Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:46, курс лекций

Краткое описание

Признаки предпринимательской деятельности:
1) эта деятельность осуществляется самостоятельно
Свобода договора, которая может быть ограничена только ФЗ (п.2 ст.1 ГК РФ):
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Понятие предпринимательской деятельности.doc

— 733.50 Кб (Скачать файл)

органы по сертификации и испытательные  лаборатории (центры). Они должны иметь  статус юридического лица и быть аккредитованы  Госстандартом России. Орган по сертификации выполняет следующие функции:

сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов; формирует  и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

представляет заявителю по его  требованию необходимую информацию. Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты  органа с обязательным участием экспертов, аттестованных Госстандартом России. Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Cертификат соответствия- Это специальный документ, который подтверждает, что продукция качественная и соответствует российским стандартам (ГОСТ, ТУ и т.д.). Сертификаты соответствия выдают Органы по сертификации, аккредитованные Госстандартом России. Они (сертификаты соответствия) бывают двух видов: «желтые» - обязательные и «голубые» - добровольные. Существует закон, который регламентирует ту самую обязательность или не обязательность получения сертификата соответствия на ту или иную продукцию. Если, на основании этого закона, продукция подлежит сертификации, тогда его необходимо получать (желтый сертификат). Основанием для выдачи сертификата соответствия служит протокол испытаний продукции, которые проводят аккредитованные лаборатории. Если же продукция не подлежит обязательной сертификации, тогда, в добровольном порядке, с целью повышения конкурентоспособности, можно получить «голубой» добровольный сертификат. Еще одной особенностью сертификатов соответствия является то, что не всегда для их получения необходимо проведение испытаний продукции.

 

 

32. Понятие цен

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Виды цен Можно выделить следующие виды цен:

1. В зависимости от роли государства  в их формировании цены могут  быть свободными и регулируемыми.  Под свободной, или рыночной, ценой  понимают цену, складывающуюся на  товарном рынке без государственного  воздействия на нее.

Свободная цена колеблется вокруг стоимости  товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость  и прибыль. Принципы определения  рыночных цен для целей налогообложения  установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ. В целях оказания помощи организациям в формировании свободной цены письмом Минэкономики России от 6 декабря 1995 г. были утверждены Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Данный акт носит рекомендательный характер и адресован всем хозяйствующим субъектам, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Правила формирования свободных цен изложены в данном акте применительно к ценам трех видов: свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки); ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации; розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном  воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных  мер.

Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределен основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизация темпов роста, прибыли или объема продаж. В соответствии с избранными целями строится политика и стратегия ценообразования организации.

Политика цен - это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги.

Стратегия ценообразования представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике. Выделяют два альтернативных подхода к свободному ценообразованию: затратный подход, принимающий в качестве отправной точки формирования цены фактические затраты организации на производство и сбыт товаров; ценностный подход, предполагающий установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало организации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения ценности товара с произведенными затратами. Ценовая политика организации может быть пассивной или активной.

Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под  влиянием ценовых решений конкурентов.

Активное ценообразование - установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.

2. Различают цены контролируемые  и неконтролируемые. Данное деление  тесно связано с предыдущим. Установление  и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Свободные рыночные цены контролируются также в целях налогообложения. Так, в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании (более чем на 30 процентов в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

3. В зависимости от рынка цены  делятся на оптовые и розничные.  По оптовым ценам продукция  реализуется другим предприятиям  или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары  реализуются конечному потребителю - населению.

Оптовые и розничные цены различаются  составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-сбытовой и (или) торговой надбавки.

4. Цены можно классифицировать  на постоянные (когда в нормативном  акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).

5. По территории действия цены  можно классифицировать на внутригосударственные  и мировые. Формирование и применение  внутригосударственных цен осуществляется  в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).

6. В зависимости от распределения  расходов по доставке товаров,  страхованию, оплате таможенных  сборов цены также распределяются  на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс", подготовленных Международной торговой палатой. Действующая редакция правил была одобрена в 1990 году.

 

 

33. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

Способы государственного регулирования цен

Способы государственного регулирования  цен можно подразделить на директивные и экономические.

Способами директивного (прямого) регулирования ценообразования является установление:

фиксированных цен. Например, установлены  фиксированные тарифы на перевозки  пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, на ритуальные услуги; предельных (максимальных и минимальных) цен. Например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам; Гарантированные цены устанавливаются компетентными государственными органами (Минэкономики России, Минсельхозом России). Если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, применяются последние. Гарантированные цены применяются также при закупках для государственных нужд.

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать бюджетные дотации, компенсации затрат производителям, льготное кредитование, налоговые льготы. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Перечни товаров и  услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию

В целях реализации государственной  ценовой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время Правительством РФ утверждено три перечня:

Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование  пен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование  цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый населению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено  право вводить государственное  регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

Правовое регулирование  цен на отдельные виды товаров  и услуг

Государственное регулирование цен  на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановление Правительства, утвердившее "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", и т.д.. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом "О лекарственных средствах", Постановлением Правительства РФ "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", которым утвержден Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Основные правила установления цен на сельскохозяйственную продукцию  содержит Федеральный закон "О  государственном регулировании  непромышленного производства". Постановлением Правительства РФ Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

 

34.Санкции

1. Санкции, применяемые к нарушителям  хозяйственного за¬конодательства,  рассматриваются обычно как меры  оперативного воздействия на нарушителя. Это означает, что их применение:

а)  воспрепятствует дальнейшим нарушениям и защитит заинте¬ресованную  сторону, государство и общество от этого нарушения;

б) понудит нарушителя прекратить нарушение и предупредит при¬чинение убытков другим субъектам.

Именно поэтому такие санкции  принято называть оператив¬ными. Их оперативность заключается в  том, что бни вводятся в действие самими заинтересованными субъектами либо государ¬ственными органами, контролирующими  соблюдение законности в соответствующей сфере хозяйственных отношений, то есть по общему правилу без обращения в арбитражный суд, другие пра¬воохранительные органы.

2. По основаниям возникновения  права применять их санкции  подразделяются на предусмотренные  законом, иными правовыми актами и договором. В договорных обязательствах применяются все эти разновидности санкций; в хозяйственно-управленческих отношениях — только санкции, указанные в законе, иных пра¬вовых актах (в пределах компетенции государственных органов).

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"