Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:45, курсовая работа
Актуальность темы. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.
ВВЕДЕНИЕ
2
1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
4
1.1 История возникновения, понятие и признаки малого и среднего предпринимательств
4
1.2. Малое и среднее предпринимательство в структуре современной рыночной экономики
10
1.3. Механизмы финансового регулирования 14
2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВО В РОССИИ
17
2.1. Особенности и роль малого и среднего предпринимательства в российской экономике
17
2.2. Государственная политика в области малого и среднего бизнеса
21
2.3. Перспективы и потенциал малого и среднего предпринимательства в условиях российской экономики
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
31
В январе-сентябре 2011 г. производство продукции
(работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительно
аналогичного периода предыдущего года.
При этом увеличение более значительно,
чем по итогам января-сентября 2010 г.
К основным проблемам также можно отнести
нежелание государства видеть в секторе
малого бизнеса равноправного субъекта
экономических отношений, наиболее активного
и подвижного участника процесса рыночных
преобразований, который при минимальных
собственных ресурсах обеспечивает высокую
оборачиваемость капиталовложений. Мелкий
собственник не имеет каких-либо существенных
преимуществ в кредитно-финансовой и в
налоговой системах, в таможенной защите,
испытывает значительные препятствия
в развитии бизнеса, действует в необычайно
сложных условиях для выживания. Для представителя
малого бизнеса становится невыгодной
какая-либо предпринимательская деятельность
в сфере производства, и в большей мере
он стремится утвердиться в торговле или
посредничестве.
Отношения представителей малого бизнеса
с местной властью являются сложными и
противоречивыми. С одной стороны, малые
предприятия становится естественной,
объективной и надежной опорой власти
в решении экономических проблем на местном
уровне, что обеспечивает данному сектору
некоторую поддержку. С другой стороны,
малый бизнес на местном уровне оказывается
в полной зависимости от бюрократического
аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность
правового положения государственного
служащего позволяет чиновнику использовать
свое служебное место для изъятия значительных
финансовых и материальных средств у представителей
малого бизнеса в обмен на выдачу тех или
иных разрешительных документов, которые
он обязан выдавать в рабочем режиме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое предпринимательство - неотъемлемый
элемент рыночной системы хозяйства, без
которого экономика и общество в целом
не могут нормально существовать и развиваться.
Мелкие предприниматели представляют
собой наиболее многочисленный слой частных
собственников и в силу своей массовости
играют значительную роль не только в
социально-экономической, но и в политической
жизни страны. Мелкие предприниматели
обеспечивают укрепление рыночных отношений,
основанных на демократии и частной собственности,
а по своему экономическому положению
и условиям жизни они близки к большей
части населения и составляют основу среднего
класса, являющегося гарантом социальной
и политической стабильности.
В условиях России, находящейся на начальном
этапе развития рыночных отношений, именно
создание и энергичное развитие сектора
малого предпринимательства должно стать
основой социальной реструктуризации
общества, обеспечивающей подготовку
населения и переход всего хозяйства страны
в мир рыночной экономики.
Меры, которые до настоящего времени были
предприняты государством в сфере малого
бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный
характер. Предоставление некоторых льгот
неизбежно сопровождается ужесточением
других мер, противодействующих развитию
этого сектора экономики. Пренебрежение
государства к интересам малого бизнеса
отрицательно сказывается на политических
предпочтениях предпринимателей.
Начиная попытки определить такое понятие
как «малое предпринимательство» нужно
принять во внимание, что чаще всего определение
того или иного предмета зависит от интересов
понимающего лица, целей определения и
уровня развития конкретного окружения,
в котором должно применяться это определение.
Но, определяя для себя термин «малое предпринимательство»
можно выделить следующее:
определения малых и средних предприятий
разнятся не только по странам, но в том
числе и внутри страны по отраслям и территориям;
-всякое определение дается в зависимости
от практических нужд и служит определенным
целям;
-большая дифференциация определений
показывает, что малые предприятия не
имеют четких определений границ.
Чаще всего при определении малого предприятия
принимается во внимание его размер, устанавливающийся
на основе показателя численности работников,
количества основных производственных
фондов или оборота капитала. Однако не
следует забывать об условности данных
показателей и понимать, что основным
признаком малого и среднего предпринимательства
служит численность занятых - не более
500 человек.
