Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:07, реферат
Ядерная проблема КНДР существует и, по моему мнению, будет существовать вечно. В самом факте переговоров или факте стремления к переговорам Пхеньян видит гарантии безопасности режима, а в той экономической помощи, которую он получает за участие в переговорах (от Пекина) или в моменты ослабления напряженности (от мирового сообщества), - источник своего хозяйственного выживания. КНДР манипулирует миром, заставляя его жить по ее правилам. Вопрос только в том, насколько это серьезно, и могут ли, на первый взгляд, такие достаточно привычные «выходки» Северной Кореи действительно превратится в реальную угрозу всему человечеству.
ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР
Введение
ядерный оружие программа переговоры
Северокорейская ядерная проблема стала в последние годы предметом повышенной озабоченности со стороны мирового сообщества и постоянной темой обсуждения как в многостороннем формате, так и в ходе двусторонних контактов между заинтересованными государствами.
Ситуация вокруг Корейского полуострова была достаточно напряженной в течение фактически всех последних шести десятилетий. Пережив в начале пятидесятых кровопролитную четырехлетнюю войну, полуостров стал ареной сложного, порой драматического процесса межкорейского урегулирования. Дополнительную сложность существующих здесь политических проблем обусловливало то обстоятельство, что в этой части Северо-Восточной Азии пересекаются интересы не только непосредственно находящихся в ней двух корейских государств, но и четырёх крупнейших мировых держав - России, Китая, США и Японии.
Однако в конце 2002 года Корейский полуостров стал, бесспорно, главной болевой точкой всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Причиной резкого обострения обстановки стали претензии Северной Кореи на обладание ядерным оружием в условиях, когда эта страна находится вне контроля Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и вне рамок Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)
Ядерную программу КНДР можно
разделить на два составных этапа.
Первый- с середины 50-х до конца 70-х,
- когда закладывались основные исследования
КНДР в ядерной области, создавалась
соответствующая
1. История возникновения
.1 Ядерная программа КНДР. 50-е -70-е гг.
История развития ядерных
исследований, создания обширной ядерной
инфраструктуры, подготовки специалистов
в области военных технологий
в КНДР показывает, что около двадцати
последних лет своей жизни
Ким Ир Сен придавал первостепенное
значение их ракетно-ядерной
Еще в 1947-1950 годах советскими
специалистами проводились
Первые признаки интереса
северокорейского руководства к
ядерной энергии относятся к
декабрю 1952 года, когда было принято
решение об организации Научно-
В середине 1950-х годов было
принято решение о подготовке
собственных научно-
В середине 1950-х годов в
КНДР было создано еще несколько
научно-исследовательских
В 1959 году было подписано
межправительственное соглашение между
КНДР и СССР о сотрудничестве в
области мирного использования
ядерной энергии. В том же году
КНДР заключила аналогичное
Соглашение 1959 года между
СССР и КНДР послужило основой
для развития совместной деятельности
в области мирного
В результате проведенных
совместных геологических изысканий
было выбрано место для
В рамках межгосударственного
соглашения о сотрудничестве в области
мирного использования ядерной
энергии, СССР поставил для центра в
Ненбене исследовательский
Кроме того, в середине 1960-х
годов СССР поставил для центра в
Ненбене радиохимическую
Общие затраты на организацию Центра ядерных исследований в Ненбене составили около 500 миллионов долларов в ценах 1962 года.
В 1965 году, после завершения
основных строительных работ в Центре
ядерных исследований в Ненбене,
советские специалисты уехали из
КНДР. Однако сотрудничество продолжилось
в форме авторского надзора за
эксплуатацией бетатрона и
В 1970-х годах Северная Корея проводила исследования в области создания собственного полного ядерного топливного цикла. Видимо тогда же по указанию политического руководства страны северокорейские ученые начали изучать возможности создания собственного ядерного оружия.
В 1974 году КНДР стала членом
Международного агентства по атомной
энергии (МАГАТЭ), что предоставило
ей доступ к открытым материалам по
вопросам создания ядерно-энергетической
инфраструктуры. Поскольку Северная
Корея не являлась в то время участником
Договора о нераспространении ядерного
оружия (ДНЯО), она не заключала соглашения
о полномасштабных гарантиях
с МАГАТЭ. Тем не менее, в 1977 году
КНДР подписала трехстороннее
Существует информация, что в середине 1970-х годов Северная Корея обращалась к КНР за помощью в развитии своей ядерной оружейной программы. В 1977 году представители КНДР присутствовали при проведении китайского ядерного испытания.
