Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа
Защитить так, чтобы ею пользоваться, чтобы извлекать все ту же выгоду. Еще труднее нам бывает понять, что и зачем нужно защищать, не видя перед собой реальных противников, конкурентов. Кому нужна эта информация, задаемся мы вопросом, забывая, что речь идет о нашей собственности. Нашим традициям не свойственно употребление понятия права собственности на информацию. Украденную информацию, как и любую частную собственность можно попытаться вернуть, но в отличие от всего другого, пользоваться ей повторно уже, видимо, не имеет смысла.
Введение 2
1. Понятие и сущность коммерческой тайны на предприятии 3
2. Информация, относящаяся и не относящаяся к коммерческой тайне 8
2.1 Информация, составляющая коммерческую тайну 8
2.2 Информация, не являющаяся коммерческой тайной 10
3. Обладатели и правопреемники коммерческой тайны 12
4. Хищение коммерческой тайны фирмы 14
5. Организация защиты коммерческой тайны на предприятии 16
Заключение 24
- состав поставщиков, партнеров, заказчиков;
- данные о получаемых и прорабатываемых заказах и предложениях;
- сведения о подготовке и ведении переговоров.
Примечание: Коммерческую тайну составляют и косвенные данные, анализ которых может способствовать получению информации, указанной в приведенном выше перечне.
2.2 Информация, не являющаяся коммерческой тайной
Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой какой-либо государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль над деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
К сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся:
- учредительные документы
(решение о создании
- документы о
- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
- документы об уплате
налогов и обязательных
- сведения о загрязнении
окружающей среды, нарушении
- сведения об участии
должностных лиц предприятия
в кооперативах, малых предприятиях,
товариществах, акционерных
Эту информацию фирма должна предъявить по первому требованию должностных и юридических лиц, нуждающихся в этой информации.
3. Обладатели и правопреемники коммерческой тайны
Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.
Правопреемники - это физические и юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.
Обладатель тайны – это лицо, обладающее на законном основании информацией, составляющей тайну, и соответствующими правами в полном объёме.
Обладатели коммерческой
тайны - это физические (независимо
от гражданства) и юридические лица
(коммерческие и некоммерческие организации),
занимающиеся предпринимательской
деятельностью и имеющие
Обладатель коммерческой тайны имеет право:
1). Самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором);
2). Устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны (если это не нарушает обязательств, принятых им на себя по договору);
3). Требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности);
4). Допускать (прекращать допуск) лицо, состоящее в трудовых отношениях (работник), с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе, что может включать:
- ознакомление работника с нормами законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;
- принятие работником обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны, в том числе о неразглашении коммерческой тайны после увольнения в течение срока, установленного в законе или договоре;
- установление размера заработной платы работника с учетом компенсации за взятую им на себя обязанность по соблюдению режима коммерческой тайны.
Также существуют понятия «носитель коммерческой тайны» – лицо, осведомлённое о коммерческих секретах фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители), документы, изделия, материалы, предметы, вещества и «конфидент коммерческой тайны». Им является лицо, которому в силу служебного положения, договора или на законном основании известна тайна другого лица.
4. Хищение коммерческой тайны фирмы
Похищая информацию, составляющую коммерческую тайну, злоумышленник может преследовать три цели:
Можно выделить несколько причин утечки информации.
Одна из них – несовершенство организации управления на предприятии, недостатки в подборе, обучении и оснащении кадров в службе безопасности предприятия.
Другая – плохая организация обеспечения режима секретности; неудовлетворительная постановка учёта и отчётности, отсутствие регулярных проверок и инвентаризации; слабый контроль со стороны администрации и службы безопасности за выполнением правил и инструкций, регламентирующих порядок обеспечения режима секретности; недостаточное финансирование работ, касающихся режима секретности.
Зарубежные специалисты к числу наиболее вероятных каналов утечки коммерческой тайны относят следующие:
А). Каналы связи (телефон, телеграф, радиосвязь, переписка, Интернет);
Б). Материальные потоки объекта (транспортировка секретных документов, изделий, доставка специальной почты);
В). Человеческий фактор (людские потоки – приём и увольнение работников фирмы);
Г). Совместная деятельность с другими фирмами;
Д). Реклама, публикации в печати, интервью для прессы;
Е). Переманивание ценных специалистов фирмы, конкурирующими фирмами к себе, ради последующего владения их знаниями;
Ж) Внедрение своих людей в состав персонала конкурирующей фирмы;
З). Съём информации с ПК: копирование программной информации с носителей, хищение носителей информации, чтение оставленных без присмотра распечаток программ, несанкционированный доступ к информации.
5. Организация защиты
коммерческой тайны на
Для обеспечения защиты интеллектуальной
собственности на предприятиях вводится
определенный порядок работы с информацией
и доступа к ней, включающий в
себя комплекс административных, правовых,
организационных, инженерно-технических,
финансовых, социально-психологических
и иных мер, основывающихся на правовых
нормах республики или на организационно-
Эффективная защита коммерческой тайны возможна при обязательном выполнении ряда условий:
Включение основных обязанностей рабочих, специалистов и администрации по соблюдению конкретных требований режима в коллективный договор, контракт, трудовое соглашение, правила трудового распорядка.
При организации защиты коммерческой тайны, имущественных и финансовых ценностей директор (президент) предприятия (фирмы) руководствуется, прежде всего, экономической целесообразностью. Здесь обязательно надо учитывать два момента:
1) затраты на обеспечение
экономической безопасности
2) планируемые меры безопасности
содействуют, как правило,
Центральное место в организации
обеспечения экономической
На предприятиях с незначительным
объемом сведений, составляющих КТ,
а также товарных и денежных средств,
управление обеспечением режима безопасности
может осуществить сам
Служба безопасности (СБ) предприятия (фирмы), как правило, подчиняется непосредственно руководителю предприятия и создается его приказом. Она является структурной единицей предприятия, непосредственно участвующей в производственно-коммерческой деятельности. Деятельность СБ осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями предприятия.
Структура и штаты СБ в зависимости от объема работ и особенностей производственно-коммерческой деятельности определяются руководителем предприятия и, по мнению авторов, должны комплектоваться инженерно-техническими работниками специалистами основного профиля работы данного предприятия (фирмы), а также специалистами, имеющими практический опыт защиты информации или работы с различными группами людей. Назначение на должность начальника СБ предприятия (фирмы), а также его освобождение производится только руководителем предприятия.
Вышеназванные и другие требования
вносят в Положение о службе безопасности,
которое разрабатывается по указанию
директора.
Наиболее оптимальная структура СБ может
быть определенная при анализе всех функций
обеспечения экономической безопасности
и выделении из всего комплекса тех, которые
наиболее адекватно соответствуют производственно-коммерческой
деятельности предприятия (фирмы).
Для выполнения этого этапа работ приведем
наиболее полный комплект функций, выполняемых
с привлечением специалистов предприятия
службами экономической безопасности.
Таблица 1 – Обеспечение защиты коммерческой тайны на предприятии
Информация о работе Организация защиты коммерческой тайны на предприятии