Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".
Морализаторские. Моральные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями. Решающий фактор прогрессивных преобразований в обществе – нравственное совершенствование его граждан. В политике недопустимы аморальные цели, методы и средства достижения цели. Традиция единства политики и морали, зародившаяся на Востоке, была востребована и на Западе;
Ценностно-негативные. Оправдываются нарушения моральных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. Впервые эта теория получила своё развитие в труде «Государь» Н. Макиавелли, который освободил политику от морали и обосновал её самостоятельный статус;
Компромиссные. Признаётся необходимость соблюдения моральных норм и принципов в политике, обязательного учёта специфики политики и морали;
При рассмотрении взаимоотношения политики и морали в современной политической науке исследователи обращают своё внимание на актуальные вопросы: понятия «свобода», «насилие», «справедливость» в политическом контексте. Проблему соотношения политики и морали изучают как политологи, так и философы.
В связи с активизацией деятельности международных террористических организаций, всё чаще рассматривается моральные аспекты терминов «насилие», «свобода».
Политика и мораль взаимодополняют друг друга в системе социального регулирования, акцентируя своё внимание на единстве индивидуального и социального.
Пренебрежение политиками моральными нормами подрывает социальную эффективность их деятельности, неизбежно приводящими к дестабилизации общества последствиями. Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразования в обществе, утвердить ценности и идеалы одухотворяющие человека.
11. Виды, типы, формы и средства политики.
По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:
• экономическая — регулирование
отношений между гражданами и
социальными группами в экономической
сфере;
• социальная — регулирование отношений
между гражданами, социальными группами
по поводу их места в обществе;
• национальная — регулирование отношений
между нациями, национальными группами;
• культурная — регулирование отношений
между гражданами, социальными группами
в духовной жизни;
• государственно-
по уровням:
• местная — регулирование вопросов местного
значения, связанных с развитием муниципального
объединения (села, города, района);
• региональная — регулирование вопросов,
связанных с развитием региона (субъекта
федерации);
• общегосударственная — регулирование
вопросов, связанных с развитием общества
в целом;
• международная — регулирование отношений
между государствами, группами государств
на международной арене;
• мировая (глобальный уровень) — регулирование
вопросов, связанных с решением глобальных
проблем современности;
по объему:
• стратегическая (долгосрочная) — выбор
наиболее значимых приоритетов развития
общества, стратегических долговременных
целей, определение путей и способов их
достижения, генерального курса;
• тактическая (краткосрочная, текущая)
— решение текущих вопросов, выработка
и реализация оперативных решений;
по функциям государства (по области распространения):
• внутренняя политика — регулирование
отношений между гражданами и социальными
группами в различных сферах внутри государства;
• внешняя политика — регулирование отношений
между государствами, группами государств
и другими субъектами международных отношений
на международной арене.
В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.
Основными формами политической власти являются:
Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим.
Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регуляцию и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а кое-где и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и тому подобное. Все это наносит вред истинной демократии, взрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, угрожает социальными конфликтами.
Формы политической власти различают и за критерием главного субъекта правления. К ним принадлежат:
Современные исследователи
выделяют еще власть партократии (
Политическая власть воплощается через механизм властных отношений. Польский политолог Ежи Вятр предложил такую его структуру:
Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями является:
1. Интегративная (заключается в объединении социально-политических сил общества);
2. Регулятивная (направляет политическую волю масс на регуляцию жизнедеятельности общества, правотворчество);
3. Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде всего общезначимых);
4. Стабилизирующая (нацеленность
на устойчивое развитие
12. Политическая власть, ее структура и функции.
Политическая власть– это определяющее влияние,
основанное на отношении господства руководства
с целью волевого воздействия на деятельность
и поведение людей с помощью методов принуждения,
убеждения, интереса. Политическая власть
необходима для организации общественного
производства, которое невозможно без
подчинения всех участников единой воле,
для поддержания целостности и стабильности
общества.
Власть в обществе имеет свои параметры:
– масштабы власти – характеристика значения,
размаха, размеров влияния той или иной
власти;
– время власти – период функционирования
данной власти, данного органа государственной
власти;
– объем власти – количество власти, сосредоточенное
в данных руках или органах;
– пространство власти – определенные
площади, территории и регионы, в пределах
которых данная власть эффективна или
формально функционирует.
Характерные
признаки политической власти:
– верховенство власти – обязательность
властных решений для всего общества;
– моноцентричность власти – существование
единого государственного центра принятия
политических решений;
– всеобщность власти – функционирование
власти на основе права от имени всего
общества;
– наличие многообразия ресурсов власти
– экономических, нравственных, социальных,
культурных и т. д.
Ресурсы
власти– это средства, которыми
субъект политических отношений влияет
на объект политических отношений для
достижения поставленных целей. Выделяют
ресурсы власти экономические, социальные,
культурно-информационные, принудительные,
демографические.
Экономические
ресурсы– материальные ценности
– деньги, техника, земля, полезные ископаемые,
необходимые для процессов производства
и потребления.
Социальные
ресурсы– группы и слои общества,
чья поддержка необходима власти для проведения
своей политики.
Культурно-
Принудительные
ресурсы– оружие, армия, суд,
прокуратура, полиция, силовые ведомства.
Демографические
ресурсы– основа воспроизводства
всех остальных видов ресурсов власти
– люди.
Основные компоненты структуры власти
– субъект и объект власти.
Субъект
власти– обладатель, носитель
власти, воплощающий в себе направляющее
начало. Субъектами власти могут быть:
политический лидер, нация, народ, правящий
класс, политическая элита, государство,
политическая партия, группа интересов.
Объект власти– руководимые субъектом власти
граждане, социальные группы, организации,
движения.
Для демократического общества характерно,
что общество может быть и объектом, и
субъектом власти. В обществе недемократическом
(авторитарном, тоталитарном) народ –
это только объект власти.
Отношение объекта политической власти
к ее субъекту может быть различным: от
добровольного подчинения до ожесточенного
сопротивления. Это зависит от того, какие
требования предъявляются объекту, какие
методы воздействия. Например, патриархальные
традиции формируют покорный, зависимый
народ, а традиции демократические – активное
в гражданском плане население.
Структура власти
Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.
13. Основные концепции политической власти.
Нормативно-формалистическая концепция. Согласно с ней источником и содержанием власти является система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистской (лат. legitimus - законный). Она выходит из того, что закон выступает и как правовой, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III ст. до н.э. при существовании абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизирована. В настоящее время в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона - основной регулирующей нормы.
Органистическая концепция. Ее содержанием являются разные версии функционализма, структурализма и солидаризма, которые определяют в целом общественные функции власти, которые приуменьшают или игнорируют ее классовый характер. Например, согласно структурно-функционалистской теории власть - это особенный вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль лица в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.
В русле органистической концепции власти находится и элитная теория власти. Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite - лучше, отборное, выбранное), призванной управлять массами людей неэлитного состояния, всеми социальными процессами в обществе. Относительно понимания сущности элиты в настоящее время нет единодушия. Одни относят к ней активнейших в политике, другие - высокопрофессиональных или богатых лиц. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов изменения господствующих элит (“круговорот элит”). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство - основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинение других. Власть возникает как имманентное (внутренне предопределенное) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту теорию за то, что она не учитывает существования “среднего класса”, который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поляризованость и элитность.
Субъективно-психологическая концепция. Она объясняет власть как врожденное инстинктивное стремление человека к власти, господству вплоть до агрессии. Среди доктрин - бихевиористская теория власти. Она ориентирует на исследование индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть истолковывается и как цель, и как средство. Согласно с взглядами американского политолога Г. Лассуела, любое влияние на политику приравнивается к стремлению к власти. В политике все является властью, а любая власть является политикой. К субъективно-психологическому направлению примыкает инструменталистский подход к пониманию власти - сводке ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения.
Индивидуалистско-
Марксистская концепция власти. Беря за основу, прежде всего экономические интересы, которые определяют содержание и форму реализации классовых интересов, она толкует политическую власть как господство определенного класса. Согласно Марксу, тот класс, который владеет средствами производства, а, следовательно, и большей частью национального богатства, диктует свою волю в обществе. В его руках государственная власть, которая защищает его же интересы.
В настоящее время популярной является реляционистская теория власти, которая истолковывает власть как межличностные отношения, которые дают возможность осуществлять волевое влияние на индивида и изменять его поведение. Потому американский социолог П. Блау определяет власть как способность одного индивида (группы лиц) навязывать свою волю другим, не пренебрегая такими средствами, как страх, наказание и т.д.
Политическая власть– наличие возможностей у тех
или иных политических сил оказывать воздействие
на общество, разрабатывать и осуществлять
политику на основе баланса интересов
социальных групп. Понятие «политическая
власть» отражает способность и возможность
индивидов или групп оказывать определяющее
воздействие на общество, проводить свою
волю в управлении им, мобилизовывать
большие массы людей на достижение поставленных
целей, а также регулировать отношения
между определенными социальными группами.
Политическая наука на протяжении всей
истории своего существования пыталась
изучить природу власти и представляла
различные ее интерпретации.
Марксистская
школа (К. Маркс)связывает феномен
власти с отношениями собственности и
экономическим господством правящего
класса. Политическая власть является
лишь порождением экономической власти,
а государство является институтом экономически
господствующего класса, который при помощи
государства становится еще и политически
господствующим классом и приобретает
новые средства для подавления и эксплуатации
угнетенного класса.
Бихевиористская
школа (Г. Лассуэлл)трактует власть как
особый тип поведения в человеческом обществе:
одни должны руководить, направлять, управлять,
другие – подчиняться, следовать.
Натуралистическая
школа (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, А. Гельвеций)предполагает, что человеку
как существу натуралистическому, природному
свойственно стремиться к власти, возвыситься
над другими (своеобразное проявление
инстинкта выживания) либо починяться
(как безоговорочное подчинение вожаку
племени в древние времена). Политика и
власть суть не божественный дар, как они
трактовались средневековыми богословами,
а обычные земные явления. Власть и политику
необходимо отделять от морали и религии.
Макиавелли ввел в научный оборот понятие
«государство» для обозначения политически
организованного общества.
Системная
школа (Т. Парсонс, Д. Истон)основывается на понимании
власти как способности социальной системы
реализовывать коллективные цели, обеспечивая
таким образом собственную стабильность.
Психологическая
школа (З. Фрейд)разделяет взгляды
бихевиористов на власть как результат
поведения индивидов. Однако акцент делается
ими на раскрытии субъективной мотивации
подобного поведения, выявлении его источников
в сознании и подсознании человека.
Структурно-
Реляционистская
школа (М. Вебер)трактует власть как
межличностное отношение, позволяющее
одним индивидам оказывать воздействие
на других, направлять, изменять, преобразовывать
их поведение. При этом Вебер, например,
понимает под государством такой политический
институт, который претендует на монополию
легитимного (законного) насилия. Государство,
по Веберу, есть такое отношение господства
людей над людьми, которое опирается на
легитимное насилие как средство управления.