Понятие «социально-культурная
сфера» представляется как совокупность
предприятий учреждений, организаций
и органов управления, осуществляющих
производство, распределение, сохранение
и организацию потребления товаров и услуг
социально-культурного и информационного
назначения, обеспечивая удовлетворение
культурных и информационных потребностей.
Социально-культурная сфера в своем существовании
предполагает совокупность средств, форм,
образцов, ориентированных на удовлетворение
указанных потребностей в рамках организованной
государственной и общественной деятельности
и за ее пределами.
Анализ литературы позволяет
нам раскрыть основные черты социально-культурной
деятельности:
- социокультурная деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно;
- социокультурной деятельности присуща целенаправленность;
- социокультурная деятельность отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативностью социальных групп и индивидов;
- социокультурная деятельность обусловлена национально- этническими, региональными особенностями и традициями;
- социокультурная деятельность характеризуется многообразием видов на базе общественно-культурных, художественных, познавательных, политических, социально-бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов населения;
- социокультурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах.
Ведущую роль при определении
понятия «социально-культурной услуги»
играет определение или классификация
потребности, на удовлетворение
которой направлен социально-культурный
сервис: потребностей, удовлетворение
которых требует присутствия в момент
оказания услуги, как ее непосредственного
производителя, так и потребителя. Это
потребности в:
- лечении человеческого организма (здравоохранение);
- обучении (кроме дистанционного);
- культуре (различные зрелища, в том числе театр);
- уходе за человеческим телом (прием у врача, различные лечебные процедуры, массаж, стрижка и т.п.);
- консультациях (юрист, менеджера-страховщик и т.п.);
- ритуальных обрядах (свадьба, похороны, рождение и т.п.);
- досуговых развлечениях (туризм, занятия физическими упражнениями);
- уходе за больными, инвалидами и престарелыми (социальная помощь);
- получении информации и др.
Подобные потребности
могут быть удовлетворены лишь при
одновременном совместном присутствии
непосредственного производителя
услуги (врача, артиста, преподавателя,
водителя, менеджера, социального работника,
официанта и т.п.) и потребителя
(больного, зрителя, студента, пассажира,
клиента и т.п.). Именно это обстоятельство
во многом и определяет суть понятия «социально-культурной
услуги», т.е. оказание услуг непосредственному
носителю социально-культурных потребностей
- человеку, члену данного общества.
Исследование такого понятия
как сфера социально-культурных
услуг наводит на мысль о существовании
первопричины, определяющей потребности
в культурных и социально-культурных
услугах, их наполнение, общественную
и личностную значимость и востребованность.
По нашему мнению, подобной первопричиной
является культура.
Именно в культуре находит
отражение богатство и разнообразие
общественной жизни, а вместе с тем
ее системность, поддерживающая единство
общества и преемственность его
развития. Углубляясь в структуру
культуры, можно увидеть, что она
включает в себя более мелкие составляющие
- субкультуры - которые представляют
своим членам возможность более конкретного
отождествления и общения с себе подобными.
Через социальные и профессиональные
субкультуры сфера социально-культурных
услуг адаптирует общество к культурным
инновациям. Вместе с тем, культура представляется
как процесс и результат духовного производства
и социальной регуляции, обеспечивает
формирование, поддержание, распространение
и внедрение культурных норм, ценностей,
значений и знаний, воплощенных в различных
компонентах культуры. В подобном контексте
социально-культурные услуги - это не только
продукт культуры, но и фактор формирования
менталитета человека.
Обратимся к весьма существенному
для социально-культурных услуг
компоненту культуры - социокультурным
нормам. Подобные нормы вносятся в
сознание человека посредством воспитания
и образования и возникают в процессе
исторического развития общества как
результат выражения практических потребностей
его членов на конкретном этапе жизни,
для упорядочения общественных отношений
на разных уровнях, в разных социальных
организациях. В силу того, что любое общество
представляет собой стратифицированную
систему, которая включает совокупность
различных социальных групп, то специфические
интересы этих групп будут также различаться.
