Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 04:13, лекция
Предпринимательское законодательство является частью частного права, а поэтому представляется целесообразным рассматривать данный раздел как логическое юридико-техническое продолжение гражданского права, отягощенного предпринимательским элементом;
Предпринимательская деятельность закрепляется как совокупность трех социальных факторов: отношения между субъектами предпринимательской деятельности; между предпринимателями и другими хозяйствующими субъектами; между предпринимателями и государством.
Раздел I. Отрасли предпринимательского законодательства, подлежащие кодификации
Стр. 2 - 12
А. Общая часть
Стр. 2 - 7
Б. Особенная часть
Стр. 7 - 12
Раздел II. Концепция Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 13 - 23
Раздел III. Техническое задание для написания текста Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 24 - 33
I. Основание разработки проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 24 - 25
II. Перечень документов, подлежащих разработке
Стр. 25 - 31
III. Примерная структура законопроекта
Стр. 31 - 32
IV. Виды, этапы и сроки работы
Стр. 32 - 33
IV. Порядок финансирования и смета расходов
Стр. 33 - 33
Раздел IV. План (оглавление) разделов проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 34 - 52
Общая часть
Стр. 34 - 45
Особенная часть
Стр. 46 - 52
Раздел V. Краткое изложение промежуточного отчета по подготовке проекта концепции Предпринимательского кодекса Российской Федерации (ПК РФ)
Стр. 53
Таким образом, предпринимательство выступает как самостоятельное экономическое и социальное явление, отнюдь не тождественное всей экономической деятельности как таковой.
Гражданское законодательство Российской Федерации, являясь составной частью частного законодательство, должно выступить основой предпринимательского законодательства как комплексной отрасли российского федерального законодательства.
Ряд понятий необходимо заимствовать из гражданского законодательства в целом и Гражданского кодекса Российской Федерации в частности.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации явится нормативной и понятийной основой для Предпринимательского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, ряд понятий и норм Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть изменены в связи с разработкой и принятием Предпринимательского кодекса Российской Федерации.
Переработке будет подвергнуто само понятие предпринимательства, уточнены виды и формы юридических лиц в целом и коммерческих в частности. Например, представляется целесообразным ввести понятие юридических лиц публичного права, дабы избежать некоторых правовых недоразумений, возникающих на практике.
Необходимо уточнить содержание права собственности и других вещных прав с учетом сложившейся практики его применения.
Конструктивной переработке должно быть подвергнуто обязательственное право, особенно предпринимательские договоры. Указанная переработка связана как с реальной практикой заключения и применения предпринимательских договоров, так и с необходимостью более детальной регламентации оных. К тому же, данные договоры должны учитывать защиту прав потребителей (преимущественно физических лиц).
II. Задачами Предпринимательского кодекса могут быть названы:
III. Целями правового регулирования Предпринимательского кодекса Российской Федерации являются:
IV. Предмет правового регулирования Предпринимательского кодекса Российской Федерации.
Гражданское законодательство определяет предпринимательские отношения как отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Данное определение нуждается в изменении.
В этой связи предметом правового регулирования Предпринимательского кодекса Российской Федерации являются следующие виды общественных отношений:
1. Отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, включающие:
2. Отношения, возникающие
в сфере хозяйствования, тесно
связанного с предпринимательск
3. Отношения по государственному
регулированию предпринимательс
Таким образом, предпринимательские отношения в целом нужно понимать как комплекс отношений между субъектами предпринимательской деятельности, между предпринимателями и гражданами, между предпринимателями и государством. Такая характеристика обусловит социальную направленность предпринимательской деятельности, а не сведет оную исключительно к извлечению прибыли на свой страх и риск.
Предпринимательская деятельность представляется как поощряемое государством социально-экономическое явление в определенных законодательством сферах экономики и запрещаемое законодательством в иных экономических сферах. В противном случае, необходимо признать торговлю наркотическими средствами и оружием массового поражения как вид предпринимательской деятельности.
V. Субъектами права, на которых распространяется действие указанного законопроекта, являются, в первую очередь, коммерческие юридические лица и граждане - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица; кроме того, частично действие Предпринимательского кодекса Российской Федерации должно распространяться на некоммерческие организации в части осуществления ими предпринимательской деятельности, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, а также на физические лица в связи с защитой их прав как потребителей, иностранные государства, их союзы и международные организации.
Существует большая проблема с организационно-правовыми формами юридических лиц в целом. Гражданский кодекс Российской Федерации и принятые в его исполнении федеральные законы не учитывают всего разнообразия созданных юридических лиц.
В частности представляется целесообразным предложить разделить все юридические лица на частные, - созданные частными лицами, и публичные, - созданные государством и его органами. В таком случае министерства и детские сады не будут приравнены друг к другу как учреждения, то есть как один вид некоммерческих организаций. Кроме того, существуют государственные органы, не имеющие законной организационно-правовой формы. Так Центральный банк Российской Федерации является одновременно и коммерческой организацией – банком, и государственным учреждением. Существуют специальные законы, регулирующие деятельность конкретных ведомств. Полагаем необходимым такую классификацию провести в Гражданском кодексе Российской Федерации. Предпринимательский кодекс должен, по нашему мнению, заимствовать данную классификацию юридических лиц и развить оную в сторону детальной регламентации.
В настоящий момент организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц, имеющиеся в российском законодательстве, следующие:
Вместе с тем, такая схема не соответствует практике применения.
В частности практически не встречаются полные товарищества и товарищества на вере; общество с дополнительной ответственностью также представляется несуществующей правовой формой.
Реально существующими на практике организационно-правовыми формами коммерческих юридических лиц являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Реального торгового оборота указанных акций практически не существует. Данное обстоятельство должно быть учтено при подготовке проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации.
Производственные кооперативы или артели являются достаточно редким видом субъекта предпринимательской деятельности, хотя и встречаются в некоторых регионах.
Унитарные предприятия также дают иную реальную картину. Поскольку субъектами предпринимательских отношений со стороны государства являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, на практике существуют соответственно федеральные государственные унитарные предприятия (отдельным видом которых выступают казенные предприятии), государственные унитарные предприятия (создаются субъектами Российской Федерации) и муниципальные унитарные предприятия. Именно такая схема и должна быть положена в основу классификации организационно-правовых форм юридических лиц.
Кроме того, действующее гражданское законодательство не учитывает иностранных юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. В каждом государстве существует самостоятельная классификация субъектов предпринимательства. Однако какую-то методику их фиксации и введения в государственный реестр необходимо установить на законодательном уровне.
Существенным вопросом является государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящий момент единый государственный реестр юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Однако банки и другие кредитные организации регистрируются Центральным банком Российской Федерации, а общественные организации – Министерством юстиции Российской Федерации. Такая система создает известную путаницу в едином государственном реестре юридических лиц. Полагаем необходимым установить единый реестр коммерческих юридических лиц в одном органе, а иные государственные регистрирующие органы должны самостоятельно направлять данные о регистрации в указанный орган. Причем этот же орган должен фиксировать и иностранные юридические лица, ведущие коммерческую деятельность на территории Российской Федерации. Такая система позволит рассматривать всех участников предпринимательской деятельности на конкретный момент времени.
VI. Место Предпринимательского кодекса Российской Федерации в системе федерального законодательства.
Предпринимательский кодекс Российской Федерации должен явиться основным единым систематизированным актом, регулирующим предпринимательские отношения.
Поскольку предпринимательские отношения являют собой, в основном, вид частноправовых отношений, Предпринимательский кодекс регулирует частные правовые отношения, отягощенные элементами государственного регулирования.
Предпринимательские отношения могут рассматриваться как конституционные, поскольку разрешение на занятие предпринимательской деятельностью закреплено именно в Конституции Российской Федерации.
Так пункт 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Исходя из данного обстоятельства можно сделать, вывод о признании Конституцией Российской Федерации права граждан на занятие предпринимательской деятельностью и, тем самым, признание предпринимательства как самостоятельного вида законной деятельности граждан, требующего самостоятельного правового регулирования.
Вторым системообразующим нормативным правовым актом, регулирующим предпринимательские отношения, является Гражданский кодекс Российской Федерации, регламентирующий статус физических и юридических лиц, отношений по использованию прав собственности и других вещных прав, обязательственные отношения и т.п.
Третьим нормативным правовым актом, ограняющим предпринимательские отношения, является Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, направляющий процедурные нормы восстановления законности в предпринимательской и иной экономической сфере.
Федеральные законы, регулирующие статус юридических лиц (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы и т.д.), конкретные виды юридических лиц (банки, страховщики, биржи и т.д.), конкретные виды предпринимательской деятельности (сельское хозяйство, строительство, промышленность, торговля и т.д.), формы объединения юридических лиц (финансово-промышленные группы, ассоциации и союзы), особый статус коммерческого юридического лица (несостоятельность), являют собой нормативные акты подлежащие либо отмене ввиду создания и принятия Предпринимательского кодекса Российской Федерации, либо изменению в связи с необходимостью приведения указанных федеральных законов в соответствие с понятийным аппаратом и нормами Предпринимательского кодекса.