве
интересов. В его системе – конституция
и законы – являются высшей инстанцией;
тем самым он хотел дать в руки людей объективные
критерии управления государством . Человека
он рассматривал как существо политическое
и в отличие от Платона этика и политика
у него выступают порознь. Таков урок политической
мудрости Аристотеля. Отмечая огромный
вклад в становление и развитие политической
науки Аристотеля и его предшественника,
следует подчеркнуть, что они фактически
составляют два полюса, между которыми
и поныне движется политическая философия
и политическая наука: нормативной концепции
Платона противостоит аналитический метод
Аристотеля.
60.Роль идеологии
в политике: понятие, функции, уровни |
Роль идеологии
в политике
Идеология — это система
ценностей, взглядов, убеждений, в которых
выражается отношение к действительности.
Политическая же идеология есть систематизированная
совокупность понятий и представлений,
с помощью которых различные
субъекты (личность, группа, класс, общество
и т.п.) осознают свои политические позиции
и интересы и которые выступают зачастую
в качестве мотивов их политической деятельности.
Именно в функциональной
зависимости содержания политической
идеологии от интересов и действий
социальной группы состоит ее специфика
как формы общественного сознания.
Она представляет собой систему
представлений как о существующей политической
действительности, так и о необходимых
ее изменениях с точки зрения общности,
интересы и действия которой данная идеология
обслуживает.
В отличие от социально-психологического
уровня сознания идеология является
систематизированным, логически связанным
духовным образованием. Идеология —
это ценностное сознание, ибо в
ней происходит не просто отражение
каких-либо интересов, а отражение
с оценкой их значимости, соответствия
либо несоответствия тенденциям общественного
развития.
В отличие от науки, задачей
которой является поиск истины, функции
идеологии заключаются в следующем:
1) в овладении массовым
политическим сознанием населения,
внедрении в него своих критериев
оценки происходящего, формировании
программы, в соответствии с
которой люди должны ориентироваться
в политическом пространстве (идеология
должна создавать позитивный
образ проводимого политического
курса, его соответствия интересам
общества);
2) в стимулировании целенаправленных
действий субъектов политики;
3) в интегрировании общества
на основе определенных интересов,
целей, взглядов, сплочении людей
и аккумулировании их энергии
и т.п.Идеология — это одновременно
учение (доктрина), программа и политическая
практика, что проявляется в следующих
ее уровнях:
— теоретическом (на котором
формулируются основные положения, выражающие
интересы и идеалы того или иного класса,
слоя, нации, государства);— программном
(где интересы и идеалы трансформируются
в программы и лозунги политической элиты
и выступают идейной основой для принятия
управленческих решений и стимулирования
политического поведения)— поведенческом
(который характеризует степень освоения
гражданами целей и принципов данной идеологии
и меру их воплощения в конкретных формах
политического участия, в определенном
типе политического поведения).Идеология
является одним из важнейших компонентов
политического процесса, вне ее не бывает
политического действия, не могут существовать
ни общественно-политическое движение,
ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь
в систему убеждений человека, предрасполагают
его к действию, нацеленному на осуществление
признанной им наилучшей формы общественного
устройства (В,А. Мельник).Идеология и политика
в равной мере активны и связаны с борьбой
и многообразием мнений, взглядов, программ.
Они неизбежно поляризуются на различные
(зачастую прямо противоположные) направления
с положительными и отрицательными оценками,
на левые и правые, революционные и реакционные,
прогрессивные и консервативные. Вместе
с тем и идеология, и политика способны
на компромиссы, взаимоприемлемые решения. |
|
61.Лоббизм: понятие
и условия существования, становления |
Лоббизм: понятие
и условия существования
Само слово “лоббизм”
неоднозначно оценивается общественным
сознанием, ибо имеет как позитивный,
так и негативный смысл. Если говорить
о последнем, то, как правило, термин “лоббизм”
здесь приобретает сугубо отрицательное
звучание, в чем-то напоминающее “блат”,
“протекционизм”, “подкуп”, “покупку
голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных
интересах в ущерб интересам других, прежде
всего общественным. Крайним выражением
негативного лоббирования могут выступать
незаконное давление на представителей
власти, взяточничество, коррупция, с помощью
чего принимаются управленческие решения
в интересах определенных групп или лиц.
Отрицательное отношение к лоббизму формируется
именно благодаря подобной практике “влияния”
на управленческие решения. Разумеется,
это лишь одна сторона медали, показывающая,
не только силу и возможности различных
социальных структур, но и уязвимые, слабые
места власти.Позитивный же смысл характеризует
лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно
необходимое явление, выступающее в качество
института демократического процесса.
