Ядерная проблема КНДР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Ядерная проблема КНДР существует и, по моему мнению, будет существовать вечно. В самом факте переговоров или факте стремления к переговорам Пхеньян видит гарантии безопасности режима, а в той экономической помощи, которую он получает за участие в переговорах (от Пекина) или в моменты ослабления напряженности (от мирового сообщества), - источник своего хозяйственного выживания. КНДР манипулирует миром, заставляя его жить по ее правилам. Вопрос только в том, насколько это серьезно, и могут ли, на первый взгляд, такие достаточно привычные «выходки» Северной Кореи действительно превратится в реальную угрозу всему человечеству.

Вложенные файлы: 1 файл

ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР.docx

— 34.74 Кб (Скачать файл)

 

ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР

 

Введение

 

ядерный оружие программа переговоры

 

Северокорейская ядерная  проблема стала в последние годы предметом повышенной озабоченности  со стороны мирового сообщества и  постоянной темой обсуждения как в многостороннем формате, так и в ходе двусторонних контактов между заинтересованными государствами.

 

Ситуация вокруг Корейского полуострова была достаточно напряженной  в течение фактически всех последних  шести десятилетий. Пережив в начале пятидесятых кровопролитную четырехлетнюю войну, полуостров стал ареной сложного, порой драматического процесса межкорейского урегулирования. Дополнительную сложность существующих здесь политических проблем обусловливало то обстоятельство, что в этой части Северо-Восточной Азии пересекаются интересы не только непосредственно находящихся в ней двух корейских государств, но и четырёх крупнейших мировых держав - России, Китая, США и Японии.

 

Однако в конце 2002 года Корейский полуостров стал, бесспорно, главной болевой точкой всего  Азиатско-Тихоокеанского региона. Причиной резкого обострения обстановки стали претензии Северной Кореи на обладание ядерным оружием в условиях, когда эта страна находится вне контроля Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и вне рамок Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)

 

Ядерную программу КНДР можно  разделить на два составных этапа. Первый- с середины 50-х до конца 70-х, - когда закладывались основные исследования КНДР в ядерной области, создавалась  соответствующая инфраструктура, начиналась подготовка научных и технических  кадров. Эта деятельность осуществлялась при содействии СССР, частично КНР. Второй этап - с конца 70-х по настоящее  время. Данный период характеризуется  развитием научно-производственной базы в основном с опорой на собственные  силы, одновременно сопровождается попытками  привлечения значительной иностранной  помощи для создания атомно-энергетического  комплекса в стране, способного существенно  снизить остроту энергетического  кризиса в КНДР. В это же время  КНДР присоединяется к ДНЯО, возникают  кризисы 1993-94, 2002-2003 годов, связанные  с выполнением обязательств КНДР по ДНЯО и соглашению об осуществлении  гарантий МАГАТЭ.

 

1. История возникновения

 

.1 Ядерная программа КНДР. 50-е -70-е гг.

 

История развития ядерных  исследований, создания обширной ядерной  инфраструктуры, подготовки специалистов в области военных технологий в КНДР показывает, что около двадцати последних лет своей жизни  Ким Ир Сен придавал первостепенное значение их ракетно-ядерной направленности. Он одним из первых среди лидеров  стран третьего мира оценил значение нового оружия и, несмотря на серьезные  трудности, стал добиваться овладения  им. Первый наглядный урок ему преподали  США, когда нанесли атомные удары  по Хиросиме и Нагасаки. Ошеломляющие результаты этих «натурных» испытаний  нового оружия наглядно показали северокорейскому вождю, что атомная бомба отнюдь не «бумажный тигр» и применение ее в военных целях может сыграть  решающую роль в достижении победы над противником. Второй урок ему  был преподан во время Корейской  войны 1950-1953 годов, когда военно-политическое руководство США практически  рассматривало возможность использования  ядерного оружия против Северной Кореи. В опубликованном после войны  отчете министерства авиации «Воздушная война в Корее» указывалось, что  эти планы, в частности, предусматривали  сбрасывание 40-килотонной бомбы в  районе Тхончхона и шести бомб в треугольнике Пхенган-Чхорвон-Кимхва. В результате нанесения этих ударов должна быть уничтожена крупная группировка  северокорейских войск, что по замыслу  командования США, привело бы к решающему  перелому в ходе всей кампании. Однако Г. Трумэн не решился отдать второй в своей жизни приказ о применении ядерного оружия. Ким Ир Сен оказался прилежным учеником и создание огромной армии, оснащение ее разнообразным  вооружением и военной техникой, разработка ядерного оружия стало одной  из главных целей КНДР.