Очевидно, что количественные показатели
удобны для бюрократов, но с их помощью
нельзя определить существенные черты,
дающие возможность предприятиям добиться
успеха, составляющие секрет высокой эффективности
малого предпринимательства.
Вот почему необходимо изучение качественных
характеристик малых предприятий, которые
являются наиболее важными для понимания
сути малого предпринимательства.
Учитывая сложность происходящих в России
преобразований, следует иметь в виду,
что базисом этих реформ и гарантом их
необратимости может служить только многочисленный
средний класс общества. Основу формирования
среднего класса составляют именно мелкие
предприниматели, которые представляют
собой одну из реальных сил, обеспечивающих
социально-экономическое возрождение
России, укрепление ее государственности,
сохранение и развитие демократии.
Таким образом, в силу объективных причин
и факторов на современном этапе социально-экономических
преобразований в России вопросы поддержки
и развития предпринимательства, и в первую
очередь малого бизнеса, неизбежно должны
выдвигаться в центр государственной
политики. Анализ ситуации свидетельствует
о том, что малое предпринимательство
начинает играть все более весомую роль
в развитии национальной экономики, становится
важным фактором социальной и политической
стабильности в обществе. Фактически за
все годы реформ именно малый бизнес был
единственным растущим сектором экономики,
обеспечивающим отдачу вложенных средств
и эффективное использование ресурсов.
Он вбирал в себя основную часть трудоспособного
населения, высвобождаемого из других
секторов, снимая тем самым острые социальные
проблемы.
В развитых странах со сложившейся рыночной
экономикой малое предпринимательство
пользуется государственной поддержкой,
поскольку оно обеспечивает необходимую
для нормального функционирования народного
хозяйства конкурентную среду, способствует
росту промышленной продукции, совершенствованию
технологических процессов, снижению
безработицы. Государственная поддержка
особенно нужна малому предпринимательству
в условиях перехода плановой экономики
к рыночной, когда предприниматели вступают
в конкурентную борьбу со сложившимися
за долгие годы монопольными структурами,
главенствующими на внутреннем и внешнем
рынке, обладающими большими финансовыми,
материальными и людскими ресурсами и,
как правило, базирующихся на наиболее
эффективных источниках сырья.
Отношение к предпринимательству в российском
обществе хотя и противоречиво, но ориентировано
на его дальнейшее развитие и в целом доброжелательно.
Более того, именно предприниматели выступают
сегодня для большинства россиян социально-политическим
лидером. Россияне оценивают малых предпринимателей
как новую реальную силу на российском
политическом Олимпе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев А.И. Предпринимательство:
проблемы собственности и культуры. –
М.: Наука, 2006 г.;
2. Блинов А.О. Малое предпринимательство.
Организационные и правовые аспекты деятельности.
– 2-е изд. – М.: «Ось-89», 1999.;
3. Блинов А.О. Государственная политика
малого предпринимательства в США и Японии.
// Маркетинг. 2011 г., № 2;
4. Блинов А.О., Бутенко О.В., Кестер Я.М. Экономика
и организация малого предпринимательства.
– М.: ФОН, 2003 г.;
5. Горбунов Э.П. Об условиях развития малого
и среднего бизнеса. // экономист. 2010г.,
№ 1;
6. Государство и малый бизнес. – М.: ИНИОН
РАН, 2010 г.;
7. Евенко Д.А. Мелкий бизнес
в Западной Европе. – М.: 2009 г.;
8. Зевелев В.А. Малый бизнес
– большая проблема России. – М.: Менеджер,
2010 г.;
9. Каминка А.И. Основы предпринимательства.
М.: Корпоративном институте, 2006.;
10. Лизинг для малых предприятий. –
М.: РАРМП, 2010 г.;
11. Лизинг в России: правовые
документы. – М.: АКДИ, 2009 г.;
12. Льготные налогообложения
малых предприятий // Экономика и жизнь,
2000, № 25;
13. Малое предпринимательство
в контексте российских реформ и мирового
опыта // Под ред. Чепуренко А.Ю. – М.: РНИСиНП,
2006 г.;
14. Малое предпринимательство в
России. Проблемы и перспективы (аналитический
вестник). – М.: РАМРП, 2009г.