М. Вебер источниками власти считал:
Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)
Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)
Самый примитивный источник
власти — применение или угроза применения
грубой силы, насилия (деспотическая власть
отца семейства, власть уголовного преступника
над его жертвами).
К методам прямого насилия нередко
прибегает и государство. Но гораздо чаще
власть в государстве базируется на институтах
юридического права. Облекать государственное
принуждение в добродетельные упаковки
учил правителей ещё Никколо Макиавелли.
В современном, постоянно усложняющемся
мире способность человека подчинить
себе других людей всё больше зависит
от его умственных способностей. Интеллектуальная
власть бывает порой куда более эффективной,
чем грубое насилие. Даже в уголовном мире
авторитет главаря определяется зачастую
не столько его физическими данными, сколько
способностью спланировать безнаказанное
преступление.
Моральная власть, апеллирующая
к справедливости, честности, долгу и другим
нравственным ценностям, более эффективна
в тех случаях, когда её носитель способен
служить в этом отношении примером для
других.
Физические, интеллектуальные,
психологические и нравственные возможности
индивидуализированы, ими человек может
обладать самостоятельно, без видимой
зависимости от других людей. Социальным
источником власти является право, прежде
всего право собственности.
Организационная власть (административный
ресурс) тем заметнее, чем сложнее
управляемый социальный организм. Именно
она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве,
но и в крупных корпорациях и общественных
организациях.
В последнее время в источник
власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как
«четвёртая власть». Меньше обращается внимания
на циркулирование информации внутри
бюрократических структур, фильтрующих
и изменяющих её.
Виды власти
Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий
всех его органов.
Законода́тельная
власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение
властей, законодательная власть принадлежит
отдельному государственному
органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных
органов также входит утверждение правительства,
утверждение изменений в налогообложении,
утверждение бюджета страны, ратификация
международных соглашений и договоров,
объявление войны. Общее наименование
органа законодательной власти — [правительство].
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной
и независимой[1] публичной власти в государстве,
представляющий собой совокупность полномочий
по управлению государственными делами.
Таким образом, исполнительная
власть представляет собой систему
государственных органов, осуществляющих
эти полномочия. Основное назначение исполнительной
власти в России — организация практического
исполнения Конституции РФ и законов Российской
Федерации в процессе управленческой
деятельности, направленной на удовлетворение
общественных интересов, запросов и нужд
населения. Она осуществляется путем реализации
государственно-властных полномочий методами
и средствами публичного, преимущественно административного
права.
Судебная власть
В соответствии с принципом разделения
властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной
властью) ветвей является судебная.
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека
или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Концепции и трактовки
институциональная: власть рассматривается как способность социальных институтов выполнять свои функции.
бихевиористская: власть контролирует поведение граждан.
способность правительства
управлять
согласие граждан подчиниться
социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.
телеологическая концепция
власти.
биологическая концепция
власти.
психоаналитическая
концепция власти.
мифологическая концепция
власти.
структурно-функциональная
концепция власти.
конфликтологическая теория власти.
Основные черты политической власти
Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
первичные — крупные социальные группы со своими интересами
вторичные — органы государственной
власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
закрепление в законах полномочий
субъекта правления
чёткий механизм реализации
решений политической власти на практике
принцип (функционального) разделения власти
легальность (законное основание для власти)
легитимность (поддержка власти обществом)
Функции
интегрирующая (интеграция
общественных интересов)
контролирующая (обеспечение правопорядка)
Функции политической власти напрямую
связаны с функциями государства во внутренней
и внешней политике.
Ресурсы
Как всякая власть одних людей над другими,
политическая власть может иметь различные
источники, ресурсы, трактуемые обычно
как совокупность средств, использование
которых обеспечивает субъекту доминирование
над объектом. Существуют различные подходы
к их классификации, в том числе — по сферам
общественной жизнедеятельности, содержащим
соответствующие ресурсы: экономическим,
социальным, культурно-информационным,
силовым, демографическим. Инструментальный
подход позволяет структурировать сами
средства подчинения.
Не располагая никаким специфическим
ресурсом, политическая власть способна
через государство интегрировать и задействовать
все другие, что конкурировать с ней никакая
иная власть не в состоянии. За счёт этого
она выполняет свои основные функции.
