Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений по повышению эффективности управления производством в регионе.

Достижение поставленной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач. отражающих логику дипломного проекта:

- выявление теоретических основ промышленной политики;

- проведение анализа современной промышленной политики проводимой в российских регионах.

- определения ее места и роли в системе мер государственного регулирования;

- исследование экономического и производственного потенциала промышленного производства Магаданской области и обоснование отраслевых приоритетов, разработка мер управления на региональном уровне:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 8

1.1 Сущность промышленной политики 8

1.2 История развития промышленной политики в России 17

1.3 Региональная промышленная политика как инструмент развития промышленного производства 32

2. АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 37

2.1 Структура промышленного производства Магаданской области 37

2.2 Тенденции развития промышленного производства Магаданской области 42

Прогнозная оценка рыбной деятельности 44

2.3. Оценка перспектив развития промышленного производства в Магаданской области 55

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 72

3.1 Проблемы развития производства в Магаданской области (на примере горнодобывающей отрасли) 73

3.2 Предложения по улучшению промышленной политики в сфере недропользования 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Список использованной литературы 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом переделанный.docx

— 319.25 Кб (Скачать файл)

Третью группу составляют производства, ориентированные главным  образом на внутриобластной потребительский  спрос. Важными условиями увеличения производства товаров потребительского назначения являются рост реальных доходов  населения, повышение качества продукции.

В структуре промышленного  производства области всегда доминировала золотодобывающая отрасль, формирующая  на 62-66% объемы производства и обеспечивающая большую часть населения Центральной  Колымы работой и доходом.

 Недра области характеризуются значительными прогнозными ресурсами золота, серебра, железа, полиметаллов, молибдена, меди, бурого и каменного угля. Высоко оценены перспективы территории на углеводородное сырье, большая часть которого сосредоточена на Примагаданском шельфе Охотского моря.

Устойчивая работа энергосистемы  имеет важнейшее значение для  функционирования всех видов экономической  деятельности и жизнеобеспечения населения. Территория области на 100% обслуживается  в энергетическом плане центральным  энергоузлом ОАО "Магаданэнерго", генерирущие мощности которого представлены двумя тепловыми электростанциями (Магаданской ТЭЦ и Аркагалинской  ГРЭС) и Колымской гидроэлектростанцией. Потенциальные энергоресурсы реки Колымы оставляют 40 млрд. кВт. Следующей  по очередности строительства на реке Колыме гидроэлектростанцией является Усть-Среднеканская ГЭС, относительно дешевая электроэнергия которой  позволит снизить издержки и развивать  ее промышленное производство.

Важной отраслью для экономики  региона является рыболовство. Индекс производства в рыболовстве составил 107,4%.

Анализ основных экономических  показателей отраслей в период с 2008 по 2010 годы говорит о положительной  динамике развития горнодобывающего производства.

В результате анализа внутренних и  международных тенденций формирования рынка минерального сырья мною выделяются три основных направления развития минерально-сырьевого комплекса  Магаданской области:

  • дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли, основанной на вовлечении в отработку крупных и средних рудных месторождений золота и серебра, при сохранении россыпной золотодобычи на уровне 10-12 тонн;
  • добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов  (нефть, газ, бурый уголь, торф);
  • освоение месторождений цветных и черных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых.

Предложения по улучшению  промышленной политики в сфере недропользования

1. С целью оперативного решения вопросов обеспечения горнодобывающих предприятий (особенно добывающих россыпное золото) сырьевой базой,

- пересмотреть положения  приказа МПР РФ от 22 мая 2006 г.  № 120 «Об утверждении временных  методических рекомендаций о  порядке формирования перечней  объектов, предлагаемых для предоставления  в пользование» и передать  полномочия по утверждению перечней  объектов, предлагаемых для предоставления  в пользование с запасами и  ресурсами,  определенными приказом  Роснедра от 15 ноября 2004 г. № 393  территориальным органам управления  государственным фондом недр.

2. С целью повышения эффективности отработки техногенных россыпей и повышения их привлекательности для недропользователей,

- предоставлять лицензии  на право пользования техногенными  россыпями без проведения конкурсов  и аукционов на основании решения  комиссии

- разрешить недропользователю   проводить добычу полезных ископаемых  из техногенных россыпей в  границах горного отвода, предоставленного  в соответствии с лицензией  без  геологического изучения  недр;

- исключить из основных  требований к рациональному использованию  и охране недр проведение государственной  экспертизы и государственный  учет запасов полезных ископаемых, по отношению к техногенным  россыпям, представляющим собой  вторичный комплекс переработки  сырья. 

3. С целью введения дифференцированного подхода при налогообложении НДПИ,

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации  следующее изменения:

1) в статье 342: а) пункт 1 дополнить подпунктом 51:

«51) золота из россыпных месторождений, расположенных в отдаленных, труднодоступных районах с отсутствием инфраструктуры и удаленных от дорог с твердым покрытием более чем на 200 км. Отнесение месторождений к категории, указанной в настоящем подпункте, осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, и фиксируется в лицензионном соглашении;».

