Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – разработать проект рекомендаций по развитию малого бизнеса в регионе.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и передовой опыт государственного и регионального развития малого бизнеса ;
Провести анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в Кировской области;
Оценить эффективность работы малого бизнеса в Кировской области.
Разработать предложения по совершенствованию регулирования малого бизнеса;
Оценить ожидаемые результаты.

Содержание

Введение
Теоретико-методологические основы малого бизнеса
Малый бизнес: понятие, содержание
Основные функции малого предпринимательства
Роль малого предпринимательства в экономике России
Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса
Нормативно – правовая база и организационный механизм
Характеристика малого бизнеса в Кировской области
Поддержка и содействие развития малого бизнеса в Кировской области

Проект мероприятий по развитию малого предпринимательства в регионе

Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 143.10 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

  1. Теоретико-методологические основы малого бизнеса
    1. Малый бизнес: понятие, содержание
    1. Основные функции малого предпринимательства
    1. Роль малого предпринимательства в экономике России
  1. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса
    1. Нормативно – правовая база и организационный механизм
    2. Характеристика малого бизнеса в Кировской области
    3. Поддержка и содействие развития малого бизнеса в Кировской области

 

  1. Проект мероприятий по развитию малого предпринимательства в регионе

 
Заключение 

Библиографический список

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема малого бизнеса, а  в особенности его роль и перспективы  развития в современных условиях, очень актуальна. Ведь экономика  России сегодня находится в стадии становления. Ключевую роль в этом становлении  должно играть предпринимательство.

В экономике России малый  бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в  тени". Между тем, только достаточные  масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной  продукцией, во-вторых, создать новые  рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в  любой цивилизованной стране – среднего класса. Поэтому в стране необходимо создавать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности, а так же малому бизнесу должна оказываться поддержка и контроль со стороны государства.

Вот почему тема малого бизнеса  в последнее время так часто  поднимается и обсуждается государством. Однако вопросы, связанные с малым  бизнесом, рассматриваются так же и обычными гражданами, заинтересованными  в открытии собственного дела, или  уже имеющими свой бизнес.

Состояние и динамика развития малого предпринимательства не только является показателями здоровья экономики; малый бизнес выполняет и важнейшие  социальные функции: оптимизации и  стабилизации социальной структуры, обеспечение  социальной динамики, предупреждения и снижения социальной напряженности. Малый бизнес, являясь по природе  своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует  специальных усилий по оптимизации  его развития, в том числе, по улучшению  инвестиционного климата в регионе, содействию выхода на межрегиональные  и международные рынки, формированию заказа для подготовки кадров для  малого бизнеса, информационной и консультационной поддержки.

Целью данной курсовой работы является – разработать проект рекомендаций по развитию малого бизнеса в регионе.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и передовой опыт государственного и регионального развития малого бизнеса ;
  2. Провести анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в Кировской области;
  3. Оценить эффективность работы малого бизнеса в Кировской области.
  4. Разработать предложения по совершенствованию регулирования  малого бизнеса;
  5. Оценить ожидаемые результаты.

Теоретической базой исследования в данной курсовой работе являются труды учёных-экономистов в России, научная литература по экономике, учебники и учебные пособия по экономическим  дисциплинам, статьи из научных журналов.

В качестве информационной базы выступают различные статистические данные из научных журналов, информационных порталов сети Интернет.

Курсовой проект состоит  из введения, трех глав и заключения. К тексту также прилагается список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретико-методологические основы малого бизнеса

1.1 Малый бизнес: понятие и содержание

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, критериях (показателях), конституирующим  сущность этого понятия.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является:

  • численность персонала (занятых работников)
  • размер уставного капитала
  • величина активов,
  • объем оборота (прибыли, дохода) и др.

В Европейском союзе принята  такая классификация малых и  средних предприятий:

  • к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек;
  • к малым - с числом работающих от 10 до 49 человек;
  • к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек.

Международная организация  экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия  с числом до 19 человек как «весьма  малые», до 99 человек - как «малые», от 100 до 499 человек - как «средние» и  свыше 500 - как «крупные».

В соответствии с Федеральным  законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных Фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности, строительстве, на транспорте - 200 человек;

• в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере - 100 человек;

• в оптовой торговле - 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности -- 50 человек.

В случаях превышения малым  предприятием вышеназванной численности  работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством, на период, в течение  которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые  предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовой объеме прибыли.

В Российской Федерации по федеральному закону, к субъектам  малого предпринимательства относятся  и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Для экономики в целом  деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе  развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Несмотря на трудности  и неудачи, малое предпринимательство  развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические  проблемы.

 

1.2 Основные функции  малого предпринимательства

Развитие малого предпринимательства  в России является одним из основных условий нормального проведения рыночных реформ.

В системе экономических  и социальных отношений большинства  государств малое предпринимательство  выполняет сегодня важнейшие  функции.

В этой сфере производится основная часть валового внутреннего  продукта, обеспечивается занятость  большинства работающего населения.

Малое предпринимательство  содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря  малому предпринимательству возник и приобрел свой современный вид  так называемый «средний класс» - важнейший  фактор социально-политической стабильности современного общества.

Наращивание производственных объемов не является основной задачей  малого предпринимательства, это прерогатива  крупного и, отчасти, среднего бизнеса, где есть для этого все возможности  и условия, в частности использовать эффект масштаба. Если и говорить о  «производственной функции» малого предпринимательства, то здесь скорее необходимо делать акцент на его возможности  выпускать «штучную», персонифицированную  продукцию, а также стать «полигоном»  для обкатки новых инновационных  промышленных образцов.

Таким образом, малое предпринимательство  выступает одновременно целью и  инструментом развития рыночной экономики.

 Его двойственная роль  определяется двумя группами  функций, выполняемых в системе  экономических и социальных отношений  (Рисунок 1)

 

Функции малого бизнеса


Целевые функции


Инструментальные функции



 

 

 

 

Рисунок 1 – Функции малого бизнеса в системе экономических  и социальных отношений.

1) целевые функции, к  которым отнесены массовое 
репродуцирование субъектами малого предпринимательства рабочих мест с наименьшими затратами, инновационное проектирование и экспериментальное внедрение инноваций, обеспечение социально-политической стабильности в обществе;

2) инструментальные функции,  к которым отнесены 
использование малого предпринимательства в целях ограничения тенденций монополизации экономики, содействие формированию среднего класса, заполнение малоэффективных для крупного бизнеса 
экономических «ниш».

Динамика развития функций  малого предпринимательства может  приобретать эволюционный (в сформированной рыночной экономике) или революционный (в период становления рыночной экономики) характер.

 

1.3 Роль малых  предприятий в экономике 

Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическое  влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Информация о работе Малое предпринимательство