Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:44, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука. Методы, категории и основные функции политологии.

Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Раскрытие содержания политологии становится возможным благодаря существованию ее категориального аппарата. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического  участия является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

 

15. Политические партии: понятие,  признаки, функции, типология.

 

Политическая  партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия.

 

Основные  признаки:  
 
основная цель деятельности – завоевание и осуществление политической власти в обществе;

наличие детально разработанной политической программы и устава партии;  
наличие организованной структуры на всех уровнях;  
активное участие в избирательных кампаниях;  
поддержка сторонников;  
обоснование политических целей;

 

Функции:

 

1. Функция выявления и  формирования наиболее существенных  интересов тех социальных групп  или классов, интересы которых  данная партия собирается отстаивать  и на политическую поддержку  которых партия рассчитывает  опереться в своей борьбе за  власть. Эта функция реализуется  посредством составления партийных  программ, предвыборных платформ  партий, политических заявлений  партийных съездов, а также  при помощи широкого пропагандирования этих документов среди населения. Эту функцию можно обозначить как идейно-теоретическую или же функцию артикуляции интересов электората.

2. Электоральная. Ее суть  состоит в том, что партии  обычно выступают в качестве  наиболее активных субъектов  борьбы за завоевание политической  власти: подбирают и выдвигают  кандидатов на выборные должности,  координируют ход предвыборной  борьбы, участвуют в финансировании  избирательных кампаний и т.п.

3. Участие в реализации  государственной власти через  фракции в парламенте, а также  через своих представителей, которых  партия сумела провести на  те или иные выборные должности(мэры, губернаторы, сенаторы, президент) или государственные посты (министры, руководители органов местной исполнительной власти и т.д. )

4. Политическая активизация и консолидация политических усилий широких слоев избирателей. Формами такой активизации могут стать политическая агитация в печати, по радио, телевидению, на митингах, проведение собраний, шествий и т.п. Существуют и иные, более современные технологии активизации широких слоев населения, которые основаны на использовании новейших достижений в таких сферах знания как обработка и передача информации.

5. Формирование кадрового  резерва профессиональных политиков,  отбора наиболее подходящих кандидатов  на различные политические должности.  Иногда эту функцию обозначают  как функцию «политического рекрутирования».

6. Роль партии в качестве своеобразного связующего звена между обществом и государством, между народом и властью.

Типология (классификация) партий

По социальной

направленности 

программы

и деятельности

  • Социал-демократические;
  • либерально-демократические;
  • коммунистические;
  • классовые;
  • националистические;
  • расовые;
  • фашистские;
  • религиозные;
  • государственно-патриотические;
  • народные

По идейным основаниям

деятельности 

  • Доктринальные (защита своей идеологии);
  • прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий);
  • харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера)

По методам выполнения

программы

  • Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);
  • реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений)

По характеру 

политических действий

  • Реакционные;
  • консервативные;
  • умеренные;
  • радикальные;
  • экстремистские

По представительству 

в высших органах 

государственной власти и отношению 

к официальной политике

  • Правящие;
  • оппозиционные (легальные,

полулегальные и нелегальные)

По месту 

в политическом спектре 

  • Левые;
  • центристские;
  • правые

По стилю общения 

между партийными

лидерами и рядовыми членами

  • Демократические;
  • антидемократические

По организационной структуре 

  • Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);
  • лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов);
  • авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов)

По характеру членства

  • Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью);
  • массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)

По виду партийного

руководства

  • Коллективного руководства;
  • руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;
  • личностного руководства;
  • консенсусного руководства

 

 

16. Партийные системы.  Специфика партийной системы  современной России.

 

Партийные системы различаются  по количественному и качественному  критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.

В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую  партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.

Согласно Конституции России в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. В то же время после создания партии «Единая Россия» и выборов в Госдуму 2003 года в стране фактически сложилась партийная система с доминирующей партией, при которой только одна партия обладает реальной политической властью, имея квалифицированное большинство как в федеральном парламенте, так и в представительных органах власти регионального и местного уровня, а также контролируя исполнительную власть почти во всех регионах, городах и районах.

К началу 2012 года в России было всего 7 партий, и каждая новая попытка зарегистрировать новую партию не удавалась, но после массовых акций протеста 2011 года законодательство было либерализовано, что привело к резкому увеличению числа партий. В 2012 году было зарегистрировано 46 новых партий и ещё 1 партия (РПР) была восстановлена. По состоянию на 13 мая 2013 года в РФ официально зарегистрировано 65 политических партий. На 13 мая 2013 года зарегистрированы 119 организационных комитетов, ставящих целью создать политическую партию.

17. Избирательные системы  современности: их достоинства  и недостатки.

Особенности избирательной  системы России.

 

В российской научной литературе существует два подхода к пониманию  понятия "избирательная система" — широкий и узкий.

Избирательная система в  широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Избирательная система в  узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно  узкий смысл, также как и дореволюционные  отечественные авторы не выделяли избирательной  системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано  с нормативным введением в  оборот понятия избирательная система  в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д.

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование  за конкретного кандидата или  за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.

 

 

Мажоритарная избирательная  система

Система формирования ИВ выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство  называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное  большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется  при решении конституционных  вопросов.

Гибридная избирательная  система

Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или  общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно  партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом  или конференцией), мажоритарная избирательная  система превращается в гибридную  избирательную систему.

Пропорциональная избирательная  система

Система формирования выборных органов власти через партийное  представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом  соответствии с числом набранных  партиями голосов.

Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии

Часто распределение  осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра)

Определяется  обычно путем деления общего числа  действительных голосов на число  мандатов, приходящихся на данный избирательный  округ.

Если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн. голосов  делим на 100. Получается 600.000

После этого от каждого партийного списка мандаты  получают столько человек, сколько  раз квота укладывается в собранное  партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн. голосов. Это делим на 600 тыс. Получается 2,5 места

Избирательная система в  России

Избирательный барьер –7%, со следующих выборов(в 2016 году)- 5%

Но он «плавающий», т.к. может понижаться, если за две  партии подано 60 и менее процентов  или если за 1 список подано более 60% голосов

Сумма голосов  избирателей, поданных за списки, делится  на 450 (государственная дума состоит  из 450 депутатов). Полученный результат  есть первое избирательное частное. Допустим, проголосовало 100 млн. Делим  на 450 = 222.222

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное

Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских  мандатов, которые получает соответствующий  федеральный список кандидатов в  результате первичного распределения  депутатских мандатов

  • Преодолели барьер 3 списка:

Итого: 390 мандатов. Остались нераспределенными 60 мандатов

  • Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов

Нераспределенные  депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам  кандидатов, у которых оказывается  наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения (в нашем случае –  партия М, затем партия Y, затем - Х)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"