Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:40, курс лекций
Предпринимательское право как отрасль российского права- совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества.
Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные
нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.
1) горизонтальные - отношения ≪предприниматель -предприниматель≫;
2) вертикальные - отношения ≪предприниматель —орган управления≫.
3) навязывание контрагенту
4) экономически или
5) экономически или
6) экономически, технологически и
иным образом не обоснованное
установление различных цен (
7) установление финансовой
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного
Запрещаются соглашения между
хозяйствующими субъектами или
согласованные действия
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) повышению, снижению или
3) разделу товарного рынка по
территориальному принципу, объему
продажи или покупки товаров,
ассортименту реализуемых
55. Ст. 10 Закона "О конкуренции
и ограничении
товарных рынках" устанавливает формы недобросовестной конкуренции. Не
допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- распространение ложных,
неточных или искаженных
причинить убытки другому хозяйствующему субъекту
!!175
либо нанести ущерб его
- введение потребителей
в заблуждение относительно
места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом
реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с
незаконным использованием
деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции,
выполнения работ, услуг;
- получение, использование,
разглашение научно-
производственной или товарной информации, том числе коммерческой тайны, без
согласия ее владельца. Ряд ограничений недобросовестной конкуренции
устанавливает федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. "О рекламе", так ст. 2
устанавливает, что ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная,
неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения
требований к ее содержанию, времени,
месту и способу
установленных законодательством РФ. Законодательство о рекламе выделяет
следующие формы ненадлежащей рекламы:
- недобросовестная реклама (ст. 6);
- неэтичная реклама (ст. 8); заведомо ложная реклама (ст. 9); скрытая
реклама (ст. 10).
Недобросовестная реклама. Недобросовестной является реклама, которая:
- дискредитирует юридических
и физических лиц, не
товарами;
- содержит некорректные
сравнения рекламируемого
юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы,
порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);
- вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара
посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста,
рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых
в рекламе
!!176
других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или
недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе
части существенной информации. Недобросовестная реклама не допускается.
Недостоверная реклама. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют
не соответствующие
- таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата
изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие
сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия
государственным стандартам, количество, место происхождения;
- наличия товара на
рынке, возможности его
периоде времени и месте;
- стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
- дополнительных условий оплаты;
- доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
- гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
- исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и
приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации
продукции, выполняемых работ или услуг;
- прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов),
а также символов международных организаций;
- официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных
наград;
- предоставление информации
о способах приобретения
если товар является частью серии;
- результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из
технических, научных и иных публикаций:
- статистических данных,
которые не должны
преувеличивающем их обоснованность;
- ссылок на какие-либо
рекомендации либо на
физических лиц, в том числе на устаревшие;
- использования терминов в превосходной степени, в том числе
!!177
путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный",
"единственный" и тому подобных,
если их невозможно
- сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением
иных юридических или
- ссылок на какие-либо
гарантии потребителю
- фактического размера спроса на товар;
- информации о самом рекламодателе. Недостоверная реклама не допускается.
Неэтическая реклама. Неэтической является реклама, которая:
- содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую
общепринятые нормы морали и гуманности путем употребления оскорбительных слов,
сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной
категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских,
политических и иных убеждений физических лиц;
- порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое
культурное достояние;
- порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную
валюту РФ или иного государства, религиозные символы;
- порочит какое-либо
физическое или юридическое
деятельность, профессию, товар. Неэтическая реклама не допускается.
Заведомо ложная реклама. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой
рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит
в заблуждение потребителя
Скрытая реклама. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио-, кинопродук-ции,
а также в иной продукции и
распространение иными
!!178
скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывается не осознаваемое
потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования
специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не
допускается. К сожалению, многие нормы антимонопольного законодательства носят
декларативный характер, т. е. за их нарушение государство не установило
юридическую ответственность. Так, новый Уголовный Кодекс РФ предусматривает
ответственность в ст. 182 только за Заведомо ложную рекламу, действующий Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях ответственности за ненадлежащую
рекламу не устанавливает.
56. В соответствии со стст. 16,
19-22 Закона <Об ограничении монополизма...
- наложение штрафов на
Антимонопольного комитета Украины как высшего кол-
легиального органа, постоянно действующей и временных
административных коллегий Антимонопольного комите-
та Украины, а также государственных уполномоченных и
председателей территориальных отделений Комитета еди-
нолично;
167
- взыскание незаконно
принимательской деятельности прибыли в результате зло-
употреблений монопольным
рентных согласованных действий между предпринимате-
лями. Прибыль взыскивается в государственный бюджет
судом или арбитражным судом по искам должностных
лиц органов Антимонопольного комитета или самостоя-
тельно уплачивается нарушителем;
- возмещение убытков,
нием монопольным положением, антиконкурентными со-
гласованными действиями, дискриминацией субъектов
хозяйствования органами власти, органами местного са-
моуправления и органами административно-хозяйствен-
ного управления и контроля. Оно осуществляется по ис-
кам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном
гражданским законодательством Украины, или убытки
возмещаются нарушителем указанным лицам без ре-
шения суда.
При определении размеров штрафов органами Антимо-
нопольного комитета учитываются существенность воздей-
ствия нарушения на конкуренцию на соответствующем
рынке, размер незаконно полученной прибыли и причи-
ненных убытков, повторность и длительность нарушения,
поведение ответчика после выявления Комитетом призна-
ков нарушения, его финансовое положение и иные обстоя-
тельства.
Наряду с прямым возвращением потерпевшим убыт-
ков, причиненных вследствие совершения нарушений ан-
тимонопольного
щения органами Комитета случаев установления моно-
польно высоких, дискриминационных цен позволило
предотвратить значительные материальные затраты ук-
раинских предпринимателей и потребителей.
Ответственность за административные правонаруше-
ния - нарушения антимонопольного законодательства пре-
дусмотрена стст. 1648,1662,1663,1664 Кодекса Украины об
административных
Предусмотренный ст. 38 КоАП срок привлечения к
административной
ние мер административного воздействия к руководите-
лям субъектов хозяйствования, которые совершили на-
рушения антимонопольного законодательства. Это обу-
168
словливает ограниченную сферу применения этого спосо-
ба воздействия к нарушителям антимонопольного зако-
нодательства и в конечном итоге его недостаточную эф-
фективность.
В ст. 16 Закона <Об ограничении монополизма...> пре-
дусмотрен принудительный раздел монопольных обра-
зований. Он возможен при злоупотреблении субъектами
хозяйствования монопольным положением на рынке,
оформляется постановлением Антимонопольного коми-
тета Украины и его
тике эта санкция применяется крайне редко.
Охранительные правовые средства в сфере антимоно-
польного законодательства не исчерпываются мерами от-
ветственности. Они также включают, в частности, меры
предупреждения правонарушений.
Так, предоставленные законом
митету полномочия по согласованию решений органов го-
сударственной власти, местного самоуправления по вопро-
сам демонополизации экономики, развития конкуренции,