Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 21:50, курсовая работа
Малое предпринимательство – это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.
Введение
1. Основы государственной поддержки малого бизнеса
1.1 Основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства
1.2 Поддержка предпринимательства на муниципальном уровне
1.3 Нормативно-правовые основы поддержки малого предпринимательства
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства
2.2 Существующие программы развития малого предпринимательства в городах-миллионниках
2.3 Основные направления и механизмы программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Казани
3. Специфика и перстпективы развития малого предпринимательства в МО г.Казань
3.1 Эффективность реализации мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2010г.г. в г. Казани
3.2 Рекомендации в развитии основных направлений Программы развития и поддержки малого предпринимательства
в г. Казани на 2011-2014г.г.
Заключение и рекомендации
Список литературы
Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.
2. Государственный аппарат
системы поддержки малого
В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП.[25] Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Шестьдесят региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», одиннадцать – «учреждение», один – «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их – более ста семидесяти. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды – органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.
Таким образом, государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.
2. Особенности развития малого и
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.
Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику.[26]
Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.
Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства – снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка.
Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства. Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.
Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка.
Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.
Эти недостатки говорят о том, что в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.
2.2 Существующие программы
В настоящее время малый бизнес полностью вошел в сферу интересов банковских структур. Если раньше крупные российские банки только помышляли о работе с предпринимателями, то теперь малый бизнес и его представители стали для них желанными клиентами. Высокая конкуренция между банками в сфере сотрудничества с малым бизнесом делают кредиты для бизнеса более доступными. Необходимо отметить, что в настоящее время в результате конкуренции банки не только предоставляют кредиты на развитие уже существующего бизнеса, но и выдают кредиты на открытие бизнеса, что стало большим толчком для развития малого бизнеса в целом. Эти кредиты получили название «start-up», т.е. кредиты для реализации стартовых проектов.
Во всем мире существует практика франчайзинга, или покупки торговой марки, бренда. Это значит, что вы покупаете у правообладателя право производить продукцию под его маркой, которая уже имеет спрос, разрекламирована и, скорее всего, в скором времени начнет приносить доход. Правда, Для России такая практика пока является новинкой. Преимущества очевидны – товар уже адаптирован на рынке, технология отработана, рынки сбыта ясны. Остается взять кредит, который в этом случае получить проще, и не испортить начатое дело.
Кредитование малого бизнеса уже давно стало наиболее распространенным видом кредитования среди широкого перечня банковских услуг. Для многих предприятий и индивидуальных предпринимателей кредитование малого бизнеса является единственной возможностью развития предприятия, расширения малого бизнеса. На полученный кредит для бизнеса можно произвести диверсификацию производства, расширить ассортимент и перечень выпускаемой продукции или же предлагаемых услуг. Многие компании предпочитают пользоваться возможностью получения денежного займа, поскольку будущие обороты и прибыли от выгодного вложения средств позволят с лихвой вернуть полученный кредит для малого бизнеса.
В настоящее время во всех городах-миллионниках действуют программы поддержки и развития малого предпринимательства, это обусловлено важностью этой структуры для экономики города в частности, и также для развития экономики страны в целом.
Необходимо рассмотреть наиболее важные и интересные аспекты некоторых муниципальных программ поддержки и развития предпринимательства с целью изучения опыта передовых городов-миллионников. Ключевые моменты этих программ представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные мероприятия программ поддержки и развития малого предпринимательства городов-миллионников
Город |
Название программы |
Годы |
Основные моменты |
Екатеринбург |
2008–2010 |
1.Содействие развитию организация образовательных семинаров и консультаций в Школе молодого предпринимателя; содействие в организации и проведении мероприятий Дня карьеры 2. Содействие развитию женского предпринимательства: обучение основам ведения бизнеса и оказание бесплатных консультаций 3. Обучение и переподготовка спец 4. Создание и информационное
сопровождение сайта «Деловая
сеть малого и среднего | |
Нижний Новгород |
Программа Развития малого и среднего предпринимательства В городе нижнем новгороде |
2009 - 2011 |
1.Информирование СМСП о 2. Формирование Реестра 3. Размещение в сети Интернет
на официальном сайте 4. Создание и ведение реестра
субъектов малого и среднего
предпринимательства города 5. Повышение квалификации работников организаций малого и среднего предпринимательства на конференциях, семинарах, встречах, форумах, а также на мероприятиях по актуальным проблемам предпринимательской деятельности на городском, российском и международном уровнях. 6. Организация системы 7. Привлечение СМСП к участию
в межрегиональных и |
Новосибирск |
«Развитие оптовой и розничной торговли в Новосибирске» |