Продолжая анализировать
роль культуры в формировании социально-
культурных услуг, отметим, что культура
развивается в противоречивом единстве
с цивилизацией: потенциал и ценности
культуры способны реализоваться лишь
с помощью цивилизации, но одностороннее
развитие цивилизации способно привести
к забвению высших, идеалов культуры.
Отметим, что культура любого современного
общества представляет собой комплексную
структуру, элементами которой являются
образцы прошлых эпох, инновационные
культурные формы, в том числе
и заимствованные у других народов,
многообразное соотношение общего,
особенного и индивидуального, что
находит отражение в социально-культурных
услугах.
Как известно, культура представляет
собой многофункциональную систему,
где главными функциями феномена
культуры представляются функции человеко-творческая
или гуманистическая
и функция трансляции социального
опыта (информационная). Культуру по
праву можно считать социальной памятью
человечества, средством; жесткого отбора
и активной передачи лучших ее образцов
через социально-культурные услуги. Разрыв
культурной преемственности приводит
к аномалии, обрекает новые поколения
на потерю социальной памяти. Все остальные
функции связаны с вышеназванными функциями
и даже вытекают из них.
Анализ компонентов культуры
позволяет сделать вывод о
том, что именно культура во всех ее
проявлениях и формах является важнейшим
фактором возникновения, формирования
и реализации социально- культурных
услуг. Являясь частью общества, человек
становится носителем определенной
культуры, которая и определяет выбор
и использование социально-культурных
услуг.
Потребление их материализуется
в воздействии на здоровье человека,
его культурно-образовательный уровень,
профессиональные навыки, положение
в социуме и пространстве и
т.п. Все это, на наш взгляд, можно
вложить в понятие социализации
человека, которая происходит под воздействием
и при непосредственном участии различных
социально- культурных институтов.
В свою очередь, институт социально-культурной
услуги занимает особое место в институциональном
пространстве, так как сосредоточил в
своей структуре и специфике функциональные
особенности практически всех социальных
институтов. На фоне наиболее развитых
стран традиционные формы национального
института социально-культурного сервиса
стран со средним уровнем развития уже
не соответствует уровню социетального
развития человечества в целом и не удовлетворяет
потребности населения. Более того, они
не обеспечивают полноценное воспроизводство
общественной жизни и не служат основой
социального прогресса. Внутренняя социально-духовная
мобильность института социального сервиса
позволила ему быть важнейшей организационной
силой в укреплении стабильных отношений.
По нашему мнению, институт социально-культурной
услуги представляет собой организационно-интегральную
модель развития ряда качественных параметров,
определяющих становление социального
государства, устойчивости жизнедеятельного
процесса, зрелость социально- культурных
отношений, формирующих цивилитарный
порядок (от лат civis - человек).
Используя методологию структурно-функционального
анализа института сервиса, предложенную
Е.В. Биндиченко10, можно выделить особенности
института социально-культурной услуги:
- Институт социально-культурного
сервиса через создание условий
и обеспечение процесса социализации
индивидов удовлетворяет их потребности
и притязания и таким образом
обеспечивает функцию адаптации
индивидов и социальных общностей
к институциональной среде государства.
Тем самым снижается количество
и возможность дисфункций в
процессе приспособления всех
элементов социальной структуры
общества к формальным и неформальным
условиям бытия.
- В системе института социально-культурного сервиса выделяется сущностная характеристика данного института, то есть функция воспроизводства собственной структуры и снятия напряжений через построение норм, стандартов, предписаний; и целеполагающая функция, то есть создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей через формирование социального взаимодействия и эффективную институциональную среду внутри системы сервиса.
Отметим существующее мнение,
что основу жизнеспособности и эффективности
института социально-культурного
сервиса как институциональную
инфраструктуру социальной системы
определяет следующая совокупность
факторов:
- Соответствие функционирования организации и предприятий института социально-культурного сервиса внешним требованиям, поступающим по информационным каналам в качестве целеполагающих ориентиров деятельности. Они свидетельствуют об ожиданиях, мотивах и интересах потребителей услуг.