Ведь лоббизм как система организационного
оформления, выражения и представительства
разнообразных групповых интересов столь
же неотъемлемый признак общества, как
и наличие в нем самих этих разнообразных
групповых интересов, каждый из которых
настойчиво стремится пр влечь к себе
внимание властей. Лоббизм в этом позитивном
смысле есть форма законного влияния “групп
давления” на управленческие решения
государственных органов с целью удовлетворения
интересов определенных социальных структур
(организаций, ассоциаций, территориальных
образований, слоев граждан и т.п.).Лоббизм
весьма жестко связан с политической властью.
Наблюдается такая закономерность: лоббизма
больше, как правило, там, где больше реальной
власти. То есть лоббизм — своего рода
признак власти, ее специфическая “отметина”.
И, наоборот, он не будет проявляться там,
где власть отсутствует или где она выступает
лишь в качестве номинальной силы.
Для становления
лоббизма как полноценного института
необходимо существование двух условий:
1) большого многообразия
интересов в обществе, возникающих
вследствие его социальной дифференциации,
расслоения, “специализации”;
2) расширения доступа к
власти на основе политического
плюрализма, что характерно прежде
всего для демократических режимов.В
связи с тем, что власть объективно не
в состоянии удовлетворить одновременно
и наиболее полно все интересы сразу, возникает
проблема очередности, приоритета в их
осуществлении. Отсюда закономерно стремление
различных групп и слоев общества воздействовать
на поведение государства с целью переориентации
политики в свою пользу, стимулировать
его принимать выгодные для этих групп
и слоев управленческие решения. |
|
|
|
62. Политический интерес |
Политический интерес
В обществе всегда действует
совокупность интересов различного
уровня общности, выражающих специфику
взаимоотношений и жизненных
ориентаций различных социальных групп,
слоев, классов, профессий, этнических
образований. Одни интересы выражают долговременные
фундаментальные тенденции существования
социальных общностей — это интересы
классов, наций, общества в целом. Другие,
частичные интересы, выражают специфику
общественных отношений между социальными
группами или частью одной из них
с другими.Сфера образования интересов
— объективные отношения между субъектами
деятельности, и политический интерес
как раз отражает диалектику всеобщего
и особенного, частного. Его своеобразие
заключается в том, что он служит проявлением
властного отношения, т.е. опосредование
взаимодействия общественного и частного
интересов осуществляется с помощью государства,
его институтов. Это такое отношение между
субъектами, когда для удовлетворения
своих потребностей они должны воздействовать
на государство.Политический интерес
служит основой вхождения того или иного
социального субъекта в сферу политических
отношений — процесса политизации. Смысл
ее — во взаимодействии двух тенденций:
одна из них заключается в выходе действий
социальной группы на интересы социальной
целостности, другая — в рассмотрении
государства в качестве основной силы
решения социальных проблем. |
|
64.Политическое решение:
понятие, функции, компоненты |
Политическое решение
Политическое решение
— это осуществляемый в коллективной
или индивидуальной форме процесс
определения задач политического
действия, этапов, способов их достижения,
связь с реализацией власти.
Для эффективности
политического решения как элемента
политического руководства необходима
реализация следующих функций:
1) координации — согласования
усилий разнородной массы людей,
действующих к тому же в
постоянно изменяющихся обстоятельствах;
2) корреляции — внесения
изменений в тактику движения,
особенно при появлении новых
обстоятельств, условий деятельности,
затрудняющих или, наоборот, облегчающих
реализацию поставленной задачи;
3) программирования —
осуществления выбора эффективного
способа сочетания целей и
средств, что в политическом
процессе заключается в поиске
наиболее рационального варианта
деятельности. Благодаря программе
цели приобретают качество реалистичности,
осуществляется учет и оценка
возможностей, а ресурсы не растрачиваются
попусту.
Принятое решение
закрепляется, конкретизируется в акте
планирования политического процесса,
состоящего из следующих компонентов:
— согласования целей и
этапов деятельности политических институтов
и движений, вовлеченных в данный
политический процесс;
— доведения до возможно
большего числа участников действия
его программы;
— оценки обстановки, в которой
будет разворачиваться политическое
действие с целью выявления ее
основных доминант, а также узлов
взаимодействия противоречий и интересов,
от воздействия на которые зависит
успех намечаемого политического
действия;
— принятия мер по созданию
соответствующего психологического настроя
у участников политического процесса,
который бы способствовал, стимулировал
их действия в направлении реализации
выбранной цели.
