Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.

Содержание

Введение.....................................................................................................................7

1. Понятие и виды монополистической деятельности. Ограничение конкуренции органами власти......................................................................................10
2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции........................................15
3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции................................................17
4. Государственное регулирование монополистической деятельности
4.1. Государственный антимонопольный контроль............................................20
4.2. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий......................................................................................................................24
4.3. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных
монополий................................................................................................................25
4.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства..29
4.5. Разграничение полномочий органов государственной власти по регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий....................31
4.6. Уведомление антимонопольного органа о сделках и действиях.............37
5. Особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
5.1. Антимонопольное регулирование в области связи.......................................39
5.2. Антимонопольное регулирование энергетики...............................................42
5.3. Антимонопольные требования к торгам........................................................45

Заключение...............................................................................................................49

Библиографический список.....................................

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентное право_Курсовая_ЕрмаковаЮН_412.doc

— 619.00 Кб (Скачать файл)

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 N 161 утверждены Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (далее - Правила N 161), которые определяют порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования.

Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключенных операторами сетей связи договоров о присоединении сетей электросвязи с соблюдением требований, установленных Правилами N 161 (п. 8).

В соответствии с п. 22 Правил N 161 оператор сети местной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика между сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения.

 

 

5.2. Антимонопольное регулирование энергетики

 

Энергетика - одна из ключевых сфер экономики. Жизнедеятельность общества и развитие реального сектора экономики напрямую зависят от надежности и эффективности работы энергетического сектора.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в этой сфере и потребителей электрической энергии устанавливают Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), а также Законы N N 135-ФЗ и 147-ФЗ.

Задачи Федеральной антимонопольной службы на оптовом рынке электроэнергии:

1) не допустить манипуляции ценами за счет:

- злоупотребления доминирующим  положением поставщиками электроэнергии;

- вертикальной интеграции (в том числе ограничения поставок  топлива);

- горизонтальной интеграции (аффилированности генерирующих  компаний, способных вместе влиять  на цену);

- соглашений и согласованных  действий (между производителями, производителями  и инфраструктурой - СО-ЦДУ, АТС, ФСК);

2) обеспечение свободного  и недискриминационного выхода  потребителей и производителей  на оптовый рынок;

3) содействие развитию  производства и передачи электроэнергии в целях развития конкуренции.

Задача ФАС на розничном рынке электроэнергии - обеспечить формирование конкуренции за счет:

- разделения конкурентных  и естественно-монопольных видов  деятельности;

- создания условий для  выхода местных энергоснабжающих организаций на оптовый рынок;

- проведения справедливых  конкурсов за статус гарантирующих  поставщиков;

- контроля недискриминационного  доступа к сетям (потребителей, независимых  энергосбытовых компаний);

- создания условий реализации  права выбора потребителя поставщика электроэнергии.

Порядок определения критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность устанавливается Правительством РФ.

В п. 3 ст. 25 Закона N 35-ФЗ указано, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- доля установленной мощности  генерирующего оборудования или  доля выработки электрической  энергии с использованием указанного  оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20%;

- доля приобретаемой или  потребляемой электрической энергии  и (или) мощности в границах соответствующей  зоны свободного перетока превышает 20%.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ или при осуществлении контроля за экономической концентрацией может быть установлено, что положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке не является доминирующим, несмотря на превышение указанной выше доли.

Антимонопольным органом может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей меньше 20% исходя из наличия доминирующего положения такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынках топлива и (или) установления факта, что хозяйствующий субъект (группа лиц) оказывает или способен оказывать в соответствующих зоне или зонах свободного перетока определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию в определенный период состояния оптового рынка, характеризующийся отсутствием возможности замены поставляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии объемом поставок электрической энергии иных хозяйствующих субъектов или замены потребляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии объемом потребления электрической энергии (мощности) иными потребителями, а также исходя из иных условий, определенных в установленном Правительством РФ порядке и связанных с обращением электрической энергии и мощности в зоне свободного перетока.

В отношении субъектов оптового рынка, занимающих доминирующее положение либо манипулирующих и (или) имеющих возможность манипулирования ценами на оптовом рынке, в целях предупреждения злоупотреблений и недопущения манипулирования ценами могут быть применены в порядке, определенном Правительством РФ, следующие меры:

- государственное регулирование  цен (тарифов);

- ограничение цен в  ценовых заявках;

- введение ограничения  в виде условия о подаче  только ценопринимающих заявок;

- обязательство участника  оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования.

В п. 6 ст. 25 Закона N 35-ФЗ указано, что в соответствии с порядком, установленным антимонопольным законодательством РФ, с учетом особенностей, определенных Правительством РФ, может быть осуществлено принудительное разделение хозяйствующего субъекта в случае неоднократного злоупотребления доминирующим положением, в том числе осуществления таким субъектом манипулирования ценами на оптовом или розничных рынках либо иной монополистической деятельности.

Субъекты оптового и розничных рынков (за исключением потребителей электрической энергии - физических лиц) обязаны:

- обеспечивать регулярное  представление в антимонопольный  орган информации о своей деятельности  в соответствии со стандартами, установленными указанным органом;

- предоставлять должностным  лицам антимонопольного органа  беспрепятственный доступ к любой  другой информации о своей деятельности.

Федеральный антимонопольный орган обеспечивает контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам.

Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с Законом N 35-ФЗ, антимонопольным законодательством РФ и утверждаемыми Правительством РФ правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2009 по делу N А33-12683/08).

Федеральный антимонопольный орган в целях осуществления контроля за состоянием конкуренции на оптовом и розничных рынках принимает участие в процедуре согласования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, удовлетворяющих критериям (в том числе размеру активов или объему оказываемых услуг), определенным Правительством РФ.

 

 

5.3. Антимонопольные требования к торгам

 

Любой гражданско-правовой договор как форма отношений между партнерами определяет их взаимные права, обязанности и ответственность, а также является гарантией исполнения договорных обязательств каждой стороной сделки. Гражданское право не запрещает субъектам гражданско-правовых отношений заключать договор посредством торгов, правила проведения которых установлены ст. ст. 447 - 449 ГК РФ.

В п. 1 ст. 447 ГК РФ указано, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Организатором торгов может выступать:

- собственник вещи или  уполномоченный им обладатель  имущественного права на нее;

- специализированная организация  или иное лицо, которые действуют  на основании договора с собственником  вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

Понятно, что при использовании первого варианта собственник вещи совмещает в себе две роли - заказчика и организатора торгов.

Обратите внимание: в некоторых случаях, предусмотренных ГК РФ или иными законами, договоры о продаже имущества могут заключаться исключительно путем проведения торгов, на что прямо указывает п. 3 ст. 447 ГК РФ. В частности, на основании ст. 350 ГК РФ такие правила распространяются на предметы залога. Или другой пример - продажа предприятия должника, на что указывает ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Гражданское право предусматривает две формы торгов - конкурс и аукцион, которые по степени открытости делятся на открытые и закрытые.

Стать участником открытых торгов может любое лицо, имеющее желание и возможность поучаствовать в торгах.

В закрытом конкурсе или аукционе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Все участники торгов должны предварительно внести задаток, указанный в извещении о проведении конкурса или аукциона. Правда, если торги будут признаны несостоявшимися, то организатор торгов вернет сумму задатка всем участвующим в торгах. Кроме того, в силу п. 4 ст. 448 ГК РФ задаток возвращается и проигравшим участникам.

Количество участников, которые могут участвовать в торгах, должно быть не менее двух, в противном случае торги будут признаны несостоявшимися (п. 5 ст. 447 ГК РФ).

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Порядок организации и проведения торгов установлен ст. 448 ГК РФ. Организация торгов включает разработку требуемой документации и опубликование извещения о проведении торгов.

Процедура проведения торгов осуществляется в следующем порядке:

- подача заявок на участие  в торгах;

- рассмотрение заявок;

- проведение оценки и  сопоставления заявок на участие  в торгах;

- составление и подписание  протокола о результатах торгов;

- подписание договора (если  предметом торгов было только право на заключение договора).

По общему правилу извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Причем известить о проведении конкурса или аукциона организатор торгов может любым способом: опубликовать информацию о них в газете, дать объявление по радио или телевидению, разместить информацию о торгах на своем сайте в Интернете или на сайтах объявлений.

Жестких требований к содержанию извещения о торгах гражданское право не предъявляет: извещение должно содержать лишь сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной (максимальной) цене.

В случае если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Обратите внимание: если победитель конкурса или аукциона уклоняется от подписания протокола, то он утрачивает внесенный им задаток. В свою очередь организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Информация о работе Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства