Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:46, курсовая работа
Целью данной работы является Выявление резервов повышения эффективности предпринимательской деятельности ЗАО «Волна».
Исходя из поставленной цели, были определены задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы экономической эффективности предпринимательства;
- определить основные направления повышения эффективности предпринимательской деятельности;
- провести анализ экономических показателей предпринимательской деятельности;
- определить пути повышения эффективности предпринимательской деятельности на микроуровне ЗАО «Волна»;
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.......................................7
Сущность предпринимательства и его роль в экономике России..................................................................................................................7
Факторы влияния на предпринимательскую деятельность.......................................................................................................17
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМА РОСТА.........................................................................................23
2.1. Анализ экономических показателей предпринимательской деятельности......................................................................................................23
2.2. Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности на микроуровне..........................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................37
Создание в России в течение последнего десятилетия частных страховых организаций, принятие специальных законов и законодательных актов, направленных на регулирование отношений в области страхования, рост показателей сбора страховой премии (в 2001 году она составила 276,6 млрд. руб.) и страховых выплат населению и организациям (171, 8 млрд. руб.) – все это свидетельствует о создании и определенных успехах в развитии страхового рынка в России. Однако доля страховых премий российского ВВП в течение последних лет не превышала 3%, а размер страховой премии на душу населения – 66 долл. США. Это существенно уступает среднестатистическим показателям развития мирового страхового рынка (например, в странах ЕЭС доля страховых премий в ВВП составила в 2001 году 8,3%, а размер страховой премии на душу населения – 1341 долл.). Доля российского страхового рынка в совокупной страховой премии мирового страхового рынка – 2,2 трлн. долл. США (2001 г.) составила менее 0,5%10.
Социо-культурные факторы включают морально-этические
нормы в обществе, уровень общего и профессионального
образования, а также профессионально-
Природные и демографические факторы включают природно-климатические условия, запасы полезных ископаемых и энергоносителей, землю, воду и их качество, численность и половозрастную структуру населения, уровни показателей рождаемости и смертности, состояние здоровья населения (качество генофонда), его территориальное распределение. Перечисленные факторы определяют длительные тенденции в развитии общества и национального производства и, следовательно, направлений предпринимательства. Вместе с образовательными характеристиками населения они в основном определяют отраслевое распределение и размещение предприятий, уровень издержек и возможности национальной рабочей силы, ее соответствие требованиям современного предпринимательства.
Широко распространено мнение, что Россия богата природными ресурсами и это действительно так. Однако в добыче и использовании этих ресурсов назревают существенные проблемы. Одна из них связана с сокращением разведанных запасов. При любом варианте экономического развития России минерально-сырьевые ресурсы в ближайшие 15-20 лет будут важным фактором стабилизации и роста экономики. В начале 90-х годов минерально-сырьевые и энергетические ресурсы обеспечивали около 70% валового национального продукта. Динамика развития и смены энерготехнологий обуславливается не столько техническими проблемами, сколько капиталоемкостью энергопроизводства и существующими темпами инвестиций. Инвестиционные проблемы начинают угрожать добывающему комплексу, поскольку воспроизводство запасов по отношению к добыче составляет для нефти менее 1/3, газа – 1/6, угля – 1/2, меди – 1/10, цинка – 1/3 и т.д. Из-за значительной выработанности запасов природных ресурсов происходит ухудшение качества добываемых нефти и газа, из-за значительной амортизации возрастают затраты на содержание транспортной инфраструктуры12.
Недостаточные инвестиции в добывающий комплекс, подготовку новых запасов полезных ископаемых, задержки во внедрении новых технологий - все это может негативно отразиться на экономическом развитии страны.
С учетом насущных проблем российской экономики и общества важнейшим вопросом является выбор наиболее эффективных форм предпринимательской деятельности. Очевидно, что общий подход должен состоять в том, чтобы с максимальной отдачей использовать:
- имеющиеся экономические и правовые возможности,
- интеллектуальный и трудовой потенциал общества,
- существующие материальные и финансовые ресурсы,
- производственный аппарат.
При этом подходе необходимо учитывать специфику конкретного вида предпринимательской деятельности. Все многообразие предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным признакам:
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМА РОСТА
2.1. Анализ экономических
показателей
Закрытое Акционерное Общество (в дальнейшем по тексту ЗАО) «Волна» является российской сетью продовольственных магазинов
ЗАО «Волна» зарегистрировано регистрационно-правовым отделом администрации г. Москва 16 августа 2002 года.
Местонахождение и юридический адрес – Россия, 121099 Московская обл., г. Москва, ул. Михаила Нагибина, 14.
Предприятие филиалов, представительств и дочерних предприятий не имеет.
ЗАО «Волна» занимает лидирующее положение среди конкурентов по количеству действующих магазинов, и второе место по товарообороту после сети «Пять».
Основными показателями эффективности компаний в конкурентной борьбе является то, какое количество потребителей предпочитает совершать покупки именно в этой сети магазинов.
Так, согласно проведенным исследованиям, абсолютным лидером в сегменте является «Пять», в которой в течение 6 месяцев совершали покупки порядка 60% респондентов, а 28% опрошенных регулярно покупают в магазинах сети. На втором месте по узнаваемости – «Копейка» (48% и 14% соответственно).
Наиболее посещаемой сетью супермаркетов является «Континент» (51% - покупка в течение последних 6 месяцев, 14% - регулярные покупки), на втором месте – «Рамстор» (48% и 13%), а на третьем – «Шайба» (48% и 11%).
Помимо конкурентов, наиважнейшим фактором внешней среды сети ЗАО «Волна» являются поставщики продукции.
Помимо отношений поставки со сторонними юридическими лицами ЗАО «Волна» ведет работу с подрядчиками также по другим направлениям своей деятельности13.