 

Еще в 1947-1950 годах советскими специалистами проводились геологоразведочные работы по поиску запасов урановых руд на территории КНДР. В те же годы на обнаруженных месторождениях сооружались  рудники. Советский Союз вывез из КНДР около 9 тысяч тонн урансодержащей руды.

 

Первые признаки интереса северокорейского руководства к  ядерной энергии относятся к  декабрю 1952 года, когда было принято  решение об организации Научно-исследовательского института атомной энергии при  Академии наук КНДР. Однако реализовать  серьезную программу по использованию  ядерной энергии в то время  было невозможно, поскольку Северная Корея не располагала необходимыми для этого кадрами специалистов.

 

В середине 1950-х годов было принято решение о подготовке собственных научно-технических  кадров в области ядерных исследований. В 1956 году было подписано соглашение между СССР и КНДР о помощи в  подготовке северокорейских специалистов. Студенты из КНДР проходили обучение в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ), в Московском высшем техническом училище им. Баумана (МВТУ) и в Московском авиационном институте (МАИ). Северокорейские специалисты проходили стажировку в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Всего в Советском Союзе прошли обучение и стажировку около 300 студентов и специалистов из КНДР.

 

В середине 1950-х годов в  КНДР было создано еще несколько  научно-исследовательских организаций  в области ядерной физики. В 1955 году был создан НИИ радиохимии, и было принято решение о создании НИИ ядерной физики. Основной задачей  этих институтов было проведение научных  исследований в области ядерной  физики, а также подготовка необходимых  собственных научно-технических  кадров.

 

В 1959 году было подписано  межправительственное соглашение между  КНДР и СССР о сотрудничестве в  области мирного использования  ядерной энергии. В том же году КНДР заключила аналогичное соглашение с Китайской Народной Республикой.

 

Соглашение 1959 года между  СССР и КНДР послужило основой  для развития совместной деятельности в области мирного использования  ядерной энергии. На основании этого  соглашения стороны подписали ряд  так называемых договоров Серии 9559, которые касались таких областей взаимного сотрудничества, как проведение геологических изысканий, создание ядерного исследовательского центра (в  то время в КНДР этот объект именовался «мебельной фабрикой»), а также подготовка северокорейских специалистов7.

 

В результате проведенных  совместных геологических изысканий  было выбрано место для строительства  Центра ядерных исследований на правом берегу реки Куронган в 8 километрах от уездного города Ненбене в провинции  Пхенан-Пукдо. Центр находится в 92 километрах севернее столицы страны Пхеньяна. Строительство центра было начато в 1961 году, а в 1964 году Центр  ядерных исследований начал свою работу. Советские специалисты участвовали  в строительстве центра и помогали организовать его работу на начальном  этапе. Ключевые посты в новом  центре заняли представители первого  поколения северокорейских специалистов, вернувшихся на родину после окончания  обучения в СССР.

 

В рамках межгосударственного  соглашения о сотрудничестве в области  мирного использования ядерной  энергии, СССР поставил для центра в  Ненбене исследовательский ядерный  реактор бассейнового типа ИРТ-2000 (или  ИРТ-2М) тепловой мощностью 2 МВт. Сооружение реактора началось в 1962 году, и было завершено в 1965 году. С этого момента  Центр ядерных исследований в  Ненбене стал играть ключевую роль в ядерной программе КНДР.

