Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть понятия и значения малого предпринимательства;
- проанализировать законодательные основы правового статуса субъектов малого предпринимательства;
- выяснить основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
- рассмотреть основные формы, условий и порядка поддержки субъектов малого предпринимательства;
- произвести анализ особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3
1. Малое предпринимательство как субъект гражданско-правовых отношений
1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………………………..стр.6
1.2 Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………….…………..стр.12
1.3 Государственная политика Российской Федерации в отношении малого предпринимательства……………………………………………………..стр.14
Заключение………………………………………………………………..стр.19
Список используемых источников………………………………………стр.22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная предпринимательское право.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, нормативно-правовой основой дальнейшего  развития малого и среднего предпринимательства с 1.01. 2008 г. стал ФЗ № 209-ФЗ.

Анализ предмета регулирования и содержания ФЗ № 209-ФЗ позволяет сделать вывод  о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве  следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство.

ФЗ № 209-ФЗ в  значительной степени развил и уточнил  положения ранее действовавшего ФЗ 1995 г..

Существенная  роль в реализации положений ФЗ № 209-ФЗ принадлежит отдельным субъектам  РФ. К настоящему времени более 55 субъектов РФ приняли свои законы. Наиболее показательный опыт по разработке закона о поддержке малого предпринимательства сложился в Санкт-Петербурге.

В последние  годы малый бизнес приобретает все  больший вес в экономике Санкт-Петербурга. За 2009 год количество СМП возросло на 47055 (на 26%). По состоянию на 01.01.2010 оборот малых предприятий составил 927793 млн. руб., что на 34% выше аналогичного показателя предыдущего 2009 года.

Большим шагом  в правовом регулировании рассматриваемых  правоотношений в Санкт-Петербурге стало принятие в 2008г. Закона Санкт-Петербурга № 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".

Закон Санкт-Петербурга № 194-32 регулирует отношения, возникающие  между юридическими лицами, физическими  лицами и органами государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, и в соответствии с ФЗ № 209-ФЗ устанавливает разграничение полномочий между органами государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Таким образом, вся система нормативно-правового  регулирования развития малого и  среднего предпринимательства направлена на обеспечение экономической свободы, прав и гарантий субъектов малого и среднего предпринимательства. Формирование правовой среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства способствует решению многих проблем, стоящих на пути его развития.

 

1.3 Государственная политика Российской Федерации в отношении малого предпринимательства

 

Российская  Федерация и ее субъекты определяют государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства, разрабатывая и утверждая соответственно федеральные, региональные, муниципальные программы с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности соответствующих органов государственной и местной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Основными принципами государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства являются разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и ответственность названных органов за обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Установление  такой ответственности вызвано  спецификой этого вида предпринимательства, поскольку здесь необходима государственная  и местная поддержка в создании льготных условий для малых и  средних предприятий для их предпринимательской деятельности. Для крупных акционерных обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий государственная политика выражается в создании равных условий для предпринимательской деятельности путем недопущения конкуренции и ограничения монополистической деятельности и экономической концентрации.

Важным принципом  государственной политики является также обеспечение равного доступа  субъектов малого предпринимательства  к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. По ФЗ № 209-ФЗ каждый орган государственной власти и местного самоуправления ответствен за обеспечение благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в своей отрасли или на соответствующей территории.

В ФЗ № 209-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны представлять в органы государственной статистики информацию, полученную ими в связи с осуществлением контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Представляется, что приведенная норма ст. 5 ФЗ № 209-ФЗ не совсем согласуется с принципом государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, что соответствующий орган государственной или местной власти несет ответственность за обеспечение благоприятных условий для развития малых и средних предприятий.

