Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:21, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта хозяйствования. Исходя из данной цели, определены следующие основные задачи курсовой работы:
1) раскрытие понятия и содержания крестьянского (фермерского) хозяйства, его правового статуса;
2) изучение порядка создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также порядка прекращения его деятельности;
3) определение правового режима имущественных и земельных отношений, возникающих в процессе функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства;
4) изучение возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в историческом аспекте.
Введение…………………………………………………………………………...3
Обзор литературы…………………………………………………………………5
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и общая характеристика его правового статуса………………………………...……….12
1.1 Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства…….12
1.2 Состав крестьянского (фермерского) хозяйства и порядок его создания…………………………………………………………………………15
1.3 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...32
Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Республики Беларусь, который обладает специальными знаниями, необходимой квалификацией либо опытом работы в сельском хозяйстве. Преимущественным правом на организацию крестьянского хозяйства обладают граждане, проживающие в данной местности, при наличии необходимой квалификации и опыта работы в сельском хозяйстве (т. е. при наличии всех вышеназванных условий в совокупности). Крестьянское хозяйство может быть также организовано иностранными гражданами. В этом случае земельный участок предоставляется им на праве аренды.
Процесс создания крестьянского (фермерского) хозяйства можно разделить на два этапа:
Предоставление земельного участка производится на основании заявления гражданина по представлению сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа решением районного исполнительного и распорядительного органа. Граждане, независимо от места их проживания, подают заявление в сельский (поселковый) исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения земельного участка с указанием его площади и программы ведения крестьянского хозяйства. В программе указываются: направление сельскохозяйственной деятельности (специализация), ориентировочные объемы, структура производства, обеспеченность материально-техническими и иными ресурсами, состав членов крестьянского хозяйства [16].
Сельские (поселковые) исполнительные и распорядительные органы должны в двухнедельный срок рассмотреть заявление при участии заявителя и направить свое решение районному исполнительному и распорядительному органу, который в месячный срок рассматривает предоставленные материалы и принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского хозяйства. Оценка уровня квалификации граждан и их возможностей по созданию собственного хозяйства осуществляется специальными земельными комиссиями при местных Советах депутатов, на основании рекомендаций которых и принимается решение о выделении земли.
Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован как в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган, так и в судебном порядке. Учитывая, что на данном этапе крестьянское хозяйство еще не зарегистрировано как юридическое лицо, данные споры подведомственны общим судам.
В соответствии с нормами действующего законодательства земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются площадью до 100 га без учета размера земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Размер земельного участка в каждом конкретном случае определяется райисполкомом с учетом местных особенностей (плодородия земель, потребности в сельскохозяйственных угодьях для ведения ЛПХ, расширения населенных пунктов и др.), специализации и численного состава крестьянского хозяйства. При этом гражданин имеет право обжаловать решение районного исполнительного и распорядительного органа, в том числе и в случае несогласия с размером предоставленного земельного участка. Данный спор также подведомственен общим судам [10, с. 121].
В качестве дополнительных гарантий, направленных на защиту прав и интересов фермеров, выступают нормы законодательства, устанавливающие требования о предоставлении земельных участков, как правило, единым массивом, пригодных для ведения сельского хозяйства и не требующих значительных затрат на первичное обустройство.
Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель запаса, а при их отсутствии или недостатке предусмотрено создание специального фонда земельного запаса. Он создается районными исполнительными и распорядительными органами за счет нерационально используемых земель, земель, используемых не по целевому назначению, земель сельскохозяйственного назначения, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли, за счет земель лесного фонда, пригодных для использования в качестве сельскохозяйственных земель.
Особый порядок установлен в случае создания крестьянского (фермерского) хозяйства членами колхозов и работниками сельскохозяйственных организаций.
При подаче заявления в сельский (поселковый) исполнительный и распорядительный орган одновременно копия заявления направляется в соответствующее сельскохозяйственное предприятие.
Заявление рассматривается при участии не только заявителя, но и сельскохозяйственной организации.
В данном случае будет предоставляться земельный участок, изымаемый из земель указанных предприятий (за исключением тех, на землях которых проводятся долголетние опыты). С целью создания равных условий хозяйствования кадастровая оценка земельного участка, как правило, должна быть на уровне средней кадастровой оценки по хозяйству. Если земельный участок будет иметь меньший размер, чем предусмотрено законодательством, по желанию главы крестьянского (фермерского) хозяйства ему дополнительно предоставляется земельный участок из земель запаса или специального фонда земельного запаса [9, с. 358].
В соответствии с Законом № 611-XІІ члены колхозов и работники сельскохозяйственных предприятий вправе получить долю в стоимости имущества или часть прибыли. Доля работника определяется исходя из его трудового участия трудовым коллективом. Сельскохозяйственные предприятия могут в счет доли по взаимной договоренности предоставить основные и оборотные средства крестьянскому (фермерскому) хозяйству, сдать их в аренду, выступать в качестве гаранта при получении банковского кредита либо в пределах суммы доли компенсировать арендную плату или расходы по оплате процентов за пользование ссудой. Срок выплаты доли при этом не должен превышать пяти лет.
Крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации. Законом не предусматривалось предоставление каких-либо дополнительных документов, помимо вышеназванных, в процессе его создания. Таким образом, решение райисполкома о предоставлении земельного участка являлось достаточным основанием для регистрации крестьянского хозяйства и приобретения им статуса юридического лица. Государственная регистрация была связана с ведением в райисполкоме на каждое хозяйство регистрационной карточки и занесением в похозяйственную книгу в сельском (поселковом) исполнительном и распорядительном органе с указанием сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, составе членов, земельном участке.
Таким образом, с приобретением статуса коммерческой организации возникла необходимость в наличии учредительных документов и формировании уставного фонда. Не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства общий перечень документов, предоставляемых для прохождения государственной регистрации коммерческими и некоммерческими организациями, государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основании документов, предусмотренных соответствующим законодательством.
1.3 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
Правовой режим имущества выражается в законодательном закреплении прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Особенность правового режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств заключается в различном субъектном составе в имущественных и земельных правоотношениях. По общему правилу субъектами права на имущество выступают все члены крестьянского хозяйства, однако на земельный участок им является только один из них – глава крестьянского хозяйства. В соответствии со ст. 9 Закона № 611-XІІ имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве общей (долевой или совместной) собственности. ГК Республики Беларусь в качестве приоритетной рассматривает совместную собственность членов хозяйства. ГК Республики Беларусь устанавливает, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства находится у его членов на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не предусмотрено иное. При этом не определены права на имущество самого крестьянского хозяйства как юридического лица, т. е. отсутствует признак обособленного имущества [4, ст. 9]..
Термин «имущество» употребляется в законодательстве в различных значениях и в самом широком смысле является понятием совокупным, включая в себя вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, имущественные права и обязанности.
В аграрном праве имущество сельскохозяйственных коммерческих организаций рассматривается как совокупность принадлежащих им материальных и нематериальных ценностей (актив), а также различного рода обременений его (пассив).
Определенное представление о возможном составе имущества фермерского хозяйства можно получить из норм гражданского и финансового права, а также законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. Например, в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов Республики Беларусь по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 5 декабря 1995 г. № 54, под имуществом предприятий (учреждений) понимаются основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство и другие капитальные вложения, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы. Финансовые обязательства предприятия (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы и другие финансовые пассивы) выделяются отдельно [16].
В приведенных нами определениях, как мы видим, обязательства предприятия, так называемый пассив, не включаются непосредственно в понятие имущества. В то же время, если предприятие будет выступать не как субъект, а как объект гражданских прав, то в соответствии со ст. 132 ГК Республики Беларусь оно в целом будет рассматриваться как имущественный комплекс, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
В статье 15 Закона № 611-XII предпринята попытка перечислить те виды имущества, которые могут находиться в собственности фермерского хозяйства. В первую очередь, называется имущество, необходимое для осуществления сельскохозяйственной деятельности, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, - насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь. По своему составу имущество фермерского хозяйства достаточно разнообразно. Поэтому условия и порядок владения, пользования и распоряжения каждым из названных видов имущества, способы приобретения и отчуждения, т.е. их правовой режим, также будут различны. Так, например, многолетние насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения относятся к недвижимому имуществу, так как прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Поэтому право собственности и другие вещные права на данные виды имущества, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в специально уполномоченных на то органах [16].
Деятельность фермерского хозяйства невозможна и без использования такого вида недвижимого имущества, как земельный участок, который выступает в качестве пространственного базиса и основного средства производства в сельском хозяйстве и имеет особый правовой режим. В комментируемой статье земельный участок не упоминается, поскольку фермерское хозяйство как юридическое лицо не обладает в отношении его какими-либо имущественными правами. Как уже отмечалось, в соответствии с действующим законодательством земельный участок для ведения фермерского хозяйства может предоставляться только физическим лицам (главе хозяйства). В свете новой редакции Закона № 611-XII это порождает неопределенность прав фермерского хозяйства как юридического лица в отношении используемого земельного участка.
Особый вид имущества представляют собой животные. Согласно нормам ГК Республики Беларусь к ним применяются правила об имуществе постольку, поскольку иное не установлено законодательством или не вытекает из особенностей данного объекта. Специальные нормы гражданского права, относящиеся к животным, направлены на защиту от негуманного отношения к ним. Более детально права и обязанности фермерских хозяйств по использованию животных регламентируются нормами аграрного законодательства. Так, фермерские хозяйства, занимающиеся животноводством, хранением и реализацией продуктов животного происхождения, обязаны соблюдать зоогигиенические нормы, ветеринарные правила и мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и падежа животных, соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные нормы и правила при строительстве и эксплуатации животноводческих помещений, других объектов и сооружений, связанных с содержанием животных, переработкой и хранением продуктов животного происхождения. Занимаясь племенным делом, они обязаны вести учет происхождения и продуктивности племенных животных, которых разводят; отчуждать и приобретать племенных животных и племенную продукцию при наличии на них племенных свидетельств и т.д. [15, с. 90].
Правовой режим использования сельскохозяйственной техники во многом определяется Правилами государственной регистрации и государственного учета, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин. Регистрация осуществляется районными и городскими инспекциями гостехнадзора в целях обеспечения надзора за соответствием их конструкции, технического состояния и оборудования установленным требованиям безопасности дорожного движения, действующих правил и норм охраны труда.