 

Кроме того, в середине 1960-х  годов СССР поставил для центра в  Ненбене радиохимическую лабораторию, известную в КНДР как Лаборатория  по производству изотопов, бетатрон Б-25, кобальтовую гамма-установку К 60000 и другое оборудование. Бетатрон Б-25 позволял проводить исследование структуры материалов с помощью электронов, ускоренных до энергии в 25 МэВ. Кобальтовая гамма-установка К 60000 позволяла облучать различные материалы гамма-излучением изотопа кобальт 60 общей активностью в 60000 Кюри. Советский Союз также поставил для центра в Ненбене критсборку тепловой мощностью 0,1 МВт на двуокиси урана с обогащением до 10%.

 

Общие затраты на организацию  Центра ядерных исследований в Ненбене  составили около 500 миллионов долларов в ценах 1962 года.

 

В 1965 году, после завершения основных строительных работ в Центре ядерных исследований в Ненбене, советские специалисты уехали из КНДР. Однако сотрудничество продолжилось в форме авторского надзора за эксплуатацией бетатрона и кобальтовой  гамма-установки, а также в виде поставок Советским Союзом топлива для исследовательского реактора ИРТ-2000.

 

В 1970-х годах Северная Корея  проводила исследования в области  создания собственного полного ядерного топливного цикла. Видимо тогда же по указанию политического руководства  страны северокорейские ученые начали изучать возможности создания собственного ядерного оружия.

 

В 1974 году КНДР стала членом Международного агентства по атомной  энергии (МАГАТЭ), что предоставило ей доступ к открытым материалам по вопросам создания ядерно-энергетической инфраструктуры. Поскольку Северная Корея не являлась в то время участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), она не заключала соглашения о полномасштабных гарантиях  с МАГАТЭ. Тем не менее, в 1977 году КНДР подписала трехстороннее соглашение о гарантиях с МАГАТЭ и СССР. В соответствии с этим соглашением  под гарантии МАГАТЭ были поставлены исследовательский реактор ИРТ-2000 и урановая критсборка.

 

Существует информация, что  в середине 1970-х годов Северная Корея обращалась к КНР за помощью  в развитии своей ядерной оружейной  программы. В 1977 году представители  КНДР присутствовали при проведении китайского ядерного испытания.

 

1.2 Ядерная программа КНДР 1970-2003 гг.

 

Вторая очередь крупного строительства в Ненбене начинается с 1980 года. КНДР начала сооружать собственный  реактор типа Магнокс 5 Мвт (электр.), завод по производству топливных  сборок. Одновременно строится завод  по рафинированию урановой руды (в UO2) в Пьянсане. С 1985 года разворачивается  строительство 50 Мвт (эл.) реактора в  Ненбене, 200 Мвт (эл.) в Тэчоне, предприятия  по переработке ОЯТ в Ненбене.

 

декабря 1985 года КНДР подписала  ДНЯО. Это было одно из условий СССР по оказанию содействия Пхеньяну в  строительстве 4 блоков (ВВЭР-440) АЭС. Изыскательские работы проводились вплоть до 1991 года, когда сотрудничество было прекращено из-за отказа КНДР оплачивать уже выполненные работы.

 

С 1985 по 1992 год с переменным успехом продолжались переговоры о  заключении соглашения между КНДР и  МАГАТЭ о применении полномасштабных  гарантий. Пхеньян обусловливал его  заключение политическими условиями, в т.ч. прогрессом в нормализации отношений Север - Юг. В итоге соглашение было заключено только в январе 1992 года. В соответствии с ним под  гарантии Агентства были поставлены: исследовательский реактор ИРТ, 5 Мвт реактор, завод по производству топлива по переработке ОЯТ, хранилище  ЯТ, подкритическая сборка (Пхеньян). Согласно первоначальному заявлению КНДР об имевшихся ядерных материалах, она располагала около 100-300 г. плутония, выделенного в ходе переработки  поврежденных топливных стержней, изъятых  во время остановки в 1989 году 5 Мвт  реактора. МАГАТЭ, однако, обнаружило несоответствие между заявленным количеством и  результатами анализов, проведенных  в местах хранения радиоактивных  отходов в Ненбене, которые свидетельствовали  о возможности наличия у КНДР недекларированного плутония.

 

Первый ядерный кризис КНДР.