После принятия политического
решения и выработки действий
по его реализации ситуация обычно
изменяется, возникают новые обстоятельства
и требуется внесение необходимых
изменений как в самое решение,
так и в механизм его выполнения,
что предполагает модификацию целей
и коррекцию времени их достижения,
уточнение средств и способов
решения стратегических задач. Процедура
коррекции решения и тактики
должна существовать на постоянной основе
и осуществляться институтами политической
системы, обладающими для этого
специфическими полномочиями.
66.Восстание, бунт,
мятеж, путч как виды политического проц |
Восстание, бунт, мятеж,
путч как виды политического процесса
Если революция и реформа
нацелены на целостное преобразование
политической системы, к тому же охватывающей
не отдельную область, регион, но всю
страну, нацию, то такой часто встречающийся
политический процесс, как восстание,
имеет по сравнению с ними существенные
отличия. В зависимости от исторической
эпохи, социального состава участников
восстания характеризуются большим
разнообразием, различаются по степени
интенсивности, длительности, по возможности
успеха, уровню организованности, духовным
и психологическим импульсам, которые
вдохновляют участников. Любому восстанию
присущ некоторый уровень организованности,
большую роль здесь играют руководители,
выдвигаются определенные цели, хотя,
как правило, весьма декларативные и нечеткие.
Эти цели находят обоснование в несложной
программе, лозунгах.Наличием определенной
степени организованности, целенаправленности
восстание отличается от бунта — массового
действия, имеющего очень высокую степень
интенсивности; активности его участников,
но еще больше ограниченного временем
протекания, а также проблемой, причиной
его вызвавшей. Бунт — это почти всегда
ответная реакция на какие-либо экстраординарные
действия представителей господствующих
политических групп, государственных
органов, не перерастающая ограниченных
задач сопротивления отдельным действиям
правительства.Мятеж по степени интенсивности,
эмоциональной напряженности близок к
бунту, но в отличие от него имеет еще более
ограниченное число участников. Мятеж
возникает как результат продуманной,
целенаправленной подготовки определенной
группы лиц. Он носит вооруженный характер,
ставка здесь делается на военную силу,
и основное ядро мятежников обычно составляет
армия. С присоединением к его инициаторам
более широкого состава участников мятеж
быстро теряет качество организованного,
целенаправленного действия, приобретает
такие черты, как предельная широта предъявленных
обществу обвинений, нетерпимость к цивилизации,
какому бы то ни было руководству, встает
на путь тотального оспаривания. Человек
здесь всецело подчинен эмоциям, а его
действия все более теряют связь с условиями,
реальными возможностями и потребностями
сложившейся политической ситуации. Мятеж
при такой логике своего развития быстро
приобретает качества бунта, исчерпывает
свой преобразовательный потенциал и
затухает.
Если же массы не присоединяются
к мятежникам, то он становится путчем,
т.е. выражается в вооруженных действиях,
не опирающихся ни на широкую поддержку,
ни на учет ситуации, ни на продуманную
программу. |
|
67.Партийные системы:
типы, природа, особенности |
Партийные системы
В настоящее время в
разных странах действует различное
количество партий, участвующих в
борьбе за политическую власть.
В зависимости от положения
политических партий в политической
системе общества, взаимодействия между
ними, типа самих политических партий
складывается партийная система, под
которой понимается совокупность всех
политических партий, действующих в
данной стране, их взаимоотношения
друг с другом. Данные взаимоотношения
раскрывают степень влияния партий
на принятие решений и характер их
участия в управлении государством.Природа
и особенности партийной системы той или
иной страны обусловлены множеством факторов
— уровнем политической зрелости общества,
его политического сознания и культуры,
историческими традициями, национальным
составом, религиозной ситуацией, расстановкой
социально-классовых сил и т.п. Существенное
воздействие на формирование партийной
системы оказывает действующее законодательство
и прежде всего конституция и избирательные
законы.