Методы
принуждение (субъект властных
отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)
убеждение (посредством пропаганды
и др.)
манипулирование информацией
побуждение (субъект предлагает
объекту некое вознаграждение за подчинение)
Управленческая власть
Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков,
отличающих государство от общественного
строя. Обычно противопоставляется общественной
власти. Появление публичной власти
связано с возникновением первых государств.
Символическая власть
Бурдье описывает символическую
власть как способность формировать или
изменять категории восприятия и оценки
социального мира, которые в свою очередь
могут оказывать непосредственное влияние
на его организацию.
14. Элементы власти. Объект
и субъект власти. Принципы властного
взаимоотношения.
Власть как общественное отношение
управления – исполнения предполагает
наличие следующих элементов:
• присутствие не менее двух партнеров
(субъекта, обладающего властью, и объекта,
вынужденного подчиняться). Субъектом
и объектом могут быть как отдельные лица,
так и группы лиц, организации, государства
и т.д.;
• приказ осуществляющего власть, т.е.
выражение им воли по отношению к подвластным.
Приказ, как правило, сопровождается угрозами
применения соответствующих санкций в
случае неповиновения или обещаниями
определенных поощрений при своевременном
исполнении;
• подчинение объекта воле того (тех),
кому принадлежит власть;
• наличие общественных норм, устанавливающих,
что от дающий приказы имеет на это право,
а тот, кому эти приказы адресованы, обязан
им подчиняться.
В современной политической
науке исходным является понимание незаменимости
власти в развитии и функционировании
общества. Общество поэтому и является
обществом, что совокупность людей объединена
взаимодействием, обменом и властью. М.Вебер
основной аспект политики видел в стремлении
участвовать во власти и в распределении
власти. Поэтому основное содержание политики
можно свести к борьбе за власть и сопротивление
власти.
Власть существует везде, где
есть устойчивое объединение людей: в
семье, производственных коллективах,
различного рода организациях и учреждениях,
во всем государстве. Существуют разнообразные
определения власти, что отражает сложность
и многоаспектность этого явления. Можно
выделить следующие важнейшие ее трактовки:
1. Телеологические /с точки
зрения целей/ определения характеризуют
власть как способность достижения
поставленных целей, получения намеченных
результатов.
2. Бихевиористские трактовки
рассматривают власть как особый тип поведения,
при котором одни люди командуют, а другие
подчиняются. Здесь особое внимание обращается
на субъективную мотивацию власти. Человек
видит во власти средство улучшения жизни:
приобретения богатства, престижа, свободы,
безопасности и т.д.
3. Психологические интерпретации
власти, пытаются раскрыть субъективную
мотивацию этого поведения, истоки
стремления к власти, коренящиеся
в сознании и подсознании людей.
Стремление к власти и особенно
обладание ею выполняют функцию
субъективной компенсации физической
или духовной неполноценности.
4.Системный подход исходит
от производности власти от
существующей в обществе социальной
системы, трактует власть как
способность системы обеспечивать
исполнение принятых обязательств,
направленных на реализацию коллективных
целей.
5.Структурно-функционалистские
интерпретации власти рассматривают
ее как способ самоорганизации
человеческой общности, основанный
на целесообразности разделения
функций управления и исполнения.
Без власти невозможно коллективное
существование человека, совместная
жизнедеятельность людей.
6.Реляционистские определения
рассматривают власть как отношение
между двумя партнерами, агентами,
при котором один из них
оказывает определяющее воздействие
на второго. В этом случае власть
предстает как взаимодействие
ее субъекта и объекта, при
котором субъект с помощью
определенных средств контролирует
объект.
Для возникновения властных
отношений необходимо, чтобы субъект обладал
рядом качеств. В первую очередь – это
само желание властвовать, воля к власти,
которая проявляется в распоряжениях
и приказах. Одного желания руководить,
властвовать для субъекта власти недостаточно.
Для этого он должен быть компетентным,
знать суть дела, состояние и настроение
подчиненных, уметь использовать ресурсы,
обладать авторитетом. Не последнюю роль
играет и внутренняя организованность
субъекта.