- Историческая совместимость полноценного развития института социально-культурного сервиса по своей организации, целям, задачам с другими имеющими место в обществе социальными институтами.
- Наличие в структуре института социально-культурного сервиса элементов других социальных институтов (экономических, социальных культурных), обеспечивающих своей совокупностью его специфические системные качества.
- Ориентирование институтов социально-культурного сервиса на социальную структуру общества во всем его разнообразии (по ассортименту, качеству, цене).
Согласно существующим мнениям,
институт сервиса в целом и
его подразделения (в том числе
и институт социально-культурного
сервиса), является важнейшей социальной
подсистемой общества и государства
и основополагающим сектором общественного
производства, который может сформироваться
на фоне нового вектора деятельности
государственных и общественных
институциональных структур, направленных
на изменение мировоззрения простых
граждан, их психологии как потребителя
и производителя услуг.
Для полноценного построения
социально-ориентированного государства
с точки зрения социальных и социально-психологических
общественных отношений, необходимо:
- На всех уровнях общественного устройства в процессе формировании социальной политики государства целесообразно исходить из признания, что новые направления развития института социально- культурного сервиса призваны обеспечивать изменения социальной инфраструктуры региона.
- Считать важнейшим социальным фактором полноценного развития общества формирование в обществе легитимного среднего класса, стабильное и долговременное его политическое, экономическое, социальное, культурное и психологическое воспроизводство.
- Ввести в приоритеты социально-культурного развития организацию предприятий сервисного направления, оказывающих услуги некоммерческого или частично коммерческого характера (автоклубы, спортивные объединения, церковные, социальные и культурно- просветительские организации).
- Исходить из утверждения, что неограниченные возможности развития социально-культурного сервиса регионального и национального уровня кроются в совершенствовании имеющих место структур сервиса.
В целом, в трансформации
системно-организационного пространства
институт социально-культурного сервиса
предлагается ориентировать на:
- Формирование современной структуры сервиса с паритетным конструированием в ней отраслей, составляющих часть социетальной инфраструктуры: здравоохранение, образование, информационное обеспечение.
- Многообразие культурных и этнических традиций, имеющих место в современной стране.
- Формирование в стране конкурентоспособной индустрии туризма со специализированными туристско-рекреационными зонами и сервисно- ориентированной в них инфраструктурой.
Необходимость развития института
социально-культурного сервиса с
его компонентами в системе трансформирования
общества подкреплены работами исследователей11, полагающими, что философской основой
влияния института социально-культурного
сервиса является гуманизм, достигнутый
уровень культурного развития. Отличительная
черта таджикского менталитета - соборность,
отражающая приоритеты общественного
над личным, возрастающая роль духовности
в активизации социальной деятельности. Политический фактор
определяет приоритет института социально-культурного
сервиса в реформировании современности,
обусловленный необходимостью стабильности
в ее социальном развитии. В Республике
Таджикистан всегда присутствовала проблема
взаимоотношения людей с властью. Слабое
регулирование социальных процессов приводит
к появлению многочисленных деструктивных
явлений. Выходом из кризиса может быть
создание сильного социального государства,
цель которого - развитие социальной сферы
с внедрением института сервиса как важнейшего
средства преодоления, в том числе, социально-культурной
отсталости. Таким образом, социально-культурная
услуга превращается в систему мер по
защите и развитию духовных ценностей
социальных слоев, обеспечивает благополучие
страны и ее авторитет на международном
уровне. Социально-экономический
аспект института социально-культурной
услуги состоит в превращении его в систему
адаптивного поведения, повышения качества
жизни и интеллектуального развития личности.
Все это обеспечивает стабильность социального
процесса, а становление развития социального
института сервиса в системе трансформации
предполагает всемерное развитие человекосберегающих
технологий как реального необходимого
блага в обустройстве действительности.