2004 – 2020 годы, с ежегодным формированием списка мероприятий. 2004 – 2006 гг. – I этап – первоочередные мероприятия; 2007 – 2010 гг. – II этап – среднесрочные мероприятия; 2011 – 2020 гг. – III этап – перспективные мероприятия | |
Омск |
«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2009 – 2012 годы» |
2009 – 2012 |
1.Участие представителей 2. Предоставление субсидий на
компенсацию части суммы 3. Формирование и 4. Информационное наполнение 5. Организация участия 6. Организация и проведение 7. Проведение городского |
Самара |
Программа Поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Городского округа самара на 2008 - 2012 годы |
2008 - 2012 |
Предоставление бюджетных средств организациям, предоставляющим гарантии поручительства) по заемным средствам субъектам малого и среднего бизнеса |
Санкт-Петербург |
«Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства» |
2008-2011 |
Субсидии на возмещение затрат, связанных с получением кредитов в коммерческих банках с целью приобретения основных и пополнения оборотных средств для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг. |
«Бизнес-инкубатор» |
Оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства путем предоставления субъектам малого предпринимательства на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов со ставкой арендной платы и комплекса услуг на безвозмездной основе: · почтово-секретарские; · консультационные по вопросам налогооблажения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения; · обеспечения доступа к информационным базам данных; · внешнего бухгалтерского обслуживания; · технического обслуживания; · иных услуг, в зависимости от специализации бизнес-инкубаторов; | ||
«Сертификация продукции, работ, услуг» |
Возмещение произведенных затрат в связи: с получением сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии при обязательном или добровольном подтверждении соответствия требованиям к товарам (работам, услугам) | ||
«Внедрение информаци-онных и коммуникационных технологий для субъектов малого предпринимательства» |
Организации и проведения на безвозмездной основе очного и дистанционного обучения субъектов малого предпринимательства по применению современных информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ), включающих электронную коммерцию: 1)реализацию товаров, работ и услуг посредством Интернета; 2)организации и проведения на
безвозмездной основе | ||
«Технологические стажировки» |
Развитие кадрового потенциала субъектов малого предпринимательства, путем организации стажировок по приобретению опыта работы у иностранных партнеров в сфере малого предпринимательства, использующих передовые технологии и системы управления производственными процессами для субъектов малого предпринимательства на льготных условиях: · бесплатное участие субъектов малого предпринимательства в программах стажировок; · бесплатное проживание для субъектов малого предпринимательства в случае проведения стажировок в Организациях, расположенных на территории иностранных государств. | ||
«Основы предпринимательства для студентов» |
Распространение знаний по основам ведения предпринимательской деятельности и привлечение студентов высших учебных заведений и образовательных учреждений среднего профессионального образования Санкт-Петербурга для работы в малом предпринимательстве | ||
«Региональный университет малого бизнеса» |
Организация комплексной системы обучения для субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, обеспечивающих: · бесплатное обучение основам ведения бизнеса начинающих субъектов малого предпринимательства. Под начинающими субъектами малого предпринимательства в целях настоящей Программы понимаются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность не более одного года; · обучение по основным направлениям ведения бизнеса, реализацию программ повышения квалификации, подготовки (переподготовки) кадров на условиях частичной оплаты субъектами малого предпринимательства в зависимости от программы обучения, но не более 2/3 от стоимости программы обучения. | ||
«Выставочно-ярмарочная деятельность» |
Субсидии на возмещение затрат субъектов малого предпринимательства в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возникающих при участии в выставках (ярмарках) | ||
«Высококвалифицированный мигрант» |
Организация и проведения на безвозмездной основе выездных ярмарок вакансий для привлечения высококвалифицированных кадров из регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья | ||
«Студенческий бизнес-инкубатор» |
Создание студенческого бизнес-инкубатора, предусматривающего: · предоставление на безвозмездной основе студентам (аспирантам) высших учебных заведений Санкт-Петербурга помещений с оборудованными рабочими местами для реализации бизнес-проектов, разработанных студентами; · оказание консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, бизнес-планирования. | ||
«Женский центр предпринимательства» |
Поддержка женщин, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), а также субъектов малого предпринимательства, руководителями которых являются женщины путем: · оказания информационной и методической поддержки общественным объединениям, оказывающим поддержку субъектам малого предпринимательства; · осуществления консультирования по вопросам ведения предпринимательской деятельности; · организации и проведения мероприятий по обучению и повышению квалификации; · организации и проведения мероприятий по обсуждению проблем ведения предпринимательской деятельности, с представителями международных женских организаций, а также с субъектами малого предпринимательства из других регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья; · оказания услуг по подбору персонала; · организации специализированной выставки достижений субъектов малого предпринимательства. | ||
«Выходим в регионы» |