4. С целью упорядочения предоставления права пользования недрами общераспространенных полезных ископаемых,

внести поправки в ФЗ «О недрах» № 2395-1 и дополнить пункт 6 статьи 10.1 «Основания возникновения  права пользования участками  недр» абзацем следующего содержания: «государственный (муниципальный) контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, содержанию автомобильных  дорог, гидротехнических сооружений и  иных линейных объектов, заключенный  в соответствии с Федеральным  законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных и муниципальных  нужд».

Важным для региона  и в целом для страны является воссоздание в  Магаданской области  прибрежного промышленного комплекса, как одного из мировых центров  морского зверобойного промысла. Для  осуществления этого вида промысла, связанного прежде в единую производственную схему со звероводством, кожевенным и меховым производством, необходимо строительство на отечественной  судоверфи специализированных зверобойно-рыболовных судов ледового класса, обеспечивающего  многоцелевое использование их на добыче тюленей, моржей, на промысле и на приемке  рыбы в весенне-летний и осенний  периоды. Включение в производственную программу по морзверобойному промыслу блока по фармакологическому и косметологическому использованию данного вида сырья, строительство берегового модульного завода по безотходной переработке  тюленей, значительно увеличит доходную часть проекта.

Позитивные тенденции  в российской экономике дают возможность  регионам постепенно переносить акцент в отношениях с зарубежными странами на торгово-экономическое сотрудничество, уделяя при этом больше внимания созданию у себя благоприятного инвестиционного  климата, мерам по продвижению собственной  экспортной продукции. Региону предстоит  большая работа во внешнеэкономической  сфере, изучение экономического потенциала сопредельных государств, перспективных торгово-экономических и инвестиционных предложений иностранных партнеров, работа с соотечественниками за рубежом.

Проанализировав существующую ситуацию в золотодобывающей промышленности, предлагаются следующие направления  развития этой отрасли:

Первое: Дальнейшие перспективы  увеличения добычи золота в России необходимо связывать в наибольшей степени с отработкой коренных месторождений  золота, месторождений нетрадиционных типов, допускающих больше объемную добычу руд с применением прогрессивных технологий переработки.

       Второе: необходимость сохранения уровня россыпной золотодобычи в стране. В ближайшей перспективе, по экспертным оценкам, добыча золота из россыпей по-прежнему будет являться перспективным направлением. Объекты добычи золота из россыпей остаются

Третье: еще одной значимой, существенно влияющей на динамику добычи золота и пуска горных объектов причиной, является несовершенство государственного регулирования отношений недропользования.

Проект Федерального закона "О недрах" в новой редакции призван обеспечить улучшение в  управлении государственным фондом недр, стимулировать воспроизводство  минерально-сырьевой базы, создать  условия экономической свободы  для предпринимательской деятельности в сфере недропользования.

Это позволит:

- сохранить за сырьевыми  регионами экономическую базу  для поддержания экономического  роста; 

- развивать малое и  среднее предпринимательство в  сфере недропользования;

- решать многие социальные  проблемы мелких населенных пунктов; 

- координировать развитие  транспортной инфраструктуры в  регионе; 

- региональным органам  власти активно участвовать в  привлечении инвесторов в свой  регион;

- собственными средствами  финансировать развитие минерально-сырьевой  базы для среднего и малого  предпринимательства, включив в  состав законодательства о недрах  законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ.

 

Список использованной литературы

 

