Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:44, шпаргалка
Политология как наука. Методы, категории и основные функции политологии.
Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Раскрытие содержания политологии становится возможным благодаря существованию ее категориального аппарата. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.
Во-вторых, гражданское общество – это отношения, которые возникают между людьми как представителями тех или иных социальных групп, как носителями тех или иных ролей, функций (учитель – ученик, продавец – покупатель, работодатель – наемный работник и т.п.).
Наконец, гражданское общество – это деятельность различных объединений и организаций, созданных по инициативе самих индивидов для выражения и защиты их интересов. Причем признаком гражданского общества является не просто наличие общественных организаций (они существовали в нашей стране и в период тоталитарного режима, но были созданы по инициативе партии и государства и выполняли в основном идеологические и политические функции – пионерская организация, комсомол, профсоюзы, ветеранские организации), а именно характер их создания и выполняемые ими функции.
Гражданское общество не сводится к какой-либо одной из указанных характеристик, а представляет собой единство, т.е. одновременное сосуществование этих его проявлений. С этой точки зрения гражданское общество может быть определено как совокупность независимых, преследующих свои цели индивидов и их добровольных объединений.
В нашей стране в условиях господства административно-командной системы произошло разрушение всех независимых от централизованной власти общественных структур (в системе интересов и потребностей, в сферах труда, собственности, общественной самодеятельности, творчества, культуры и т.д.) и превращение индивида в обезличенный «винтик» бесконтрольного механизма. Разрушение гражданского общества было достигнуто посредством огосударствления собственности, монополии идеологии, чудовищной гипертрофии роли партии и государства в жизни общества, игнорирования реальных потребностей и интересов, мнения и воли индивидов, различных социальных групп и слоев, наций и народностей. Это привело к отчуждению людей от всех их специфических интересов – социальных, этнических, культурных, религиозных. Реальный плюрализм интересов гражданского общества был заменен неким единым, «всеобщим» абстрактным интересом, право на выражение которого присвоило себе государство.
Фактически была произведена ломка гражданского общества (разрушение его прежних структур и сознательный отказ от формирования новых, т.е. от создания полноправных социальных субъектов, самостоятельных и защищенных в экономическом, политическом и правовом отношениях) и замена его по существу обществом политическим и идеологическим. Вновь государство встало над обществом, подчинив себе и сведя к минимуму его гражданскую жизнь. В таком обществе не государство служит для выражения воли различных составляющих общество групп (выражение воли народа государственными органами становится формальным), а, напротив, народ попадает в тотальную зависимость от власти государства. Тем самым еще раз подтверждается опыт истории: без развитых структур гражданского общества невозможно и правовое государство. Право не только провозглашается, но объективно становится основным регулятором общественных отношений только в обществе с развитыми экономическими отношениями и соответственно реальными субъектами – их носителями.
Сущностью формирования правового государства и гражданского общества в этих условиях является децентрализация общественной жизни, высвобождение ее из-под диктата государства и установление правовых отношений между обществом и государством, обеспечивающих контроль общества над государством.
В соответствии с этим можно выделить следующие основные направления формирования правового государства и гражданского общества в современной России:
1) восстановление свободной
и независимой личности, создание
экономических и юридических
гарантий ее свободы и
2) формирование самостоятельных
экономических субъектов на
3) формирование самостоятельных
общественных субъектов во
4) установление
12. Социальное государство: идейно-теоретические истоки и сущность.
Под социальным государством принято понимать такое устройство жизни в стране, где имеется стремление обеспечить каждого гражданина этого государства достойными условиями жизни. Также для социального государства важно стремление защищать социальные права своих граждан и участвовать в управлении производством. Не последнюю роль в социальном государстве играют и такие сферы жизни, как: здравоохранение, социальное страхование, образование. Социальную политику государства проводят посредством разработанных и принятых программ, которые имеют целью обеспечить всех граждан медицинским обслуживанием, основным общим и средним профессиональным образованием, помогать инвалидам, пенсионерам и другим гражданам, которые по тем или иным причинам нуждаются в защите. В этих программах уделяется также и внимание решению вопросов безработицы, переобучению людей, лишившихся работы, и переобучению молодых граждан.
Таким образом, социальное государство дает возможность своим гражданам получить право на минимальный стандарт благополучия, то есть, как бы предоставляет одинаковые возможности для всех социальных групп населения.
Развитие идей социальной государственности имеет, как минимум, две тенденции. В приложении к англо-американским странам это модель регулирующего государства, сформулированная В. Вильсоном в его труде «Конституционное государство» в 1902 году. По его мнению, такое государство делает минимальным отличие богатства от бедности, защищая граждан от гибельной конкуренции и делая социальную биополярность менее заметной.
Вторая тенденция имеет
Последовательное понимание
13. Характеристика
Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:
выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
равноправие - все имеют равные гражданские и политические
права и свободы, а также гарантии их зашиты;
плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Демократия бывает прямой и представительной.
При прямой демократии решения принимаются
непосредственно всеми
В условиях большой территории прямую
демократию слишком сложно реализовать.
Поэтому государственные
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
14. Сущность и содержание демократии. Исторические формы демократии. Проблема издержек и пределов демократии.
Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Перечислим характерные черты демократического режима.
Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать честными.
Периодическая выборность
основных органов государства. Правительство «рождается»
из выборов на определенный, ограниченный
срок. Для развития демократии недостаточно
регулярно проводить выборы, необходимо,
чтобы она опиралась на выборное правительство.
В Латинской Америке, например, выборы
проводятся часто, но многие латиноамериканские
страны находятся вне демократии, так
как наиболее распространенный способ
смещения президента в них – военный переворот,
а не
выборы.
Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.