Функции торгового предприятия ЗАО «Волна» обусловлены функциями торговли как экономической категории. Основная функция — продажа (реализация) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную. Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет множество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товара.
Основной целью на предприятии в отношении потребителя выступает привлечение новых сегментов покупателей за счет расширения ассортимента товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширения видов деятельности и ввода в действие новых торговых площадей.
Обозначенные цели и направления их достижения определяют стратегию деятельности предприятия ЗАО «Волна» как стратегию роста и обеспечения устойчивого положения на рынке.
В таблице 2 проведен анализ конкурентоспособности в сегменте супермаркетов конкуренции сети ЗАО «Волна».
Таблица 2
Анализ конкурентоспособности14
Анализ конкурентоспособности | ||||||
номер по порядку |
Показатели |
ЗАО «Волна» |
ОАО «Пять» |
“Шайба” |
||
1 |
расположение |
8 |
9 |
10 |
0,89 |
0,80 |
2 |
уровень дохода |
6 |
3 |
9 |
2,00 |
0,67 |
3 |
доля рынка |
5 |
3 |
8 |
1,67 |
0,63 |
4 |
уровень коммуникаций |
9 |
5 |
9 |
1,80 |
1,00 |
5 |
система организации сбыта |
10 |
4 |
10 |
2,50 |
1,00 |
6 |
широта ассортимента |
10 |
5 |
10 |
2,00 |
1,00 |
7 |
уровень сервиса |
10 |
6 |
9 |
1,67 |
1,11 |
8 |
исследования и разработки |
10 |
6 |
10 |
1,67 |
1,00 |
9 |
квалификационный состав кадров |
10 |
7 |
8 |
1,43 |
1,25 |
10 |
система контроля качества товаров |
9 |
6 |
8 |
1,50 |
1,13 |
Из таблицы конкурентоспособности мы видим, что наше предприятие ЗАО «Волна», в сравнении с ОАО «Пять» превысили абсолютно все показатели, кроме месторасположения. Фирма «Шайба» является сравнительно большим конкурентом и имеет преимущества в месторасположении, доли рынка и самым главным на предприятии, уровнем дохода.
Поставщики с точки зрения системного подхода организации это механизм преобразования входов и выходов. Основными разновидностями входов на предприятии ЗАО «Волна» являются непрерывный приток продуктов, товаров розничного потребления, капитал для роста и процветания фирмы и рабочая сила.
Внутренняя среда организации вычисляется внутренними переменными, то есть ситуационными факторами внутри организации. Основными внутренними переменными в какой либо организации считаются цели, структура, задачи, технологии и люди (работники).
К целям деятельности ЗАО «Волна» относятся: внедрение новой техники и передового опыта, сложность работ, операций по расчетам с поставщиками и предприятиями. Значительное количество технологий основывается на использовании компьютеров, что позволяет экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами.
Информация об экономических ресурсах компании и их использовании полезна для прогнозирования ее способности создавать денежные средства в будущем. Такой прогноз требует проведения анализа активов, включая анализ оборачиваемости средств, помещаемых в активы предприятия, или оборачиваемости активов, анализ оборотного капитала и инвестиций в основной капитал.
Для получения информации о ликвидности и платежеспособности, необходимой для прогнозирования способности компании выполнить в срок свои финансовые обязательства, проводится анализ текущей платежеспособности.
Данные по платежеспособности и финансовой устойчивости ЗАО «Волна» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Платежеспособности и финансовой устойчивости ЗАО «Волна»15
Показатели |
2010г. |
2011г. |
Выручка |
5082 |
7452 |
Поставщики и подрядчики |
1039 |
1094 |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
18 |
28 |
Задолженность перед бюджетом |
39 |
38 |
Прочие кредиторы |
2 |
1 |
Капиталы и резервы |
2733 |
3583 |
Внеоборотные активы |
3097 |
4052 |
Оборотные активы |
857 |
737 |
Долгосрочные обязательства |
0 |
0 |
Краткосрочные обязательства |
1221 |
1206 |
Таблица 4
Расчеты по платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия16
Показатели |
2010г. |
2011г. |
Средняя месячная выручка |
423,5 |
621 |
Общая степень платежеспособности |
2,9 |
1,9 |
Коэффициент задолженности перед другими организациями |
2,6 |
1,9 |
Собственный капитал в обороте |
-364 |
-469 |
Коэффициент задолженности в фискальной системе |
0,135 |
0,106 |
Коэффициент автономии |
0,69 |
0,75 |
Коэффициент капитализации |
0,4 |
0,3 |
Средняя месячная выручка по сравнению с 2010 годом увеличилась и в 2011 году составила 621тыс. рубль.
Степень платежеспособности уменьшилась. Это связано с увеличением средней месячной прибыли и отсутствием долгосрочных обязательств. В 2011году по сравнению с 2010годом происходит уменьшение срока платежеспособности с 2,9 до 1,9месяца. Можно сказать, что данное предприятие является платежеспособным, так как может погасить свои обязательства в течение полугода.
Коэффициент задолженности перед другими организациями показывает, что предприятие может расплатиться со своими задолженностями в среднем в течение двух месяцев. Этот показатель определяет, в какие сроки организация сможет расплатиться со своими кредиторами при условии сохранения средней месячной выручки в отчетном периоде, если не осуществляется никаких текущих расходов, а всю выручку накапливать на расчеты с кредиторами.
Данному предприятию не хватает собственного капитала в обороте и к отчетному периоду этот недостаток увеличивается.
Коэффициент задолженности в фискальной системе показывает срок, в течение которого организация может погасить свою задолженность перед бюджетом. В 2010 году этот коэффициент составил 0,135 месяца, а в 2011году – 0, 106 месяца.