  1. ФЗ «О федеральном бюджете на 1999г.»
  2. ФЗ «О недрах» № 2395-1 от 30.12.2008 г., 
  3. ФЗ от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  4. ФЗ № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»
  5. Приказ МПР РФ от 22 мая 2006 г. № 120 «Об утверждении временных методических рекомендаций о порядке формирования перечней объектов, предлагаемых для предоставления в пользование»
  6. Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. Регион: ресурсы местного саморазвития: Спецкурс. Вып.восьмой. Науч.ред.– М.:ЬСТ, 2005.
  7. Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / Журнал «Экономист», А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев – 2008. №2.
  8. Архангельский В.П. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.П. Архангельского, А. В. Будорина, В. И. Кушлина и др.;– 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2006.
  9. Астахов Н., Буткевич В., Макалкин И. Амортизационный ресурс. Что тормозит обновление производственной базы // Экономика и жизнь. 2007г. №12. С. 2-3.
  10. Баскин А., Наумик В., Одесс В., Савельева Л. Все прогрессы реакционны, если рушится человек // Экономика и жизнь. 2007г. №12. С. 1.
  11. Белецкий Ю., Ивантер А., Кириченко Н. Счастье в долг не возьмёшь // Эксперт. 2009г. №1-2. С. 7-13.
  12. Белоусов А. Три кита промполитики // Эксперт. 2008г. №41. С. 18.
  13. Будылин С., Матвеев Г. Приглашение на казнь // Эксперт. 2009г. №16. С. 32-33.
  14. Виноградов В.В. Экономическая роль государства в России / В.В. Виноградов - М.: Экономика России, 2011.
  15. Водянов А. Ржавая пружина // Эксперт.2007г. №22. С. 18-22.
  16. Галиев А., Гурова Т., Краснова В., Рубченко М. Фискальное танго // Эксперт. 2006г. №44. С. 23-27.
  17. Горкин П., Савельева Л. ТЭК в России больше, чем ТЭК // Экономика и жизнь. 2005г. №13. С. 2-3.
  18. Гохберг А. Инновации за свой счёт // Экономика и жизнь. 2010г. №3. С. 23.
  19. Гришин Л., Евдокимов Ю. Знать, чем управлять // Экономика и жизнь. 2010г. №9. С. 21.
  20. Гурова Т., Ивантер А. Точка инновационной опоры // Экспетр. 2005г. №11. С. 13.
  21. Гутман Г. В. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления / Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ – Кострома: КГТУ, 2008.
  22. Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе развития рыночных отношений в России / Р. Р. Дохина: Академия управления «ТИСБИ»: 2009
  23. Ивантер А., Кириченко Н. Экономические риски-99 // Эксперт. 2009г. №1-2. С. 23-24.
  24. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики.-М.,2008.
  25. Кириченко В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России // Российский экономический журнал. 2009г. №8. С. 3-21.
  26. Княгин В.Н., Щедровицкий П.Г. Промышленная политики России-кто оплатит издержки глоболизации? 2011Г. стр.30
  27. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру / Ю. Князев //Общество и экономика - 2008. - № 6.
  28. Колотилкин А., Федченко А. Станки подождут. Обновляем джипы! // Экономика и жизнь. 2008г. №6. С. 2-3.
  29. Кондратенко Н. Особенности национальной экономики // Экономика и жизнь. 2008г. №11. С. 2-3.
  30. Кузнецов Ю. Временщики // Эксперт. 2009г. №11. С. 10-13.
  31. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / под ред. В.И. Кушлина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2011.
  32. Леонов А. К., Региональная океанография, ч. 1, Л., 1960.
  33. Липсиц И. Когда рынку надо помогать // Эксперт. 2007г. №38.     С. 12-15.
  34. Липсиц И., Нещадин А. Промышленная политика: выбор будущего // Экономика и жизнь. 2011г. №7. С. 2-3.
  35. Логвина А. К вопросу об устойчивости бюджетно-налоговой системы // Экономист. 2010г. №3. С. 64-70.
  36. Макаров С. О., "Витязь" и Тихий океан, т. 1—2, СПБ, 1894;

 

  1.  Молодюк  В. Энергетика – тормоз экономики  // Экономика и жизнь. 2010г. №3. С. 21.
  2. Панова М., Рачков Б. Цифры и факты // Экономика и жизнь. 2006г. №11. С. 3.
  3. Попов В. Белка в колесе // Эксперт. 2009г. №15. С. 12-13.
  4. Попов В. Вывоз сырья – это не стыдно // Эксперт. 2008г. №41.     С. 12-14.
  5. Приходько Н. Инвестиции: весна надежды нашей // Экономика и жизнь. 2011г. №11. С. 1.
  6. Рыбак О. Нищета // Экономика и жизнь. 2009г. №7. С. 1.
  7. Савин В. Подмастерья // Эксперт. 2009г. №15. С. 14.
  8. Степанова Е., Струков В. Внешняя торговля: ждём за морем погоды // Экономика и жизнь. 2010г. №6. С. 1.
  9. Струков В. Продовольственная зависимость // Экономика и жизнь. 2010г. №8. С. 1.
  10. Швырков Ю. Государственное регулирование экономики. // Экономист, 2007, №8.
  11. Эйсмонт О. Богатые недра: благо или проклятие? // Эксперт. 2009г. №49. С. 12-13.
  12. Ярцун С.В. Правовые основы государственного регулирования экономики России на современном этапе. М.: Юридическая литература, 2010, 198с.
  13. www.magadan.ru- Сайт администрации Магаданской области
  14. www.kolyma.ru  Региональный информационный портал
  15. www.magadanarchive.ru  Архивный отдел администрации Магаданской области
  16. www.magadanstat.ru Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Магаданской области

 

 

 

1 Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / под ред. В.И. Кушлина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005

2 Княгин В.Н., Щедровицкий П.Г. Промышленная политики России-кто оплатит издержки глоболизации? стр.30 2011г

3 Раздел «Экономический рост в посткризисный период» аналитической части доклада рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации по вопросам государственной промышленной политики, презентация рабочего заседания 29 сентября 2003 года..

4 По данным ЦМЭАКП, в экспортно-ориентированном секторе внутренние цены к мировым и составляют 80-120% от их уровня. Исключением являются цены на сырую нефть (цена конечного потребления - около 50% от уровня мировых цен), которые, по сути, являются внутренними трансфертными ценами вертикально интегрированных компаний, а также регулируемые цены на газ (20-30% от уровня мировых цен).

Информация о работе Оценка эффективности управления производством в регионе (на примере Магаданской области и города Магадана)