1.2 Ядерная программа КНДР 1970-2003 гг.
Вторая очередь крупного
строительства в Ненбене
декабря 1985 года КНДР подписала ДНЯО. Это было одно из условий СССР по оказанию содействия Пхеньяну в строительстве 4 блоков (ВВЭР-440) АЭС. Изыскательские работы проводились вплоть до 1991 года, когда сотрудничество было прекращено из-за отказа КНДР оплачивать уже выполненные работы.
С 1985 по 1992 год с переменным успехом продолжались переговоры о заключении соглашения между КНДР и МАГАТЭ о применении полномасштабных гарантий. Пхеньян обусловливал его заключение политическими условиями, в т.ч. прогрессом в нормализации отношений Север - Юг. В итоге соглашение было заключено только в январе 1992 года. В соответствии с ним под гарантии Агентства были поставлены: исследовательский реактор ИРТ, 5 Мвт реактор, завод по производству топлива по переработке ОЯТ, хранилище ЯТ, подкритическая сборка (Пхеньян). Согласно первоначальному заявлению КНДР об имевшихся ядерных материалах, она располагала около 100-300 г. плутония, выделенного в ходе переработки поврежденных топливных стержней, изъятых во время остановки в 1989 году 5 Мвт реактора. МАГАТЭ, однако, обнаружило несоответствие между заявленным количеством и результатами анализов, проведенных в местах хранения радиоактивных отходов в Ненбене, которые свидетельствовали о возможности наличия у КНДР недекларированного плутония.
Первый ядерный кризис КНДР.
В мае 1992 года началась инспекционная деятельность МАГАТЭ в КНДР. Реакцией на настойчивые требования допустить специнспекции двух объектов, которые не были заявлены Пхеньяном как ядерные, а являлись, по его утверждению, военными, стало заявление правительства КНДР от 12 марта 1993 года о выходе из ДНЯО.
В ответ Россия полностью
приостановила сотрудничество с
КНДР в ядерной области, в т.ч.
строительство АЭС с
В июне 1993 года КНДР в обмен
на обязательства США не вмешиваться
в ее внутренние дела и не угрожать
применением силы заявила о «приостановлении»
вступления в силу решения о выходе
из ДНЯО. Пхеньян обусловил свое
окончательное решение о
июня 1994 года КНДР в ответ на решение Совета управляющих МАГАТЭ после недопущения инспекторов Агентства на отдельные объекты о прекращении техсодействия Пхеньяну в осуществлении ряда проектов заявила о выходе из МАГАТЭ и об отказе от инспекций Агентства.
Результатом первого ядерного
кризиса стало подписание рамочного
соглашения 21 октября 1994 года между
КНДР и США, предусматривавшее
В марте 1995 года представителями Республики Корея, США и Японии в развитие Рамочного соглашения было подписано соглашение о создании международного консорциума «Организация энергетического развития Корейского полуострова» (КЕДО) для строительства в КНДР АЭС. Затем к деятельности консорциума присоединился ЕС.
В августе 1997 года в КНДР (район Синпхо) были начаты практические работы по строительству АЭС. КНДР неоднократно предъявляла США обвинения в недобросовестном выполнении обязательств по Рамочному соглашению.
В ходе визита в КНДР зам. Госсекретаря США Дж. Келли 3-5 октября 2002 года северокорейцы, по его словам, признали, что КНДР осуществляет ядерную программу.
Пхеньян разъяснил, что он
увязывает решение ядерного вопроса
на Корейском полуострове с
ноября 2002 года Совет управляющих (СУ) МАГАТЭ одобрил без голосования резолюцию, в которой признается, что осуществление КНДР военной ядерной программы, или осуществление какой-либо иной скрытой ядерной деятельности, было бы нарушением ее международных обязательств (в т.ч. ДНЯО и соглашения с МАГАТЭ о гарантиях) и осуждаются публичные заявления Пхеньяна о праве на обладание ядерным оружием.
Второй ядерный кризис КНДР.
декабря 2002 года было обнародовано
заявление северокорейской