Стимулирование и поддержка реализации товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства в Санкт-Петербурге путем: · проведения исследований экономической конъюнктуры регионов Российской Федерации, где возможна реализация товаров (работ, услуг) субъектов малого предпринимательства анализа и оценки, наиболее эффективных с точки зрения развития малого предпринимательства Санкт-Петербурга регионов присутствия; · изучения и оценки производственного потенциала, формирования реестра субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), ориентированные на сбыт в регионах присутствия; · проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства, реализующих товары (работы, услуги) в регионах присутствия; · организации и обеспечения деятельности представительств субъектов малого предпринимательства в регионах присутствия; · продвижения товаров (работ, услуг), включая рекламу, маркетинг, услуги по популяризации товаров (работ, услуг) субъектов малого предпринимательства в регионах присутствия, оказание содействия в заключении договоров о реализации товаров (работ, услуг). | ||
«Аутсорсинг» |
Субсидии на возмещение затрат связанных с получением бухгалтерских, юридических, информационно-технологических и других услуг с применением системы аутсорсинга в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг при осуществлении предпринимательской деятельности. Под аутсорсингом понимается передача функций или части функций по управлению организацией сторонним организациям. Услуги оказываются на безвозмездной основе. | ||
«Основы предпринимательства для школьников» |
Распространение знаний по основам ведения предпринимательской деятельности среди учащихся 9-11 классов образовательных учреждений, формирования положительного имиджа малого предпринимательства с целью дальнейшего привлечения школьников для работы в малом предпринимательстве путем: · разработки программ по основам предпринимательства; · разработки и тиражирования методических пособий по программам по основам предпринимательства | ||
«Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям» |
Предоставление субсидий на возмещение затрат связанных с внесением платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям мощностью менее 100 кВА в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг при осуществлении предпринимательской деятельности. | ||
«Субсидирование арендной платы для отдельных категорий арендаторов объектов нежилого фонда, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для Санкт-Петербурга виды деятельности» |
Предоставления субсидий в целях возмещения затрат на арендную плату по договорам аренды объектов нежилого фонда в связи с производством (реализацией) товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении приоритетных видов деятельности | ||
«Приобретение основных средств в лизинг» |
Предоставление субсидий на возмещение затрат связанных с приобретением основных средств в лизинг в связи с производством | ||
«Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» |
Выдача начинающим предпринимателям субсидий в размере 300 тыс. руб. Эта сумма должна составлять 70% затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, 30% затрат предприниматель покрывает из собственных средств. Средства можно потратить на приобретение основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, получение необходимых лицензий и разрешений. Обязательным условием участия в программе является наличие бизнес-проекта по созданию и развитию собственного бизнеса прохождение краткосрочного обучения в форме семинаров. |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы развития малого предпринимательства в городах-миллионниках максимально приближены к прямому потребителю – то есть субъектам малого предпринимательства. Все эти программы заключают в себе особенные мероприятия по поддержке малого бизнеса, подходящие данному городу на данный момент времени. Во всех программах развития и поддержки малого предпринимательства есть общие направления реализуемых мероприятий, которые составляются в соответствии с федеральной программой поддержки предпринимательства. Необходимо отметить, что некоторые мероприятия дублируются в программах разных городов реализуемых в разное время, это происходит вследствие различий степени развития малого предпринимательства в городах – те мероприятия, которые уже отработаны в городах с высокой степенью развития поддержки субъектов малого бизнеса, заимствуются городами, где такой уровень поддержки муниципалитетами предпринимателей еще не достигнут.
2.3 Основные направления и
В Татарстане малому и среднему бизнесу, работающему в приоритетных отраслях экономики, компенсируют часть процентов по кредитам, привлеченным в российских банках. Решение о предоставлении компенсации принимается Попечительским советом Инвестиционно-венчурного фонда РТ отдельно по каждому инвестиционному проекту, связанному с развитием и расширением собственного производства товаров (работ, услуг), либо внедрением в производство новых наукоемких технологий, в приоритетных отраслях экономики Татарстана.
Приоритетные отрасли экономики определяются Инвестиционным меморандумом республики ежегодно. В 2009 году были определены следующие приоритетные отрасли:
· энергетический сектор;
· нефтехимическая и химическая промышленность;
· машиностроение, автомобилестроение;
· авиастроение;
· агропромышленный комплекс;
· пищевая промышленность;
· производство строительных материалов. [27]
Основными условиями предоставления компенсации являются:
· Создание или развитие проектов;
· Срок реализации инвестиционного проекта не более 3-х лет;
· Кредит должен быть получен в рублях в сумме до 30 млн. рублей;
· Компенсация предоставляется в объеме не более ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент уплаты процентов субъектом малого и среднего предпринимательства и т.д.
Вопрос по административным препонам уже неоднократно поднимался Президентом РТ и представителями малого бизнеса, а также на федеральном уровне. Тем не менее, четкой позиции по нему пока не выработано. В республике насчитывается более 20 организаций, обладающих контрольно-надзорными функциями. За первое полугодие в Татарстане республиканскими контрольно-надзорными органами было проверено 24 тысячи юридических лиц и более 7,5 тысячи индивидуальных предпринимателей.
Информация о работе Основы государственной поддержки малого бизнеса