 

В мае 1992 года началась инспекционная  деятельность МАГАТЭ в КНДР. Реакцией на настойчивые требования допустить  специнспекции двух объектов, которые  не были заявлены Пхеньяном как ядерные, а являлись, по его утверждению, военными, стало заявление правительства  КНДР от 12 марта 1993 года о выходе из ДНЯО.

 

В ответ Россия полностью  приостановила сотрудничество с  КНДР в ядерной области, в т.ч. строительство АЭС с легководными реакторами (ЛВР) в районе Синпхо, и  активизировала продвижение своей  инициативы о проведении международной  конференции по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова  для нахождения в комплексе взаимоприемлемых развязок узла корейских проблем. Резолюция  СБ ООН от 11 мая 1993 года с призывом к Пхеньяну вернуться в ДНЯО и продолжить сотрудничество с МАГАТЭ была расценена Северной Кореей как вмешательство в ее внутренние дела и посягательство на суверенитет страны.

 

В июне 1993 года КНДР в обмен  на обязательства США не вмешиваться  в ее внутренние дела и не угрожать применением силы заявила о «приостановлении»  вступления в силу решения о выходе из ДНЯО. Пхеньян обусловил свое окончательное решение о продолжении  участия в Договоре урегулированием  военно-политических вопросов на Корейском  полуострове и нормализацией  своих отношений с США.

 

июня 1994 года КНДР в ответ  на решение Совета управляющих МАГАТЭ после недопущения инспекторов  Агентства на отдельные объекты  о прекращении техсодействия  Пхеньяну в осуществлении ряда проектов заявила о выходе из МАГАТЭ и об отказе от инспекций Агентства.

 

 

Результатом первого ядерного кризиса стало подписание рамочного  соглашения 21 октября 1994 года между  КНДР и США, предусматривавшее замораживание  всей ядерной деятельности Пхеньяна и поставки мазута в КНДР на время  строительства там АЭС с ЛВР, на завершающей стадии которого КНДР должна возобновить полное выполнение своих обязательств по соглашению о  гарантиях с МАГАТЭ.

 

В марте 1995 года представителями  Республики Корея, США и Японии в  развитие Рамочного соглашения было подписано соглашение о создании международного консорциума «Организация энергетического развития Корейского полуострова» (КЕДО) для строительства  в КНДР АЭС. Затем к деятельности консорциума присоединился ЕС.

 

В августе 1997 года в КНДР (район  Синпхо) были начаты практические работы по строительству АЭС. КНДР неоднократно предъявляла США обвинения в  недобросовестном выполнении обязательств по Рамочному соглашению.

 

В ходе визита в КНДР зам. Госсекретаря США Дж. Келли 3-5 октября 2002 года северокорейцы, по его словам, признали, что КНДР осуществляет ядерную программу.

 

Пхеньян разъяснил, что он увязывает решение ядерного вопроса  на Корейском полуострове с заключением  договора о ненападении между  КНДР и США.

 

ноября 2002 года Совет управляющих (СУ) МАГАТЭ одобрил без голосования  резолюцию, в которой признается, что осуществление КНДР военной  ядерной программы, или осуществление  какой-либо иной скрытой ядерной  деятельности, было бы нарушением ее международных  обязательств (в т.ч. ДНЯО и соглашения с МАГАТЭ о гарантиях) и осуждаются публичные заявления Пхеньяна о  праве на обладание ядерным оружием.

 

Второй ядерный кризис КНДР.

 

декабря 2002 года было обнародовано заявление северокорейской стороны  о возобновлении своей ядерной  программы, которая была заморожена по Рамочному соглашению 1994 года между  КНДР и США в обмен на строительство  к 2003 году АЭС и поставку мазута для  ТЭС до завершения строительства. Такое  решение КНДР пыталась оправдать  действиями США, которые требовали  отказа КНДР от своей ядерной программы  и прекратили поставки мазута. В  конце декабря КНДР убрала камеры наблюдения и пломбы со всех ядерных  объектов, а также предложила инспекторам  МАГАТЭ покинуть КНДР.

Информация о работе Ядерная проблема КНДР