Крестьянско-фермерские хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта хозяйствования. Исходя из данной цели, определены следующие основные задачи курсовой работы:
1) раскрытие понятия и содержания крестьянского (фермерского) хозяйства, его правового статуса;
2) изучение порядка создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также порядка прекращения его деятельности;
3) определение правового режима имущественных и земельных отношений, возникающих в процессе функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства;
4) изучение возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в историческом аспекте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Обзор литературы…………………………………………………………………5
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и общая характеристика его правового статуса………………………………...……….12
1.1 Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства…….12
1.2 Состав крестьянского (фермерского) хозяйства и порядок его создания…………………………………………………………………………15
1.3 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

УИРС - К(Ф)Х.docx

— 72.70 Кб (Скачать файл)

Исходя из определения, фермерское хозяйство признается юридическим лицом, что означает возможность применения к нему норм ГК Республики Беларусь. Фермерское хозяйство приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации.

Фермерское хозяйство как юридическое лицо характеризуется следующими традиционными признаками:

1) Наличие обособленного  имущества, что означает обособленность  имущества фермерского хозяйства  от имущества его учредителей (членов) и от имущества всех  других физических, юридических  лиц, государства. К фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности. Члены имеют обязательственные права в отношении фермерского хозяйства. Таким образом, имущество закрепляется за созданной организацией - фермерским хозяйством, т.е. имущество членов этого хозяйства обособлено от имущества фермерского хозяйства как юридического лица.

2) Самостоятельная имущественная  ответственность юридического лица  по своим обязательствам выражается  в том, что в соответствии со  ст. 52 ГК Республики Беларусь юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое по законодательству Республики Беларусь может быть обращено взыскание.

3) Организационное единство  юридического лица характеризуется  наличием внутренней структуры, подразделений юридического лица, органов управления, обладающих  соответствующей компетенцией, которые  закрепляются в уставе. В фермерском  хозяйстве, созданном одним гражданином, глава фермерского хозяйства  является его высшим органом  управления. Порядок управления  деятельностью фермерского хозяйства, компетенция общего собрания членов фермерского хозяйства.

4) Самостоятельное выступление  юридического лица в гражданском  обороте и любом суде от  своего имени означает, что юридическое  лицо через свои органы, обладающие  определенной компетенцией, или  через представителя юридического  лица может выступать в качестве  самостоятельного субъекта права  в отношениях с другими юридическими  лицами, гражданами, государством: заключать  договоры, вступать в иные сделки, обращаться в государственные  органы и к их должностным  лицам, выступать в качестве истца  или ответчика в суде, хозяйственном  или третейском суде, в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате.

Одним из элементов правосубъектности фермерского хозяйства является наличие у него специальной земельной правосубъектности.

Законодательное признание фермерского хозяйства юридическим лицом означает, что оно свободно в своей производственной деятельности, специализации хозяйства, в определении объемов производства, выборе партнеров и т.д. Вмешательство в хозяйственную деятельность фермерского хозяйства со стороны государственных органов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Основными задачами фермерского хозяйства являются предпринимательская деятельность, направленная на производство сельскохозяйственной продукции, а также на ее переработку, хранение, транспортировку и реализацию, создание условий для экономического развития фермерского хозяйства и получения прибыли. В процессе осуществления деятельности крестьянское (фермерское) хозяйство самостоятельно определяет те виды деятельности, которыми оно будет заниматься, способы распоряжения выращенной продукцией.

Следует отметить, что закрепление за крестьянским (фермерским) хозяйством статуса юридического лица получило в юридической литературе неоднозначную оценку. Ряд авторов отмечает, что признание крестьянского хозяйства юридическим лицом не только не улучшает, но в ряде случаев ухудшает положение крестьян-фермеров, в частности в связи с необходимостью разработки устава, привлечением к уплате большого количества налогов, возложением ответственности, устанавливаемой для юридических лиц и т.п.

Так, крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты фермерского хозяйства:

- фермерское хозяйство  является коммерческим юридическим  лицом;

- фермерское хозяйство  вправе создать отдельный гражданин, члены одной семьи, внесший (внесшие) имущественные вклады, для осуществления  предпринимательской деятельности;

- цели осуществления предпринимательской  деятельности фермерского хозяйства - производство сельскохозяйственной  продукции, а также ее переработка, хранение, транспортировка и реализация;

- фермерское хозяйство  основано на личном трудовом  участии его членов и использовании  земельного участка, предоставленного  для вышеуказанных целей;

- имущество, переданное в  качестве вклада в уставный  фонд фермерского хозяйства его  членами, а также произведенное  и приобретенное хозяйством в  процессе его деятельности, принадлежит  крестьянскому хозяйству на праве  собственности;

- фермерское хозяйство (его  глава) обладает специальной земельной правосубъектностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА   И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ПРАВОВОГО СТАТУСА

 

    1. Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства

 

Крестьянское (фермерское) хозяйство является одной из относительно новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства, возникновение которой связано с осуществлением аграрной реформы. Возрождение фермерского уклада на селе стало одним из основных направлений аграрной реформы. Однако возможность ведения крестьянского хозяйства появилась еще в советский период (с середины 80-х гг. ХХ в.), когда гражданам было предоставлено право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве. Эта деятельность основывалась исключительно на личном труде гражданина и членов его семьи, так как использование наемного труда не допускалось. В дальнейшем в законодательстве были определены и права на земельный участок, предоставляемый для ведения крестьянского хозяйства: это право аренды (с 1989 г.), и право пожизненного наследуемого владения (с 1990 г.). Крестьянское хозяйство в этот период не являлось юридическим лицом и рассматривалось как семейно-трудовое объединение лиц, ведущих совместное хозяйство на земельном участке и выступающих в хозяйственном отношении как единое целое; правовой режим имущества определялся в виде общей совместной собственности членов, специальное законодательство отсутствовало. И только с принятием в 1991 г. Закона № 611-XІІ деятельность по организации и ведению крестьянских хозяйств получила детальную регламентацию. Крестьянское (фермерское) хозяйство приобрело статус юридического лица и было признано самостоятельной организационно-правовой формой ведения сельскохозяйственного производства наравне с колхозами и совхозами [15, с. 89].