С помощью осуществления  контрольно-надзорных и других административных полномочий можно лишь поставить  дополнительные барьеры при осуществлении  этих видов предпринимательства. Закон  обязывает органы государственной и местной власти не фиксировать создание и деятельность малых и средних предприятий, а активизировать усилия по развитию инфраструктуры поддержки их деятельности. Федеральные, региональные и муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства должны стать отправными точками в дальнейшем его развитии, индивидуальными правовыми актами для конкретных субъектов малого и среднего предпринимательства по оказанию им поддержки. Соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, оценивая возможность оказания поддержки обратившемуся к ним малому и среднему предприятию, участвуют в возникновении того или иного предпринимательского обязательства. Так, предоставляя в виде передачи во владение и (или) пользование государственное или муниципальное имущество на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, орган государственной власти или орган местного самоуправления заключает договор аренды или ссуды. Предоставление субъектам малого предпринимательства поддержки в виде государственной или муниципальной помощи основано на норме подп. 6 п. 1 ст. 19 Закона "О защите конкуренции".

В ст. 7 ФЗ № 209-ФЗ предусматриваются особенности  нормативно-правового регулирования  развития малого и среднего предпринимательства, которые позволяют им иметь благоприятные условия при осуществлении предпринимательской деятельности, в частности специальные налоговые режимы, упрощенная система ведения бухгалтерской и статистической отчетности, особенности участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Следует обратить внимание на то, что особенности нормативно-правового регулирования устанавливаются в ряде случаев в зависимости от того, являются ли участниками хозяйственного оборота малые предприятия, включая и микропредприятия, или средние предприятия.

Одним из важных шагов государства, в деле защиты прав предпринимателей, стало подписание в 2008 г. Президентом РФ, ФЗ РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, данный закон вступил с 1 мая 2009 г.

По мнению председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля, имеет революционный характер. Реализация положений закона позволит на порядок снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом расходы государственных и местных бюджетов на организацию проверок также значительно сократятся, а желающих начать предпринимательскую деятельность граждан станет больше, отметил он.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства  в РФ является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в России являются:

1) развитие субъектов  малого и среднего предпринимательства  в целях формирования конкурентной  среды в экономике Российской  Федерации;

2) обеспечение  благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение  конкурентоспособности субъектов  малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия  субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении  производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение  количества субъектов малого  и среднего предпринимательства;

6) обеспечение  занятости населения и развитие  самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение  доли уплаченных субъектами малого  и среднего предпринимательства  налогов в налоговых доходах  федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области  развития малого предпринимательства  в Российской Федерации являются:

1) разграничение  полномочий по поддержке субъектов  малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность  федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей  субъектов малого и среднего  предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение  равного доступа субъектов малого  и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, принципы эти основные начала, на которых  строится правовое регулирование функционирования малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации.

Государство, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства, разрабатывая и утверждая соответственно федеральные, региональные, муниципальные программы с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности соответствующих органов государственной и местной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Представляется, что в будущем создание благоприятных  условий для доступа к финансам, недвижимости, информации, интеллектуальным ресурсам - таков главный фактор, который в ближайшее время будет влиять на развитие малого предпринимательства и его конкурентоспособность. Без помощи государства и проводимой им политики не обойтись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С момента своего зарождения малое предпринимательство  сформировалось как самостоятельная  сфера экономики, обрело правовой статус, заявило о своих правах, возможностях и насущных потребностях. Однако, несмотря на осознание государством той важной роли, которую малое предпринимательство играет в социально-экономическом развитии и стабилизации общества, проблемы, проявившиеся в самом начале становления малого предпринимательства, остаются в основном нерешенными до сих пор.

Главным в правовом регулировании является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования, чего в настоящее время не существует. Предпринимательство в целом, малое в том числе, регулируется различными отраслями права. При этом упоминание о малом предпринимательстве встречается только в ст. 59 Трудового кодекса РФ и в ст. 18 Налогового кодекса РФ.

До недавнего  времени (до 1 января 2008 г.) в России действовал Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации", который служил основой при принятии субъектами РФ региональных нормативных актов по вопросам малого бизнеса, не являлся надежной правовой базой для поддержки малого бизнеса по целому ряду причин.

За время  действия этого Закона стали видны  его недостатки и просчеты, появились новые реалии. Многие, если не большинство, норм Закона носили так называемый рамочный, или отсылочный, характер. Они не имели прямого действия, образуя лишь правовую основу того, что те или иные вопросы регулируются "в порядке, установленном действующим законодательством". В настоящее время основополагающим является ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Информация о работе Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства