Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".
14. Легитимность власти и ее типы.
Легитимное отношение к правовым нормам страны - одно из современных представлений о сущности власти, при которой правовые нормы имеют демократическое содержание и выплывают из суверенитета народа как абсолютного первоисточника закона.
Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами.
Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой по крайней мере, части населения.
Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основных субъекта:
Разные возможности
Легитимность может изменять характер и степень поддержки власти и ее институтов. В связи с этим можно говорить о кризисах легитимности.
Кризис легитимности - снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные смены их ролей и функций.
В современных условиях общественно-политического
развития кризисы легитимности, вызванные
неспособностью органов власти осуществлять
свои функции, нелегитимными формами
насилия над людьми, несостоятельностью
правительства адаптироваться к
динамическому изменению
15. Особенности политической власти в современной России.
принцип разделения властей – норма построения политических институтов в современных демократических обществах. Государственную власть в Российской Федерации на уровне законодательной власти осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать представительство населения страны в целом с представительством субъектов Федерации.
Совет Федерации (верхняя палата) осуществляет в числе прочих следующие полномочия.
1. Назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности.
2. Утверждение указов
Президента о введении
3. Утверждение изменения
территориальных границ
4. Назначение на должность
судей, Генерального прокурора
и освобождение от данных
5. Вопросы возможного использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.
Государственная Дума (нижняя палата) ведает следующими вопросами.
1. Решает вопрос о доверии
Правительству Российской
2. Дает согласие на
назначение Председателя
3. Назначает на должность
и освобождает от нее
4. Объявляет амнистию.
5. Выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности.
Полномочия Президента РФ
1. Является главой государства.
2. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
3. Определяет основные
направления внутренней
4. Принимает необходимые
меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее
5. Обеспечивает слаженное
функционирование и
6. Представляет интересы
Российской Федерации на
Полномочия Правительства РФ
1. Разрабатывает проект
федерального бюджета,
2. Обеспечивает проведение
единой государственной
3. Обеспечивает проведение единой финансовой и денежной политики.
4. Управляет федеральной собственностью.
5. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан РФ.
6. Принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализует внешнюю политику страны.
Судебная власть на федеральном уровне представлена в Российской Федерации Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.
Полномочия Конституционного Суда РФ
1. Дает толкование Конституции РФ.
2. Разрешает дела в
соответствии с Конституцией
РФ, федеральными законами, нормативными
актами органов
3. Решает вопросы компетенции
органов государственной
Верховный Суд РФ – высший судебный орган по уголовным, гражданским и иным делам.
Высший Арбитражный Суд – высший судебный орган, разрешающий экономические споры.
16. Понятие и структура политической системы.
Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Система в политологии – все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.
Любая система общества,
в том числе и политическая
система, представляет собой целостное,
упорядоченное множество
Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
Структура политической системы:
– политическая организация общества, включающая в себя государство;
– политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;
– политическое сознание, характеризующее
психологические и
– социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
– политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
– политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Полит система – способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов.
Под системы:
1. институциональная – различные организации, институты.
2. Нормативная – правовые и моральные нормы, традиции, а так же полит культура в целом.
3. Функциональная – способы, методы рабочей системы, полит режим
4. Коммуникативная – формы взаимосвязи внутри самой сисмы и с др системами.
Структура политической системы включает в себя 5 подсистем:
1. институциональная подсистема (т.е. организации и учреждения)
- государство;
- политическая инфраструктура (политическая партия, общеполитические движения и организации, лоббистские группы);
- средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);
- церковь;
2. нормативная подсистема
- политические и правовые нормы (Конституция, уставы, кодексы);
- моральные нормы;
3. идеологическая подсистема
(совокупность политических
4. коммуникативная подсистема (политические отношения, т.е. отношения между классами, социальными группами, нациями, партиями по поводу власти);
5. культурная подсистема (комплекс типичных для данного общества политических стереотипов, ценностей и поведения).
17. Механизм функционирования политической системы.
американский политолог Д. Истон, которого многие специалисты считают основателем теории политических систем. В работах “Политическая система” (1953), “Предел политического анализа (1965) он представил политическую систему как развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы - команды. [c. 298]
У системы есть вход, на который из окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы - требования и поддержка. На выходе системы - политические решения, осуществляются политические действия, направленные на их реализацию. Требования - первый вид входящих импульсов. Характер требований самый разнообразный. Они могут касаться распределения благ и услуг, расширения возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования законодательства о браке, здравоохранении, обеспечении общественной безопасности и т. п.
Второй вид входящих импульсов
- поддержка. Она выступает в разных
формах: материальной (выплате налогов,
различных обложений, труд на общественных
началах, усердная воинская служба); соблюдение
законов и директив государственной
власти; активное участие в политической
жизни с целью сохранения и
утверждения политических ценностей;
почтительное отношение или уважение
к власти, государственной символике
(к гимну, флагу, официальным ритуалам).
Поддержка, оказываемая системе, усиливается,
когда система удовлетворяет
запросы и требования граждан. Без
достаточной поддержки
Импульсы - требования и импульсы-поддержки должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию. Может наступить ее стагнация.
Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависят в значительной степени от типа политической системы. Антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способности защищать интересы народа. Поэтому такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Демократические, [c. 299] конституционные политические системы, как правило, рассматривают запросы и требования, идущие от различных групп населения, как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.
На выходе системы - “исходящие”
легитимные, обязывающие политические
решения, действия по их реализации. Продукты
деятельности политической системы
могут приобретать разные формы
и содержание: распределение товаров
и услуг, поощрений и стимулов,
законодательные акты регулирующие
поведение граждан в различных
ситуациях; постановления, касающиеся
возврата долгов системе; уточнение
или введение политических символов;
заявления о политической линии
и намерениях и т. п. Обычно все
вышеназванные “исходящие”
Подход Д. Истона в определении модели политической системы не дает возможности объяснить почему порой правительство принимает решения, которые не исходят из требований граждан, более того, часто противоречат их интересам и требованиям. Взять к примеру, решение американских правящих кругов о развязывании войны во Вьетнаме или решение правящей группы политбюро ЦК КПСС о вводе войск в Афганистан. В этих решениях народ, конечно же, никак не был заинтересован. Можно было сослаться и на другие весьма непопулярные политические акции. Принятие такого рода политических решений продиктовано импульсами (требованиями), исходящих не из внешней социально-культурной среды, а от внутренней правящей элиты, принимающей решения.
18. Функции политической системы.