Основу крестьянского хозяйства составляет наличие трех элементов: определенного имущественного комплекса, земельного участка, предоставленного для данной цели, и лиц, совместно ведущих крестьянское хозяйство. В большинстве случаев ведение крестьянского хозяйства осуществляется семьей, однако в соответствии с действующим законодательством оно может быть организовано одним лицом, а также лицами, не связанными между собой родственными связями [11].

Внутренние отношения в крестьянском (фермерском) хозяйстве строятся на основе института членства. Членами могут быть супруги, их дети, родители, родственники и другие лица. Наличие лишь семейно-родственных связей не является достаточным основанием для членства в крестьянском хозяйстве. В качестве обязательного условия выступает совместная деятельность по ведению крестьянского хозяйства. И лишь в случае производственной необходимости законом допускается привлечение к выполнению работ других граждан с соблюдением норм трудового законодательства. В отличие от членов крестьянского хозяйства они не становятся субъектами имущественных прав и не обладают правом участия в управлении.

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства. Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении, производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности.

Являясь юридическим лицом, крестьянские (фермерские) хозяйства относятся к коммерческим организациям, и первоначально с принятием Гражданского кодекса на них было распространено законодательство о полном товариществе. Однако реализовать нормы о полном товариществе применительно к крестьянским хозяйствам оказалось достаточно проблематично (в отличие от полного товарищества крестьянское хозяйство может быть организовано одним лицом, для членства не требуется наличия статуса индивидуального предпринимателя: отсутствует обособленное имущество). В связи с этим в результате внесения изменений в ГК Республики Беларусь крестьянское (фермерское) хозяйство было признано самостоятельной организационно-правовой формой коммерческой организации наряду с производственными кооперативами, унитарными предприятиями, хозяйственными обществами и товариществами. Особая правовая природа крестьянского хозяйства в первую очередь связана с порядком его создания и спецификой правового режима имущества. В соответствии с действующим законодательством субъектом права собственности на имущество выступает не крестьянское хозяйство как юридическое лицо, а его члены. Земельный участок также оформляется не на юридическое лицо, а на одного из членов – главу крестьянского (фермерского) хозяйства. В Законе № 611-XІІ не предусматривалось наличие учредительных документов при создании крестьянского хозяйства и формирование уставного фонда [12, с. 26].

Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство можно охарактеризовать как коммерческую организацию, деятельность которой основана на использовании семьей, отдельным лицом или группой лиц находящегося в их собственности имущества, а также имеющегося на праве пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка с целью ведения сельскохозяйственного товарного производства.

Среди нормативных правовых актов, определяющих правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, помимо названного Закона, необходимо также отметить ГК Республики Беларусь, в котором содержатся нормы, непосредственно посвященные крестьянским хозяйствам (ст. 115) и Кодекс Республики Беларусь о земле [2,3].

Указом Президента Республики Беларусь от 1 апреля 1993 г. № 193 «О некоторых мерах по совершенствованию регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее - Постановление № 193) признано целесообразным заключение между крестьянским (фермерским) хозяйством и соответствующими райисполкомами договоров о развитии сельскохозяйственного производства с целью их государственной поддержки. Типовой договор о развитии сельскохозяйственного производства и порядок его заключения утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 1990 г. № 689 [5].

С принятием Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 293 «Об отнесении ряда крестьянских (фермерских) хозяйств к опытным и их государственной поддержке» (далее – Постановление № 293) шесть обустроенных и с налаженным производством крестьянских хозяйств получили статус опытных хозяйств (по одному в каждой области, для стажировки и практического обучения начинающих фермеров). На развитие их материально-технической базы из бюджета были выделены средства, предоставляемые в виде беспроцентной ссуды на возвратной основе [6].

Среди нормативных актов необходимо также отметить Указания об организации учета в индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйствах от 19 августа 1993 г., в которых детально регламентируется порядок ведения учета, объекты учета, порядок оформления документов. Учет хозяйственной деятельности может вести глава крестьянского хозяйства, один из членов, обладающий необходимыми навыками, или привлекаемый со стороны специалист.

Помимо вышеперечисленных нормативных правовых актов деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется нормами различных отраслей права в зависимости от вида общественных отношений, участниками которых они становятся.

 

 

 

1.2. Состав крестьянского (фермерского) хозяйства и порядок  его создания

 

Основу крестьянского (фермерского) хозяйства составляет наличие трех элементов: определенного имущественного комплекса, земельного участка, предоставленного для данной цели, и лиц, совместно ведущих крестьянское хозяйство. В большинстве случаев ведение крестьянского хозяйства осуществляется семьей, однако в соответствии с действующим законодательством оно может быть организовано одним лицом, а также лицами, не связанными между собой родственными связями.

Информация о работе Крестьянско-фермерские хозяйства