Типы партийных
систем:
1) в зависимости от характера
политического режима выделяют
демократические, авторитарные и
тоталитарные партийные системы;
2) в зависимости от количества
партий, борющихся за власть или
влияющих на нее: однопартийные
(в которых обеспечивается исключительное
право одной партии на фактическое
осуществление политической власти
в обществе), двухпартийные (в
которых обеспечивается одной
из двух партий в случае
ее победы на выборах большинство
мест в законодательном органе
или назначение ее кандидатов
на посты президента и вице-президента)
и многопартийные (в которых ни одна
из партий, как правило, не способна завоевать
поддержку абсолютного большинства избирателей,
поэтому правительства чаще всего бывают
здесь коалиционными, т.е. состоящими из
представителей двух или нескольких партий);
3) в зависимости от соотношения
партий с различным политическим
статусом: мажоритарные, доминирующие
и коалиционные;
4) в зависимости от устойчивости
партийной структуры и межпартийных
отношений: стабильные и переходные;
5) в зависимости от характера
межпартийных отношений: конкурентные
и неконкурентные. |
|
|
|
70.Форма государственного
правления: монархия, республика |
Форма государственного
правления
Форма государственного правления
— это элемент формы государства,
характеризующий организацию верховной
государственной власти, порядок
образования ее органов и их взаимоотношения
с населением.
Верховной государственной
властью являются глава государства
(монарх или президент), законодательный
орган, правительство.В зависимости от
положения главы государства формы правления
подразделяются на монархии и республики.Монархия (от
греческого — “единовластие”) — это
форма правления, при которой власть полностью
или частично сосредоточена в руках единоличного
главы государства — монарха (короля,
царя, шаха, императора и т.д.).
Признаки монархии:
— власть передается по наследству;
— осуществляется бессрочно;
— не зависит от воли населения.Монархии
бывают неограниченными, в которых отсутствуют
представительные учреждения народа и
в которых единственным носителем суверенитета
государства является монарх (например,
абсолютные монархии последнего периода
эпохи феодализма, из современных — Саудовская
Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными),
в которых наряду с монархом носителями
суверенитета выступают другие высшие
государственные органы, ограничивающие
его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция,
Норвегия и т.п.).
Монархия была господствующей
формой правления в мире на протяжении
нескольких столетий. В специфической
форме она сохраняется и сегодня
почти в трети стран мира.
Республика (от латинского — “государственные,
общественные дела”) — это форма правления,
при которой глава государства является
выборным и сменяемым, а его власть считается
производной от воли избирателей или представительного
органа.
Признаки республики:
— выборность власти;
— срочность;
— зависимость от воли избирателей.В
зависимости от того, кто формирует правительство,
кому оно подотчетно и подконтрольно,
республики подразделяются на президентские,
парламентские и смешанные. В президентских
республиках (США, Бразилия, Аргентина,
Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно
президент выполняет эту роль, в парламентских
(Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль
и др.) — парламент, в смешанных (Франция,
Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и
др.) — совместно президент и парламент.
В президентской республике
президент избирается независимо от
парламента либо коллегией выборщиков,
либо непосредственно народом и
одновременно является главой государства
и правительства. Он сам назначает
правительство и руководит его
деятельностью. Парламент в данной
республике не может вынести вотум
недоверия правительству, а президент
— распустить парламент. Однако парламент
имеет возможность ограничивать
действия президента и правительства
с помощью принимаемых законов
и через учреждение бюджета, а
в ряде случаев может отстранить
от должности президента (когда он
нарушил конституцию, совершил преступление).
Президент, в свою очередь, наделяется
правом отлагательного вето (от латинского
— “запрет”) на решения законодательного
органа.
В парламентской республике
правительство формируется законодательным
органом и ответственно перед
ним. Парламент может путем голосования
выразить вотум доверия либо вотум
недоверия деятельности правительства
в целом, главы правительства (председателю
совета министров, премьер-министру, канцлеру),
конкретного министра. Официально главой
государства является президент, который
избирается либо парламентом, либо коллегией
выборщиков, либо прямым голосованием
народа. Однако в системе органов
государственной власти он занимает
скромное место: его обязанности
обычно ограничиваются представительными
функциями, которые мало чем отличаются
от функций главы государства
в конституционных монархиях. Реальной
же главой государства выступает руководитель
правительства.Характерной чертой смешанных
(полупрезидентских, полупарламентских)
республик является двойная ответственность
правительства — и перед президентом,
и перед парламентом. В подобных республиках
президент и парламент избираются непосредственно
народом. Главой государства здесь выступает
президент. Он назначает главу правительства
и министров с учетом расклада политических
сил в парламенте. Глава государства, как
правило, председательствует на заседаниях
кабинета министров и утверждает его решения.
Парламент имеет возможность контролировать
правительство путем утверждения ежегодного
бюджета страны, а также посредством права
вынесения правительству вотума недоверия. |
|
|